Тихая революция GTL в Казахстане изменит нефтегазовую отрасль

24088

Нефтегазовая отрасль находится под пристальным вниманием аналитиков и экспертов. Однако внимание в основном сконцентрировано на нефтяных котировках, а между тем, сегодня происходит тихая революция, которая может перекроить карту нефтегазовой отрасли. И происходит она в Казахстане

Фото: chemicals-technology.com
На заводе Pearl GTL в Катаре.

13 марта 2015 компания CompactGTL объявила о подписании соглашение с «Казахойл Актобе» (СП, созданное компаниями Лукойл, Synopec и Казмунайгаз) о строительстве завода по производству дизельного топлива из попутного газа. Завод планируется построить к 2017.

В случае успешной реализации проекта мы увидим бум строительства небольших заводов нового типа и, соответственно, деиндустриализацию газопереработки.

Что такое GTL

GTL является аббревиатурой от «gas to liquids» («газ в жидкость») и обозначает процессы по ожижению газа. GTL является подвидом группы технологий, обычно называемой xTL (x to liquids, то есть «икс» в жидкость, где в качестве «x» может выступать уголь, биомасса и т.д.). Из газа можно производить как бензин, так и дизельное, и авиационное топливо.

GTL - традиционная технология, по которой работают несколько крупных заводов по всему миру: Shell Pearl (Катар), Sasol (ЮАР) и т.д. Для данного типа технологий характерны высокие капитальные затраты и большое потребление газа, так как процессы Фишера-Тропша до недавнего времени были нерентабельны на малых мощностях.

Наши ближайшие соседи также намерены пойти по пути Катара и ЮАР. В 2014 Узбекистан и Туркмения объявили о начале строительства крупных GTL-заводов, несмотря на его стоимость, оцениваемую в миллиарды долларов.

Именно высокая стоимость строительства останавливает широкое распространение GTL-технологий в газодобывающих странах. 

Идея уменьшения мощности заводов и, соответственно, снижение капитальных затрат витала в воздухе последние 10 лет и привела к появлению нескольких стартапов на рынке мини-GTL. 

Основные лицензиары

На конец 2014 в мире существовало несколько основных компаний, добившихся прогресса в области технологий мини-GTL: CompactGTL (Великобритания), Velocys (Oxford Catalyst) (США – Великобритания), Novargi (Испания), Syntroleum (США), Rentech (США).

В основе технологий у всех компаний лежит процесс Фишера-Тропша, однако Velocys, CompactGTL и Novargi используют микроканальные реакторы, в то время как процессы  Syntroleum и Rentech - традиционные реакторы с неподвижным слоем.

CompactGTL (Оксфорд, Англия) – британская компания, занимающаяся разработкой и продвижением мини-GTL-установок.  Её владелец Тони Хейвард руководил компанией BP во время разлива нефти в Мексиканском заливе.

Как и у Velocys, в технологиях CompactGTL также используются микроканальные реакторы Фишера-Тропша, однако они больше по габаритам и конструктивно отличаются. По утверждению Compact GTL, её конструкция менее склонна к образованию парафинов.

В сентябре 2014 Compact GTL объявила о получении значительных инвестиций, после чего на должность финансового директора был назначен Анар Асгаров. Эти инвестиции в размере $50 млн, очевидно, пойдут на финансирование  операционной деятельности компании и R&D и не связаны со строительством завода в Казахстане.

Velocys – американская компания, занимавшаяся разработкой микроканальных реакторов, поглотившая Oxford Catalyst – британскую компанию, занимавшуюся разработкой катализаторов реакции Фишера-Тропша.

Известно, что акциями компании Velocys владеет Роман Абрамович, чем, вероятно, объясняется интерес Velocys к российскому рынку.

У компании есть осуществленный проект в России, где конечным заказчиком выступает ОАО “Роснефть”, а компанией-партнером - российская “Газохим Техно” (резидент Сколково).

Другой проект компании Velocys – завод Calumet в США мощностью 1400 баррелей/день.

Исходное сырье: 10 600 нм3/час природного газа.

Операционные затраты (без учета сырья): $15 на 1 баррель продукта.

Продукты: 75%-дизельная фракция/25% нафта.

Проект считается рентабельным  при стоимости  природного газа до $150 за 1000 нм3/час.

Syntroleum – американская компания, созданная в 1984 и изначально сфокусированная на создании компактной технологии GTL. В начале 2000-х компания обладала пилотной установкой на  2 барреля/день и демонстрационным заводом на 70 баррелей/день.

Что интересно, технология Syntroleum была продана компании Synopec и перенесена в Китай в 2009.

Из годовых отчетов компании Syntroleum следует, что стоимость проданного в Китай оборудования составила около $20 млн.

На сегодняшний день в Китае построено около 20 минизаводов по данной технологии.

Rentech - американская компания, ветеран мини-GTL. Основана в начале 1980-х и изначально была сфокусирована на развитии технологий по получению синтетических видов топлива.  Первый промышленный завод Rentech был построен еще в 1992.

Novargi - испанская компания, которая специализируется на котельном оборудовании, теплообменниках, энергетических системах и экологических технологиях, находящих применение в нефтегазовой и энергетической отраслях.

Модифицированный синтез Фишера-Тропша Novargi производится на компактных и модульных реакторах сингаза и Фишера-Тропша, что обеспечивает экономическую эффективность установок переработки газа в жидкое топливо начиная с 100 барр./сутки (приблизительно 5 млн н.м3/год природного газа) до 1 500 барр./сутки (75 млн н.м3/год).

Патентный спор

Velocys и CompactGTL судились в Британском высшем суде в течение 4 лет. Обе компании обвиняли друг друга в нарушении патентных прав. 

22  сентября 2014 высший суд вынес решение в пользу Velocys. Compact GTL утверждает, что это решение не  повлечет изменений в деятельности и планах CompactGTL в Казахстане.

Каковы перспективы мини-GTL в Казахстане?

На конференции IGTC в феврале 2015 в Дубае представитель Compact GTL Йен Бакстер (Iain Baxter) объявил, что мощность завода составит 2 500 баррелей в день (около 115 тыс. тонн дизельного топлива в год, на сумму $275 млн). В данном балансе, вероятно, не учтена побочная продукция: жирные газы, парафины, вода и т.д.

Таким образом, удельная стоимость установленной мощности на баррель продукта составит $110 тыс., что находится в ценовом диапазоне аналогичного проекта Velocys в США.  

Компания CompactGTL рассматривала несколько источников газа в Казахстане, но получить  доступный газ оказалось не так-то просто. За ресурсы приходиться конкурировать с планами по газификации регионов, а также с такими проектами, как завод по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Высочайшие требования к качеству газа (а именно - низкое содержание серы) также осложняют поиск подходящиего месторождения. Как следствие высоких требований к качеству сырья, синтетическое дизельное топливо обладает высоким качеством, которое все же предстоит доводить до требований техрегламентов ЕАЭС.

Подписание соглашения с «Казахойл Актобе» – важный шаг коммерциализации технологии мини- GTL.Успех проекта, несомненно, даст старт подобным проектам по всему миру.

Стадия опытно-промышленных испытаний прошла, и только эксплуатация мини-GTL покажет, насколько заявленные характеристики соответствуют действительности.

Альтернативное сырье

Кроме попутных газов, как в случае с «Казахойлом», в Казахстане имеются  ресурсы, которые могут быть переработаны в продукцию по технологии GTL – метан угольных пластов и уголь.

Метан угольных пластов - основной компонент природного газа, содержание которого в составе газа в пластах угля достигает 98%. Может добываться как целевой ресурс либо как попутный продукт, получаемый в процессе дегазации шахт при добыче угля.

Наиболее перспективным месторождением для добычи метана является Карагандинский угольный бассейн: высокое удельное содержание газа в угле, высокая проницаемость угольных пластов, развитая инфраструктура.

Технологии CompactGTL также можно адаптировать для работы на угле, что открывает новые горизонты перед компанией в нашем регионе.

Что дальше?

Производство 115 тыс. тонн высококачественного дизельного топлива в год, несомненно, окажет влияние на нефтеперерабатывающие предприятия Казахстана.

Дизельное топливо столь высокого качества может найти неожиданные рынки сбыта.

Строительство высокотехнологичного предприятия, не имеющего аналогов в мире, подстегнет нефтегазовую отрасль к внедрению инноваций и более активной переработке попутного нефтяного газа.

В любом случае это не последний проект в области мини-GTL, о котором объявят в этом году. Первая компания, осуществившая удачный проект, захватит львиную часть рынка.

Делайте ваши ставки, господа. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить