Знания – деньги

Доля расходов на образовательную сферу в государственном бюджете неуклонно снижается

Фото: © Depositphotos.com/lightsource

Американский экономист Гэри Беккер первым сформулировал такое понятие, как «человеческий капитал». В частности, в своих трудах он экономически обосновал выгодность вложений в образование. Ученый пришел к такому выводу на основе анализа статистических данных, которые разбил на две категории:

1) прямые (плата за обучение, общежитие, книги, питание и прочее) и косвенные (сумма, которую студент мог бы заработать, если бы не учился в вузе) издержки;

2) годовой доход после обучения.

Сравнивая эти показатели, Беккер установил, что в среднем ежегодный заработок выпускников после окончания университета на 12–14% превышает понесенные ежегодные расходы на обучение. Таким образом, он фактически вычислил среднюю доходность инвестиций в человеческий капитал, за что был удостоен Нобелевской премии по экономике.

Тем не менее проблема финансирования образования в мире остается достаточно актуальной. К примеру, согласно ежегодному докладу ЮНЕСКО «Образование для всех – 2015», эксперты рекомендуют странам вкладывать как минимум 15–20% от бюджета в эту сферу. Согласно их данным, по итогам 2012 года в среднем правительства выделяли на эти цели лишь 13,7% бюджетных средств. Интересно, что самая высокая доля затрат оказалась у стран тропической Африки (Sub-Sahara Africa) – 18,4%. Далее идут государства Восточной Азии – 17,5%. Представители Южной Азии занимают третье место – 12,6%. При этом в период 1999–2012 годов самое большое увеличение доли расходов бюджета на образование показала Республика Гана – с 15 до 34%.

В Казахстане ситуация с финансированием образования неоднозначная. С одной стороны, выделяемая для этой сферы сумма неуклонно растет из года в год. Так, с 2011 по 2014 год она увеличилась на 47% – с 1 трлн до 1,47 трлн тенге (правда, если считать в долларах США, то с учетом корректировки курса прирост составил только 20,3% – с $6,8 млрд до $8,2 млрд). Однако если говорить о доли расходов от государственного бюджета, то она, наоборот, постепенно снижается. За последние три года – с 23,8 до 18,8%.

Есть еще один способ оценки этих затрат – рассмотреть их долю от ВВП. Согласно ему правительство ежегодно стабильно направляет 3,5–4% от ВВП страны на поддержку деятельности детсадов, школ, вузов и других образовательных учреждений.

Грантированный заработок

В прошлом году в образовательном обзоре Forbes Kazakhstan отмечал, что деньги из казны на финансирование высших учебных заведений выделяются как напрямую, так и через образовательные гранты. То есть государство оплачивает выпускнику школы, выигравшему грант по итогам ЕНТ, обучение в университете.
Мы решили узнать, какое количество грантников поступило в прошлом году в тот или иной вуз и, соответственно, сколько последние на этом заработали. С помощью данных, полученных от Министерства образования, был составлен топ-10 университетов, собравших больше всего денег в виде новых грантов. При этом расчет заработанных ими средств производился, исходя из средней стоимости одного гранта. Эта сумма в 2014/15 учебном году составила для государственных вузов 344,8 тыс. тенге, для имеющих статус национальных (всего таковых  девять – ЕНУ, КазНУ, КазНТУ и др.) – 635,8 тыс., а для Назарбаев Университета – 2,6 млн.

На первом месте этого свое­образного ренкинга, разумеется, оказался Назарбаев Университет, и с очень большим отрывом. Приняв в свои ряды 545 грантников, он получил вместе с ними почти 14,3 млрд тенге. Вторую позицию занимает ЕНУ им. Гумилева – 3119 абитуриентов и почти 2 млрд тенге. Замыкает тройку КазНУ им. Аль-Фараби – 2764 студента и 1,7 млрд тенге.

В целом в 2014 году государство на подготовку специалистов выделило 117,2 млрд тенге (эта сумма включает в себя обучение грантников, выплату им стипендии, финансирование программы «Болашак» и т. д.). Что касается государственного образовательного заказа, то в рамках него было отпущено 31 635 грантов на 28,3 млрд тенге, которые были распределены между 77 высшими учебными заведениями. В 2015 году, как уже сообщило Мин­образования, планируется выдать более 32 788 грантов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6838 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить