Тихая революция GTL в Казахстане изменит нефтегазовую отрасль
Нефтегазовая отрасль находится под пристальным вниманием аналитиков и экспертов. Однако внимание в основном сконцентрировано на нефтяных котировках, а между тем, сегодня происходит тихая революция, которая может перекроить карту нефтегазовой отрасли. И происходит она в Казахстане
13 марта 2015 компания CompactGTL объявила о подписании соглашение с «Казахойл Актобе» (СП, созданное компаниями Лукойл, Synopec и Казмунайгаз) о строительстве завода по производству дизельного топлива из попутного газа. Завод планируется построить к 2017.
В случае успешной реализации проекта мы увидим бум строительства небольших заводов нового типа и, соответственно, деиндустриализацию газопереработки.
Что такое GTL
GTL является аббревиатурой от «gas to liquids» («газ в жидкость») и обозначает процессы по ожижению газа. GTL является подвидом группы технологий, обычно называемой xTL (x to liquids, то есть «икс» в жидкость, где в качестве «x» может выступать уголь, биомасса и т.д.). Из газа можно производить как бензин, так и дизельное, и авиационное топливо.
GTL - традиционная технология, по которой работают несколько крупных заводов по всему миру: Shell Pearl (Катар), Sasol (ЮАР) и т.д. Для данного типа технологий характерны высокие капитальные затраты и большое потребление газа, так как процессы Фишера-Тропша до недавнего времени были нерентабельны на малых мощностях.
Наши ближайшие соседи также намерены пойти по пути Катара и ЮАР. В 2014 Узбекистан и Туркмения объявили о начале строительства крупных GTL-заводов, несмотря на его стоимость, оцениваемую в миллиарды долларов.
Именно высокая стоимость строительства останавливает широкое распространение GTL-технологий в газодобывающих странах.
Идея уменьшения мощности заводов и, соответственно, снижение капитальных затрат витала в воздухе последние 10 лет и привела к появлению нескольких стартапов на рынке мини-GTL.
Основные лицензиары
На конец 2014 в мире существовало несколько основных компаний, добившихся прогресса в области технологий мини-GTL: CompactGTL (Великобритания), Velocys (Oxford Catalyst) (США – Великобритания), Novargi (Испания), Syntroleum (США), Rentech (США).
В основе технологий у всех компаний лежит процесс Фишера-Тропша, однако Velocys, CompactGTL и Novargi используют микроканальные реакторы, в то время как процессы Syntroleum и Rentech - традиционные реакторы с неподвижным слоем.
CompactGTL (Оксфорд, Англия) – британская компания, занимающаяся разработкой и продвижением мини-GTL-установок. Её владелец Тони Хейвард руководил компанией BP во время разлива нефти в Мексиканском заливе.
Как и у Velocys, в технологиях CompactGTL также используются микроканальные реакторы Фишера-Тропша, однако они больше по габаритам и конструктивно отличаются. По утверждению Compact GTL, её конструкция менее склонна к образованию парафинов.
В сентябре 2014 Compact GTL объявила о получении значительных инвестиций, после чего на должность финансового директора был назначен Анар Асгаров. Эти инвестиции в размере $50 млн, очевидно, пойдут на финансирование операционной деятельности компании и R&D и не связаны со строительством завода в Казахстане.
Velocys – американская компания, занимавшаяся разработкой микроканальных реакторов, поглотившая Oxford Catalyst – британскую компанию, занимавшуюся разработкой катализаторов реакции Фишера-Тропша.
Известно, что акциями компании Velocys владеет Роман Абрамович, чем, вероятно, объясняется интерес Velocys к российскому рынку.
У компании есть осуществленный проект в России, где конечным заказчиком выступает ОАО “Роснефть”, а компанией-партнером - российская “Газохим Техно” (резидент Сколково).
Другой проект компании Velocys – завод Calumet в США мощностью 1400 баррелей/день.
Исходное сырье: 10 600 нм3/час природного газа.
Операционные затраты (без учета сырья): $15 на 1 баррель продукта.
Продукты: 75%-дизельная фракция/25% нафта.
Проект считается рентабельным при стоимости природного газа до $150 за 1000 нм3/час.
Syntroleum – американская компания, созданная в 1984 и изначально сфокусированная на создании компактной технологии GTL. В начале 2000-х компания обладала пилотной установкой на 2 барреля/день и демонстрационным заводом на 70 баррелей/день.
Что интересно, технология Syntroleum была продана компании Synopec и перенесена в Китай в 2009.
Из годовых отчетов компании Syntroleum следует, что стоимость проданного в Китай оборудования составила около $20 млн.
На сегодняшний день в Китае построено около 20 минизаводов по данной технологии.
Rentech - американская компания, ветеран мини-GTL. Основана в начале 1980-х и изначально была сфокусирована на развитии технологий по получению синтетических видов топлива. Первый промышленный завод Rentech был построен еще в 1992.
Novargi - испанская компания, которая специализируется на котельном оборудовании, теплообменниках, энергетических системах и экологических технологиях, находящих применение в нефтегазовой и энергетической отраслях.
Модифицированный синтез Фишера-Тропша Novargi производится на компактных и модульных реакторах сингаза и Фишера-Тропша, что обеспечивает экономическую эффективность установок переработки газа в жидкое топливо начиная с 100 барр./сутки (приблизительно 5 млн н.м3/год природного газа) до 1 500 барр./сутки (75 млн н.м3/год).
Патентный спор
Velocys и CompactGTL судились в Британском высшем суде в течение 4 лет. Обе компании обвиняли друг друга в нарушении патентных прав.
22 сентября 2014 высший суд вынес решение в пользу Velocys. Compact GTL утверждает, что это решение не повлечет изменений в деятельности и планах CompactGTL в Казахстане.
Каковы перспективы мини-GTL в Казахстане?
На конференции IGTC в феврале 2015 в Дубае представитель Compact GTL Йен Бакстер (Iain Baxter) объявил, что мощность завода составит 2 500 баррелей в день (около 115 тыс. тонн дизельного топлива в год, на сумму $275 млн). В данном балансе, вероятно, не учтена побочная продукция: жирные газы, парафины, вода и т.д.
Таким образом, удельная стоимость установленной мощности на баррель продукта составит $110 тыс., что находится в ценовом диапазоне аналогичного проекта Velocys в США.
Компания CompactGTL рассматривала несколько источников газа в Казахстане, но получить доступный газ оказалось не так-то просто. За ресурсы приходиться конкурировать с планами по газификации регионов, а также с такими проектами, как завод по производству сжиженного природного газа (СПГ).
Высочайшие требования к качеству газа (а именно - низкое содержание серы) также осложняют поиск подходящиего месторождения. Как следствие высоких требований к качеству сырья, синтетическое дизельное топливо обладает высоким качеством, которое все же предстоит доводить до требований техрегламентов ЕАЭС.
Подписание соглашения с «Казахойл Актобе» – важный шаг коммерциализации технологии мини- GTL.Успех проекта, несомненно, даст старт подобным проектам по всему миру.
Стадия опытно-промышленных испытаний прошла, и только эксплуатация мини-GTL покажет, насколько заявленные характеристики соответствуют действительности.
Альтернативное сырье
Кроме попутных газов, как в случае с «Казахойлом», в Казахстане имеются ресурсы, которые могут быть переработаны в продукцию по технологии GTL – метан угольных пластов и уголь.
Метан угольных пластов - основной компонент природного газа, содержание которого в составе газа в пластах угля достигает 98%. Может добываться как целевой ресурс либо как попутный продукт, получаемый в процессе дегазации шахт при добыче угля.
Наиболее перспективным месторождением для добычи метана является Карагандинский угольный бассейн: высокое удельное содержание газа в угле, высокая проницаемость угольных пластов, развитая инфраструктура.
Технологии CompactGTL также можно адаптировать для работы на угле, что открывает новые горизонты перед компанией в нашем регионе.
Что дальше?
Производство 115 тыс. тонн высококачественного дизельного топлива в год, несомненно, окажет влияние на нефтеперерабатывающие предприятия Казахстана.
Дизельное топливо столь высокого качества может найти неожиданные рынки сбыта.
Строительство высокотехнологичного предприятия, не имеющего аналогов в мире, подстегнет нефтегазовую отрасль к внедрению инноваций и более активной переработке попутного нефтяного газа.
В любом случае это не последний проект в области мини-GTL, о котором объявят в этом году. Первая компания, осуществившая удачный проект, захватит львиную часть рынка.
Делайте ваши ставки, господа.