Заочный спор молодых миллионеров из-за акцизов на бензин

Позиции наследника Валерия Джунусова и молодого миллионера из Актюбинска в отношении акцизов на топливо разошлись

Марат Абиев.
Фото: Андрей Лунин
Марат Абиев.

После публикации статьи «Производить больше бензина Евро-5 мешают барьеры», в редакцию Forbes.kz обратился учредитель ТОО «Казахстанский нефтеперерабатывающий завод» (КНПЗ) Марат Абиев, который считает нецелесообразным предложение о повышении акцизов на импортное топливо, озвученное в материале генеральным директором АО «Конденсат» Эдуардом Джунусовым.

Более того, это действие, по мнению Марата Абиева, однозначно приведет к повышению цен на топливо на внутреннем рынке Казахстана, и, в первую очередь, плохо отразится на наших потребителях.

Напомним, что в статье «Производить больше бензина Евро-5 мешают барьеры» Эдуард Джунусов рассказал: «На данный момент произведено около 24 тыс. тонн первого казахстанского бензина экокласса Евро-5 (К5). В принципе, мы имеем возможность производить и больше бензина, но сейчас есть ряд рыночных и административных барьеров, которые мешают производству».

Эдуард Джунусов.
Фото: Архив пресс-службы
Эдуард Джунусов.

Одним из барьеров для увеличения производства, по словам Эдуарда Джунусова, является большая разница между акцизами на импорт и производство. То есть импортированное российское топливо облагается акцизами, которые в разы, а некоторых случаях – в десятки раз меньше, чем на продукцию собственного производства. По информации АО «Конденсат», размер акциза на импорт бензина составляет 4,5 тыс. тенге на тонну, а на производство – 10,5 тыс. тенге, то есть в 2,5 раза дороже стоит произвести бензин в Казахстане, чем его импортировать. Разница в акцизе на летнее дизтопливо еще более колоссальная – 540 тенге на тонну на импорт и 9,3 тыс. тенге на тонну на производство дизтоплива – более чем в 17 раз.

- При вводе пониженного акциза на импорт декларировалось, что она введена для снижения риска дефицита топлива и после завершения модернизации казахстанских НПЗ данная разница будет устранена. Но модернизация Атырауского и Павлодарского заводов уже подходит к концу, a модернизация нашего завода «Конденсат» была завершена с опережением. Соответственно, пониженный акциз на импорт бензина уже сейчас полностью противоречит принципам импортозамещения, - рассказал Эдуард Джунусов. - В частности, как указывалось ранее, мы сейчас произвели 24 тыс. тонн бензина, то есть заместили российский импорт в том же количестве, а могли бы заместить более 70 тыс. тонн. Импортозамещение работает плохо, когда акцизная политика невыровнена и не соответствует интересам отечественного производителя.

Другим барьером для увеличения производства, по информации Эдуарда Джунусова, стало отсутствие доступа к сырью.

- Всем отечественным НПЗ, как большим, так и малым, не хватает нефти, реализуемой на внутреннем рынке республики, по ценам, из которой складываются цены на нефтепродукты на АЗС страны. В большинстве это достигается только за счет тех месторождениий, где участником проекта является государство в лице национальной компании. У остальных недропользователей стоимость сырья близка к мировым ценам. Справедливости ради нужно отметить, что, цены на товарные нефтепродукты в Казахстане составляют 60-70% от цен на международных рынках. Как результат - экспортировать нефть получается более выгодно, - отметил он.

Несогласие с первым тезисом Эдуарда Джунусова, о необходимости повысить акцизы на импортное топливо выразил учредитель КНПЗ Марат Абиев. Он утверждает, что в этом вопросе необходимо учитывать такой важный фактор как территориальность.

- Казахстан ориентируется на топливные цены Российской Федерации, которая, в свою очередь равняется на Европу. Цены на казахстанский бензин стремятся к уровню российских, и для того, чтобы его достичь, стоимость отечественного бензина должна увеличиваться быстрее, - отмечает Марат Абиев. - Цены, выставляемые российскими нефтеперерабатывающими заводами, напрямую зависят от мировых цен на нефть и нефтепродукты. Соответственно, изменения мировых котировок на топливо сразу же сказываются на российском рынке нефтепродуктов.

На примере одной из российских нефтеперерабатывающих компаний – ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» спикер объяснил, как складывается ценообразование. По информации КНПЗ, за основу это предприятие берет котировку Fob Rotterdam, которая является одним из основных показателей мировых цен на топливо.

Ценообразование на нефтеперерабатывающей компаний «ЛУКОЙЛ Нижегороднефтеоргсинтез» складывается следующим образом за основу берут котировку Fob Rotterdam от нее отнимают фрахт до порта Высоцк, железнодорожный тариф с порта Высоцк до станции отгрузки, экспортная пошлина на бензин.

К этому, если ЛУКОЙЛ захочет продавать продукцию своего завода в Казахстан, добавляется железнодорожный тариф до границы РК, НДС РК (12%) и акциз на импорт бензина (4,5 тыс. тенге за тонну).

- В результате, складывается довольно серьезная сумма, и на данный момент российские производители не могут соперничать с отечественными из-за большой разницы в цене. Казахстанский производитель выпускает топливо, которое выигрывает по цене, так как правительство Казахстана регулирует ее. (Бензин марки АИ-80 остается единственным видом топлива, цены на который регулируются государством. Цена на АИ-92/93 перестала регулироваться в сентябре 2015, а на дизель – в августе 2016. – F). Таким образом, с учетом нынешнего акциза на бензин (импортный акциз – 4,5 тыс. тенге, акциз на производство – 10,5 тыс. тенге), стоимость отечественного топлива на внутреннем рынке меньше, чем привозной российский бензин, - уверяет Марат Абиев.

По данным КНПЗ, средняя цена за тонну бензина в ЗКО марки АИ-92 колеблется в районе от $490 до $500 за тонну (152,5 тыс. тенге), в то время как российский бензин на границе РК и РФ стоит $530 - $560 за тонну (170 тыс. тенге). Плюс ко всему, как подчеркивают в компании, необходимо добавить расходы на доставку до нефтебазы или АЗС.

Марат Абиев уверен, что если ставку акциза на импортное топливо сравняют с акцизом на производство, то нарушится баланс.

- На данный момент местные нефтеперерабатывающие заводы из-за нехватки мощностей не в состоянии обеспечить Казахстан необходимым объемом бензина. Сети АЗС покупают бензин у российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) (Роснефть, Газпром и тд). При этом, если ставка акциза на импорт повысится, а казахстанские нефтеперерабатывающие заводы все же смогут обеспечить спрос внутреннего рынка, образуется огромный разрыв в цене между казахстанским и российским топливом, который повлечет за собой увеличение цен на топливо на рынке РК. Сейчас российские поставщики моторного топлива выступают в роли регулятора, и наши заводы, равняясь на эти цены, опускают свои на $20-$30, чтобы, в первую очередь, реализовывать свои объемы. Представьте, что после увеличения акциза на импорт топлива цена на российский бензин АИ-92 К5 на границе РК и РФ поднимется до $615 за тонну – тогда бензин той же марки казахстанского происхождения будет стоить в районе $590 за тонну. У основных давальцев нашей страны не будет причин препятствовать косвенному поднятию цен на местное топливо в виде увеличения акциза на производство, и, удерживая цену продажи на $20-$30 ниже, чем у российских поставщиков они будут без особых проблем продавать это топливо отечественным автозаправочным станциям, - сообщил Марат Абиев.

При этом спикер считает, что даже если цены на нефть будут стабильны, а курс тенге будет укрепляться, увеличение акциза на импортное топливо искусственно увеличит стоимость бензина и дизельного топлива в Казахстане.

- В данном случае цена на бензин подскочит примерно на 3-4 тенге за литр, что абсолютно не соответствует интересам нашего населения, - подчеркнул Марат Абиев.

Учредитель КНПЗ собирается направить письмо в сенат и администрацию президента со своими доводами.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


обозреватель Forbes.kz

 

Статистика

6632
просмотр
 
 
Загрузка...