Почему авиакомпаниям РК запрещают летать в Европу
Казахстанские авиакомпании опровергают заявление Комитета гражданской авиации об их нежелании открывать рейсы в страны Евросоюза
11 декабря Еврокомиссия в очередной раз запретила большинству казахстанских авиакомпаний летать в Европу. В «черный список» попали 19 отечественных перевозчиков – все, кроме правительственной авиакомпании «Беркут» и национального перевозчика «Эйр Астана», чьи воздушные суда зарегистрированы в голландской Арубе. На следующий день, 12 декабря, заместитель председателя Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию Серик Мухтыбаев созвал брифинг в Астане, где заявил: кроме «Эйр Астаны», другие казахстанские авиакомпании полеты в Европу не осуществляют и «не планируют».
Однако руководители авиакомпаний не согласны с чиновником. Так, председатель совета директоров «Инвест Авиа» Аскар Нургалиев рассказал Forbes.kz: запрет летать в ЕС негативно повлиял на деятельность перевозчика.
- Казахстанские авиакомпании хотят летать в Европу, – говорит Нургалиев. – Это очевидно даже на примере «Инвест Авиа». Мы три года занимались перевозками игроков хоккейного клуба «Барыс». Однако очень много соревнований, в которых участвует клуб, проходят в Европе. Потому от многих рейсов нам приходилось отказываться, и доход от перевозок доставался иностранцам. В таких случаях мы довозили наших спортсменов лишь до Москвы или Киева. Похожая история - с футболистами.
Европа интересна и туроператорам. Значительное число наших туристов можно было бы возить в Болгарию и Грецию силами отечественных перевозчиков, однако казахстанцы летают туда летом иностранными авиалиниями. Также и на Новый год уже традиционно открывают чартерные рейсы в Финляндию на родину Йоулупукки, но пока эти рейсы выполняет финская авиакомпания Finnair. В общем, спрос на Европу есть, и наши авиакомпании рады были бы его удовлетворить, если бы не запрет, - добавил глава «Инвест Авиа».
В PR-отделе авиакомпании SCAT никак не стали комментировать высказывание Мухтыбаева. Однако еще месяц назад в ответ на запрос издания LS пресс-служба перевозчика сообщила: «Авиакомпания планирует выполнение регулярных рейсов в страны Прибалтики, Греции, Италии, Финляндии, Германии, а также рассматриваются и другие направления Европы».
Вторит коллегам и председатель правления авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов.
- А почему Мухтыбаев за меня решает, куда я хочу летать? Пусть он думает только за себя! – возмущен Жумасултанов.
Авиатор рассказывает: Bek Air давно хочет открыть рейсы из Уральска в Ригу и Калининград, однако в существующих условиях не может этого сделать. Жумасултанов не верит, что Казахстан в ближайшее время исключат из «черного списка». Поэтому, с целью обойти запрет, Bek Air вскоре приобретет акции одной из европейских авиакомпаний, чтобы через нее уже в следующем году выйти на рынок Европы и открыть названные рейсы.
Жумасултанов рассказывает, как казахстанские авиакомпании оказались в «черном списке» ЕС.
- В 1992 Казахстан стал членом одного из подразделений ООН – Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сделав это, мы взяли на себя обязательство соблюдать международные стандарты в сфере надзора за безопасностью полетов.
Спустя десятилетие в Казахстан прибыл первый аудит ИКАО. Проверяющие были, мягко говоря, в шоке от увиденного. У нас было зарегистрировано почти сто авиакомпаний. А штат КГА тогда составлял около 60 человек. Некоторые должности занимали такие специалисты, как педагог и гинеколог (я не утрирую). И они давали оценку летной годности самолетов! Были у инспекторов также серьезные претензии по заработной плате – проверяющие получали меньше, чем проверяемые. А это недопустимо. Когда аудит закончился, нам выдали внушительный список замечаний.
Второй приезд инспекторов пришелся на 2006. В этот раз они обнаружили, что предыдущие замечания проигнорированы, ничего не исправлено. Более того, сотрудников КГА стало еще меньше, их зарплаты также уменьшились.
В третий раз аудиторы приехали в 2009. На тот момент штат КГА составлял порядка 45 человек, а авиакомпаний числилось более 70.
- А, например, в Германии, зарегистрировано 20 авиаперевозчиков при населении 80 млн человек.
- В итоге в том же 2009 на основе аудита ИКАО Еврокомиссия внесла Казахстан (а точнее - наши авиационные власти) в «черный список». КГА не смог доказать аудиторам ИКАО, что может на должном уровне осуществлять контроль за объектами гражданской авиации. После этого чиновники зашевелились.
- За эти пять лет работа была проделана колоссальная. Принято новое авиационное законодательство, в КГА наняли нужное число квалифицированных авиационных инспекторов с солидной зарплатой, количество авиакомпаний сократили в 3,5 раза. Но единственное, чего мы добились этим, - разрешения летать в Европу правительственной авиакомпании «Беркут» и вывода «Эйр Астаны» из так называемого «серого списка». Национальному перевозчику позволили открывать новые рейсы в Старый Свет. Почему остальные авиакомпании остаются в «черном списке»?
- Потому что мы по-прежнему не выполнили все рекомендации аудиторов. Так, одно из замечаний - разделение полномочий в сфере гражданской авиации - по-прежнему игнорируется. В западных странах три функции авиационных властей - сертификацию, надзор и расследование – делят между собой разные ведомства. Они не могут быть сосредоточены в одних руках, поскольку теряется объективность работы. У нас же лишь управление по расследованию отделили от КГА и подчинили напрямую министру по инвестициям и развитию. А сертификация и надзор по-прежнему закреплены за КГА.
Также большие претензии у комиссии ИКАО к руководству комитета.
- Правда ли, что у главы КГА Бекена Сейдахметова нет авиационного образования?
- Специального авиационного образования у него действительно нет. Да, он окончил Рижский институт гражданской авиации, но экономический факультет, по специальности «Нормирование труда». Я знаю это, потому что мы учились в этом вузе в одно время.