Как происходит перезагрузка рынка бизнес-образования и MBA в Казахстане

8101

В чем заключаются особенности бизнес-образования и какие решения являются наиболее современными

Алина Абдрахманова
ФОТО: архив пресс-службы
Алина Абдрахманова

Как меняется рынок бизнес-образования в РК и за рубежом, какие технологии и подходы становятся его драйверами в современном мире и в чем заключается истинная ценность степени MBA? На эти и другие вопросы ответили эксперт в сфере бизнес-образования, директор бизнес-школы КазГЮУ Алина Абдрахманова и директор по развитию бизнес-школы КазГЮУ Ислям Садубеков.

Расскажите о том, какие задачи решает бизнес-образование в целом и MBA в частности?

А.А.: МВА играет огромную роль как единственный на сегодняшний день подход, способный многогранно сформировать будущих руководителей, адаптированных к реальным условиям рынка. Проще говоря, это возможность прочувствовать сам рынок. Эффект от обучения на этой программе общепризнанно является мультипликативным. Мы готовим руководителей, они внедряют лучшие практики в своих компаниях, растет прибыль этих компаний. В свою очередь, люди, которые работают на них, получают более высокие зарплаты, учатся у своих руководителей и становятся более эффективными и высокооплачиваемыми менеджерами. В результате смогут дать лучшее образование и своим детям. Это все взаимосвязано.

Поэтому конечным результатом обучения топ-менеджеров становится рост благосостояния общества в целом.

Ислям Садубеков
Ислям Садубеков

И.С.: Помимо этого, именно бизнес-образование является драйвером развития конкурентоспособного предпринимательства. МВА - это в первую очередь эффективное управление, необходимое как для МСБ, так и для нацкомпаний или международных организаций. Конечно, когда вы на этапе стартапа, можно определенные задачи решать интуитивно. Но когда компания растет, повышаются обороты, увеличивается число сотрудников - необходимо, чтобы бизнес-процессы работали максимально отлаженно.

Принцип прост - учиться на чужих ошибках. В этом смысл бизнес-образования, которое аккумулирует накопленный другими людьми опыт менеджмента. Зачем набивать собственные шишки, когда можно использовать готовое руководство к действию?

Что даёт бизнес-образование для уже состоявшегося предпринимателя?

А.А.: Во-первых, обобщение опыта, систематизацию знаний и возможность придать им научный подход. Во-вторых, нетворкинг. Как правило, предприниматели, обучающиеся на MBA, близки по духу и амбициям, ввиду чего между ними легко налаживается диалог, ведь все они находятся в поисках возможностей для развития собственного бизнеса. В программе бизнес-школы КазГЮУ мы активно организовываем выездные модули. Это значит, что сеть контактов и нетворкинг выходят за рамки одной страны, формируя тем самым международный охват. Так, для программы Executive MBA в КазГЮУ существует 3 выездных модуля, а в рамках общего курса МВА - 1 модуль.

Географический охват по странам включает в себя Швейцарию, Испанию, США, Россию, Южную Корею на выбор. Модуль состоит из 2-дневного курса, а затем начинаются встречи и знакомства с топ-менеджментом зарубежных компаний.

В этом и есть главная особенность: обучаясь на MBA, вы выезжаете за рубеж и проходите там практику, знакомитесь с бизнес-процессами, топ-менеджментом компаний, деловыми ассоциациями. У вас появляются возможности реализовать важные коллаборации, уже сегодня расширив свою партнерскую сеть, а завтра получив довольных клиентов и рост прибыли.

Какой преподавательский состав необходим для реализации такого подхода?

И.С.: Если говорить о КазГЮУ, то наши преподаватели — это практики, действующие руководители международных компаний, предприниматели. Половина преподавательского состава - зарубежные профессора, эксперты и практики. Около 60% преподавателей имеют докторскую степень, занимаются научными исследованиями, практически все преподаватели получили образование в ведущих зарубежных вузах, таких как Cambridge, Harvard, Oxford или Berkeley.

Можно ли говорить о том, что сегодня бизнес-образование – тренд, влияющий на социальный статус?

А.А.: Бизнес-образование уже не является символом элитарности, скорее – прикладной необходимостью. Многие крупные компании при трудоустройстве на позиции топ-менеджмента требуют наличие МВА, чтобы бэкграунд кандидата по уровню фундаментальной подготовки включал полноценные программы, а не сиюминутные тренинги.

Помимо этого, школы МВА проходят серьёзную аккредитацию, что гарантирует качество обучения. В то же время истинная цель МВА —  структурировать опыт руководителя, сделать его понятным, не стихийным, а системным. Чтобы было легче управлять своим бизнесом по готовой модели и при необходимости адаптироваться к изменениям. В конечном итоге – учиться находить креативные и, главное, действенные решения самых неожиданных задач.

Существует мнение, что MBA ограничивает креатив, так как система бизнес-образования является командно-административной. Что вы думаете по этому поводу?

А.А.: От командно-административного подхода MBA уже перешел к адаптивному лидерству, работе в условиях неопределённости.

Программы становятся мультиспециализированными. В международном менеджменте происходит отказ от MBA в классическом понимании универсального делового администрирования. Мы вводим такие программы, как MBA в сфере здравоохранения, IT, урбанистики. Раньше бизнес-образование делало акцент на узкий круг дисциплин – в основном менеджмент, финансы, бухгалтеский учет и т.д. Сейчас важно, чтобы человек получал разноплановые знания. Все осознают, что мир меняется с фантастической скоростью и уже никогда не будет прежним. Успех сегодня лежит в искусстве адаптации к этим изменениям. MBA трансформировался на стыке различных наук и способов мышления, hard skills.

И.С.: Программа MBA в бизнес-школе КазГЮУ максимально адаптивная, мы внедряем новые технологии, большие данные, дизайн-мышление, используем форсайт-сессии. Вводим обучение в формате вирутальной реальности. Помимо обучения человека как руководителя нам нужно развивать лидера и личность, способную к эмпатии, к нестандартным решениям, кросс-функциональным подходам, публичным выступлениям и построению персонального бренда.

Лидер должен быть готов работать в условиях неопределённости, быстро реагировать на все внешние вызовы и уметь правильно мотивировать команду в стрессовых ситуациях. Поэтому бизнес-образование отказывается от любых рамок и ставит во главу угла нестандартное мышление.

Повлияла ли пандемия на рынок MBA?

А.А.: Безусловно, многие мировые университеты потеряли большие суммы в период пандемии, потому что МВА требует серьезных инвестиций. Казахстана это тоже коснулось. Поступающих стало меньше, многие программы перешли исключительно в онлайн, были оптимизированы расходы. При этом офлайн-образование стало цениться ещё больше.

Сейчас неопределённость на фоне пандемии спала, люди возвращаются к привычному образу жизни и стремятся открывать для себя новые возможности стать конкурентоспособнее. Университеты, и КазГЮУ в том числе, за это время разработали интересные образовательные платформы, пересмотрели программы. Поэтому уже в самой ближайшей перспективе мы будем наблюдать не просто восстановление, но и настоящую перезагрузку рынка МВА. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить