Насымжан Оспанова: Zhas Project воспитывает людей с новыми ценностями и взглядами на жизнь

Министерство образования и науки осуществляет различные программы по поддержке молодёжи. С 2017 года активно реализуется совместный проект министерства со Всемирным банком - Проект развития молодёжного корпуса Zhas Project. О его воплощении в Казахстане, обучении и помощи в самореализации молодёжи и влиянии пандемии Covid-19 на работу проекта рассказала директор департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки Насымжан Оспанова

Насымжан Оспанова
ФОТО: архив пресс-службы
Насымжан Оспанова

Насымжан Жамбековна, расскажите, каким образом обучение молодых людей в рамках Zhas Project помогает им перестроиться и адаптироваться в реалиях настоящего времени?

- Один из ключевых принципов работы министерства в лице нашего департамента и курируемых нами проектов - это принцип социальной инклюзии. Мы хотим, чтобы у молодёжи было как можно больше возможностей и стимулов для развития и самореализации. Важно охватить самую разную молодёжь, в особенности ту, у которой нет других способов получить образование, необходимые навыки для построения успешной профессиональной деятельности. К примеру, в рамках Zhas Project мы стараемся охватить сельскую молодёжь, молодых людей из категории NEET (not in education, employment or training) - это молодёжь, которая по различным обстоятельствам не учится и не работает, либо работает, но имеет низкий доход. Одним из приоритетных направлений проекта является вовлечение молодых девушек, которые выходят замуж и впоследствии не имеют возможности самореализации в социуме, даже имея высшее образование.

Расскажите, пожалуйста, какое количество молодых казахстанцев удалось охватить? Какое региональное распространение получили проекты?

- Изначально проект планировался на три года, с 2017 по 2019 год включительно, но благодаря экономии денежных средств нам удалось продлить его ещё на год. За время реализации проект стал узнаваемым среди молодёжи, завоевал доверие.

На первом этапе мы отбираем молодых людей, фокусируясь на тех, кто имеет меньше возможностей для получения образования или трудоустройства. Для этого мы используем специально разработанную аутрич-методику – адресную работу по вовлечению нашей целевой аудитории в проект. После чего отобранные участники проходят обучение базовым навыкам проектного менеджмента и жизненно важным навыкам: подготовке резюме, умению планировать бюджет, время и т. п.

Третий этап - обучение через действие. Мы выделяем командам грант в размере до 1 миллиона тенге. Участники в течение 5-6 месяцев реализуют свои идеи как социальные проекты самой разной направленности: от образования и развития села до патриотического воспитания и волонтёрской деятельности. За 2017-2020 годы в рамках проекта гранты были выданы почти 3 тысячам команд, а это около 10 тысяч участников в 17 регионах Казахстана.

Насколько эффективен Zhas Project в Казахстане?

- Здесь нужно понимать, что когда дело касается человеческих ресурсов, то оценить что-либо очень тяжело, так как невозможно подвести всех под одни критерии. Мы проводили опрос среди участников Zhas Project с целью выяснить, сколько проектов после прекращения финансирования продолжают свою деятельность. Цифра нас обрадовала: около 40% проектов продолжают работать самостоятельно - и это хороший процент устойчивости. Также хочу отметить, что молодёжь, которая принимала участие в нашем проекте, зачастую не останавливается на этом. Они, воодушевлённые, начинают искать новые возможности и пути для реализации своих идей, заражая своим энтузиазмом других.

Мне нравится социальная составляющая Zhas Project. Многие молодые люди после окончания грантовой программы продолжают помогать своим подопечным: детям, людям с инвалидностью, пожилым людям. Когда это происходит в малых населённых пунктах, то не остаётся незамеченным ни для кого. Проект воспитывает людей с новыми ценностями и взглядами на жизнь. Видите, трудно подвести такое под рамки и дать оценку в цифрах. Хочу отметить тот факт, что в некоторых регионах акимы перенимают опыт Zhas Project и помогают местной молодёжи, выделяя финансовые средства для реализации их социальных идей, что также не может не радовать.

Вы упомянули молодых девушек, которые выходят замуж и потом имеют меньше возможностей реализоваться. Как проект помогает им?

- За годы реализации проекта мы видим, что одними из самых распространённых проектов среди девушек являются шитьё или обучение шитью. Как правило, это молодые девушки, которые на грантовые средства закупают швейные машинки. Главное ведь, что это просто, и при этом здесь большой потенциал для устойчивости социального проекта. Даже после завершения финансирования девушки могут открыть собственное швейное ателье, которое всегда будет пользоваться популярностью, или как минимум - оставить машинку себе и шить вещи для детей и семьи, постельное бельё и прочее. Несколько команд в этом году переформатировали проекты в связи с эпидемиологической ситуацией и решили шить маски. Получилось довольно актуально и своевременно. В любом случае молодые девушки получают бесценный опыт, особенно в регионах. Zhas Project помогает полагаться на свои силы и создавать что-то своё, а это вдохновляет.

Вы сказали, что из-за пандемии Covid-19 многие участники переформатировали свои проекты. Скажите, а как в целом пандемия повлияла на реализацию Zhas Project?

- Карантинные меры, конечно, серьёзно изменили процесс реализации проекта. У наставников и участников сложилось понимание о необходимости учитывать ограничения, а также соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Первым делом мы попросили все команды пересмотреть свои планы, бюджеты, охват. В числе наших требований было: чтобы все команды были обеспечены необходимыми защитными средствами, чтобы в помещении находилось не более установленного количества людей, если речь идёт об образовательных проектах, к примеру. Некоторые проекты перешли в онлайн-формат, записывают видео, которые затем выкладывают на видеохостинги, или проводят занятия на платформе Zoom.

Насымжан Жамбековна, а какими вы видите дальнейшие перспективы развития проекта?

- Сейчас мы как раз проводим исследование по оценке процесса реализации проекта, хотим понять, какие его элементы Казахстан мог бы использовать в своей государственной молодёжной политике. На самом деле во время реализации Zhas Project мы получили богатый опыт в работе с социально уязвимой молодёжью, а именно: как находить молодых людей, которые нуждаются в поддержке, каким образом проводить их обучение и как мотивировать.

В структуре проекта вшит такой важный институт, который у нас раньше работал, но сейчас встречается всё реже, - институт наставничества, или менторства. Люди, которые добились успеха в своей профессиональной деятельности, делятся знаниями с молодёжью, работают на проекте практически на волонтёрских условиях. Сначала они обучаются сами, а затем консультируют и ведут команды и их проекты в течение 5-6 месяцев. Это совершенно уникальный опыт. Подобные механизмы не требуют больших финансовых затрат, но могут быть полезными для многих молодых людей, которые не могут найти свою дорогу.

Насымжан Жамбековна, вы, как профессионал в системе образования, как считаете: какими навыками должен обладать молодой казахстанец, чтобы оставаться профессионально востребованным?

- Мне кажется, есть одно базовое правило XXI века - это адаптация к быстро меняющимся реалиям. Сегодня тяжело составить портрет успешного молодого человека, но есть так называемые soft skills и hard skills. Первые навыки носят более социально-психологический характер. Это коммуникативные, лидерские, публичные навыки, умение работать в команде. Вторая группа включает букет профессиональных навыков в зависимости от выбранной вами области профессиональной деятельности. Конечно, не стоит забывать и про личностные качества, они тоже играют немаловажную роль в самореализации. Для молодого человека очень важно стремление, мотивация, высокая работоспособность, тяга к знаниям, но, конечно, не стоит забывать в этой профессиональной гонке и человеческую составляющую, а именно уважение к окружающим.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5487 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
19 сентября родились
Анвар Сайденов
экс-председатель Национального банка РК, независимый директор Хоум Кредит Банка, БЦК, БРК
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить