«Когда мы будем учитывать национальные интересы?». Казахстан вслед за Россией вводит маркировку на товары

Это нововведение приведет к увеличению цен на продукцию как минимум на 7-10% и, что более опасно, заставит уйти с рынка отечественных производителей МСБ, заверяют бизнесмены

ФОТО: logmore.com

Во вторник, 29 сентября, в Алматы состоялась пресс-конференция, где представители казахстанских ассоциаций производителей пищевой индустрии, импортеров в сфере АПК, торговли и малого бизнеса выступили с обращением к президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой пересмотреть решение о внедрении в стране обязательной маркировки товаров. Как отметили представители различных отраслей, протокольным решением первого заместителя премьер-министра РК Алихана Смаилова от 7 сентября 2020 определены конкретные меры по ускоренному внедрению маркировки в Казахстане.

14 сентября Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уже достиг принципиальной договоренности о введении маркировки на отдельные виды молочной продукции. Точной даты по внедрению обязательной маркировки на «молочку» еще нет, но, как подчеркнули спикеры, вполне вероятно, что уже в 2021 отечественные производители не смогут выставлять на прилавки свою продукцию без контрольно-идентификационных знаков (КИЗ). По крайней мере, в России новый регламент вступает в силу уже с января 2021.

Как отметили спикеры, казахстанские чиновники согласились на введение маркировки без необходимых процедур – анализа регуляторного воздействия, проведения пилотной стадии, да и в целом анализа целесообразности введения данной системы. В РФ же введение системы маркировки тестировалось как минимум на протяжении двух последних лет на различных видах продукции, в том числе молочной. В Казахстане все делается поспешно, без учета мнения отечественных производителей, что невольно наталкивает на мысль о лоббировании чьих-то интересов.

- В период, когда все предприниматели перешли на режим жесткой экономии и оптимизации бизнес-процессов, введение подобных новшеств является неразумной мерой. Казахстанские производители и без введения обязательной маркировки испытывают серьезные трудности, вызванные пандемией и связанными с ней экономическими проблемами, - заявила президент казахстанской Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиева.

Одной из главной причин введения маркировки средствами идентификации является борьба с контрафактной продукцией и нелегальным оборотом. Но действительно ли это является проблемой?

- Подавляющее большинство категорий товаров повседневного спроса, на которые планируется наносить маркировку, не попадают в интересы недобросовестных, нелегальных производителей, поскольку стоимость единицы продукции той же бутилированной воды или молока незначительна. Мошенникам это попросту невыгодно. В целом объем контрафакта в пищевой продукции находится в рамках статистической погрешности. Сами производители заинтересованы в том, чтобы их бренды и марки имели как можно более хорошую репутацию, а значит, при столкновении с такой проблемой должны в добровольном порядке решать, наносить им маркировку на продукцию или нет для снижения объемов контрафакта на рынке. Что касается теневого оборота, то в стране уже существуют различные системы отслеживаемости, например, счета-фактуры, электронные счета и онлайн-кассовые аппараты. Нужно четко налаживать работу уже имеющихся контрольных процессов и надзорных органов, а не вводить новые меры, которые дополнительно усложняют работу, - полагает исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков» Алия Мамытбаева.

Член комитета МСБ НПП «Атамекен», председатель правления ОЮЛ и ИП «Союз независимого автобизнеса Казахстана» Берик Заиров также считает, что МСБ и так загружен налоговым и прочим администрированием.

- Помимо вышеперечисленных контрольных мер существуют и другие. Например, POS-терминалы, за обслуживание которых берется комиссия от 1,5% до 4% с каждой продажи. С 2021 планируется введение сопроводительных накладных. Каждый год несколько раз принимаются различные законы по налогам. Все это губительно сказывается на предпринимательстве, приводит к тому, что микро- и малому бизнесу приходится нанимать бухгалтеров, среднему бизнесу приходится расширять штат бухгалтеров до отделов. Введение маркировки повлечет за собой расходы на учетные программы для тех, кому и они не были нужны, например, «1-С бухгалтерия». Каждой точке продаж придется покупать специальные сканеры для «читки» маркировок, а это опять дополнительные расходы. Крупный бизнес и верхние сегменты среднего бизнеса смогут адаптироваться к этим условиям, они потянут дополнительные требования и повысят свой оборот за счет закрытых предприятий микро- и малого бизнеса, - подчеркнул Берик Заиров.  

Ежегодные расходы только на приобретение цифровых кодов для молочной продукции составят около 3,3 млрд тенге. В отрасли безалкогольных напитков и соков затраты на маркировку КИЗ составят как минимум 9 млрд тенге. И это по самым скромным подсчетам, поскольку здесь не учитываются затраты на движение продукции по новым каналам дистрибьюции, программное обеспечение, обслуживание и наладку нового оборудования и так далее.

- Единовременные затраты только на оборудование составят от 31 тыс. евро до 58 тыс. евро для одного производителя. В результате введения маркировки, а значит и увеличения себестоимости продукции, цены на нашу категорию товаров вырастут как минимум на 7%-10%. Это только предварительные подсчеты, - добавила Алия Мамытбаева.

Не учитываются чиновниками и дополнительные технологические сложности. Введение маркировки повлияет на производительность труда: снижение скорости производственных линий, изменение складской логистики, несчитываемость кодов из-за возможных сбоев системы, потери товаров из-за повреждения кодов, нанесенных на упаковку во время транспортировки и погрузки и так далее.

- Все это приведет к тому, что большая часть МСБ, который на 80% и формирует рынок производителей пищевой продукции в Казахстане, не потянет эти расходы и закроется, - заверила спикер.

По мнению исполнительного директора ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасии Калашниковой, если бы бизнес сперва внедрял различные системы и кейсы, а уже потом оценивал их эффективность, то мало кто бы мог похвастаться успехом после подобных практик.

- С проблемой маркировки столкнутся не только казахстанские производители, но и компании-импортеры. Сегодня мы можем напрямую поставлять любую продукцию в Казахстан из любой точки мира. В случае введения маркировки импортная продукция будет вынуждена сперва отправляться в некий единый хаб, расположенный на территории какой-либо страны, например, Европы, а уже оттуда привозиться в Казахстан. На этом хабе товар нужно будет выгрузить, разупаковать, упаковать, нанести маркировку, снова загрузить и уже потом отправить к нам. Все это безусловно приведет к росту цен на продукцию как минимум на 10%. Более того, с рынка уйдет продукция с низкой маржинальностью. Это приведет к падению спроса и снижению поступлений пошлин и налогов в бюджет страны, - отметила Анастасия Калашникова.

Как считает исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана» Ермек Рахметов, в период коронакризиса следует решать насущные проблемы, а не создавать бизнесу новые. Он также указал, что в Казахстане существуют различные регуляционные меры, которые вполне действенны, например, Предпринимательский кодекс и Закон о защите прав потребителей, и незачем придумывать новые инструменты, если мы не пользуемся в полной мере старыми.

- Доводы инициативной группы, которая утверждает, что маркировка позволит нам выйти на рынки Таможенного союза и ЕАЭС – абсолютно беспочвенны, поскольку наши продукты за эти годы массово так и не пересекли границы соседних государств. Ритейлерские полки так и не были открыты для наших товаров. Это серьезный повод задуматься над тем, почему мы всегда следуем какому-то лобби? Почему мы всегда соглашаемся с тем, к чему нас принуждают? Почему наша комиссия, которая присутствует в ЕЭС, не отстаивает наши интересы? Где работа минсельхоза, министерства торговли и индустрии? Зачем нам создавать новые правила, дополнительно нагружая нашу экономику, которая и так переживает не самые лучшие времена? Когда мы начнем отстаивать свои интересы? Я призываю все бизнес-сообщество объединиться вокруг этой проблемы, потому что сегодня нас заставляют маркировать молочные товары или мясные продукты, а завтра мы будем вынуждены маркировать абсолютно все. Это не приведет к тому, что наша продукция станет конкурентной, - заявил Ермек Рахметов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7115 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
2 декабря родились
Данияр Сугралинов
генеральный директор ТОО «KazNet Media»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить