«Эйр Астана»: На рынке авиаперевозок назревает коллапс

Крупнейшая авиакомпания Казахстана сделала заявление в понедельник, 25 сентября

Фото: © Depositphotos.com/Chalabala

Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение в РК находится под угрозой срыва, сообщил 25 сентября департамент по корпоративным коммуникациям «Эйр Астаны». Такой сценарий событий возможен несмотря на то, что по поручению главы государства от 15 мая 2009 была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2016, одним из приоритетных направлений которой являлось всестороннее развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Конечной целью этого было обеспечение в 2016 внутреннего рынка авиационным керосином, бензином и дизельным топливом отечественного производства.

Однако, пишут в авиакомпании, ситуация с авиатопливом усугубилась в 2017. Основными компаниями-экспортёрами авиационного керосина в Казахстане являются: ПАО «Газпромнефть», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Татнефть», совокупный среднемесячный объем экспорта которых в 2017 снизился до 15 тыс. тонн по сравнению с 44 тыс. тонн в 2016. Более того, на октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так ПАО «Газпромнефть» уведомило о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018.

«В 2017 потребность гражданской авиации в авиационном топливе составляет 800 тыс. тонн, из которых лишь 241 тыс. тонн производится Шымкентским НПЗ, являющимся единственным стабильным производителем авиатоплива в Казахстане. Однако он останавливается на проведение ремонтно-профилактических работ осенью текущего года, что ещё более усугубляет кризисную ситуацию», - сетуют в «Эйр Астане».

На протяжении многих лет субъекты гражданской авиации РК на 70% зависимы от поставок из Российской Федерации, которые носили нецикличный и негарантированный характер. Политика российских ресурсодержателей направлена на реализацию авиатоплива по остаточному принципу.

Другие страны-экспортеры авиационного топлива, такие как Туркменистан, Азербайджан и Белоруссия также испытывают значительный дефицит на внутреннем рынке. При этом, приоритетным регионом для экспорта в незначительных объемах является Афганистан. Ещё один экспортёр - КНР - производит другой тип авиационного керосина – «Джет А-1» - для использования которого потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры аэропортов РК. Таким образом, ввоз альтернативного авиатоплива не представляется возможным в краткосрочной перспективе, подчеркивают в авиакомпании.

«Приостановка поставок топлива из РФ неизбежно приведёт к коллапсу отечественного рынка авиатопливообеспечения и создаёт угрозу функционирования транспортного авиасообщения из/в РК. С августа 2017 Министерство энергетики РК принимает всевозможные меры для разрешения кризисной ситуации, в том числе путём переговоров с Минэнерго РФ. Однако данные антикризисные меры имеют временный характер и перед субъектами гражданской авиации все еще остро стоит вопрос обеспечения авиатопливом в предстоящие месяцы.

Международно признанным стандартом в авиатопливообеспечении перевозчиков, позволяющим сглаживать риски, возникающие по причине дефицита авиатоплива, является диверсификация и страхование запасов за счет создания резервной схемы авиатопливообеспечения и хранения стратегического запаса для национального перевозчика в основных авиаузлах.

В нынешних условиях недостаточных мощностей резервуарного парка аэропортов РК, разрешённый лимит хранения авиатоплива для «Эйр Астаны» позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на 10-дневные сроки. Создание достаточных стратегических резервов необходимо для выполнения долгосрочных производственных программ и обязательств перед пассажирами», - сказано в релизе.

В Министерстве энергетики прокомментировали заявление авиакомпании, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».

- От «Эйр Астаны» были заявления, что на шымкентском заводе будет капитальный ремонт. Мы считаем, что «Эйр Астана» перед тем, как такие громкие заявления делать, могла бы с нами проконсультироваться, тем более у нас прямой контракт. Любой проблемный вопрос мы с ними всегда обсуждаем. Никаких капремонтов, которые повлияют на остановку завода, не предполагается, - сказал на пресс-конференции вице-министр энергетики РК Асет Магауов. По его словам, весной на заводе после капитального ремонта все установки были модернизированы и отвечают требованиям экологических классов К4, К5. Теперь после окончания посевной кампании на шымкентском заводе будет модернизирована установка гидроочистки дизельного топлива. Это никак не повлияет на объёмы производства керосина и бензина.

- В рамках небольшой остановки будет проведена модернизация, и уже зимнее дизельное топливо также будет соответствовать стандартам К4, К5, - добавил он.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

5513
просмотров
 
 
Загрузка...