Что будет с бизнесом в регионах?

Цены на нефть и крупные производства оказывают прямое влияние на малый и средний бизнес

Иллюстрация: Deloros-ural.ru

Значительное различие доли малого и среднего предпринимательства в экономике регионов в первую очередь связано с различием отраслевой спецификации регионов. В частности, существенную роль в этом играет наличие и объемы производства крупных предприятий в регионе.

Например, одним из факторов роста доли малого и среднего предпринимательства в экономике страны в 2015 является снижение цены на нефть, которое существенно уменьшило объемы производства (в денежном выражении) нефтяных предприятий (основных крупных предприятий) в стране, что соответственно привело к увеличению доли объема производства малого бизнеса в объеме производства регионов.

В разрезе регионов имеются значительные различия объемов производства крупных предприятий. Данный факт влияет на долю малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте (ВРП) регионов. Например, объемы производства крупных предприятий в ЗКО почти в 10 раз меньше объемов производства крупных предприятий в Атырауской области. Вместе с тем, объемы производства МСП в ЗКО больше объемов производства МСП в Атырауской области. Данное наблюдение в первую очередь связано с тем, что специфика экономики Атырауской области направлена в значительной степени по сравнению с другим регионами страны на нефтяную отрасль. Так, выпуск продукции в отрасли горнодобывающей промышленности и разработки карьеров Атырауской области составляет более 35% от республиканского показателя. В этой связи, доля МСП в экономике Атырауской области по сравнению с другими регионами является низким и составляет 14,2%.

Стоит отметить, что большой объем производства крупных предприятий не является единственной причиной низкой доли МСП в экономике региона. В некоторых регионах отмечается низкий уровень развития МСП, несмотря на незначительный объем производства крупных предприятий. Примером является Кызылординская область, где объемы производства крупных предприятий имеют самые низкие показатели среди других регионов за исключением СКО и составляются около 281 млрд тенге.

Одним из интересных путей анализа причин различия доли МСП в ВРП регионов является рассмотрения среднестатистического объема производства всех размерностей предприятий: малые, средние и крупные.

Данный подход также учитывает специализацию региона. В случае если объем производства среднестатистического крупного предприятия является значительным по сравнению с показателем страны в среднем, то предполагается, что в регионе имеется определенные отрасли, явно определяющие специализацию региона, что естественным образом снижает долю МСП в ВРП данного региона. Примером является Атырауская область. Кроме того, в данном подходе имеется второе предположение, в случае если среднестатистические предприятия малого и среднего бизнеса имеют объем производства больше чем в стране в среднем, то это означает, что отрасли в регионе успешно развивается в сегменте малого и среднего предпринимательства, что является причиной роста доли МСП в ВРП.

Согласно данному подходу более крупные предприятия (по показателю объема производства) в сегменте малого и среднего предпринимательства будут положительно влиять на показатель доли МСП в ВРП. Вместе с тем, более крупные предприятия (по показателю объема производства) сегмента крупного предпринимательства будут отрицательно влиять на показатель доли МСП в ВРП.

Согласно результатам проведенного анализа, стоит отметить, что для роста доли МСП в ВРП региона в значительной степени влияют укрупненность бизнеса в сегменте малого и среднего предпринимательства. То есть важен стабилизированный процесс укрупнения МСП, где микро бизнес со временем переходит в малый бизнес, а малый соответственно в средний. Вместе с тем, низкая доля МСП в ВРП образуется за счет отраслевой спецификации региона, выраженная количеством и объемами производства крупных предприятий.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель директора Центра отраслевого развития

 

Статистика

4151
просмотров
 
 
Загрузка...