В Алматинской области планируется построить горнолыжный курорт мирового масштаба

35064

Об этом в беседе с Арманжаном Байтасовым сообщил глава национальной компании Kazakh Tourism Ержан Еркинбаев

ФОТО: pixabay.com

Бизнесмен и издатель Forbes в Казахстане, Узбекистане и Грузии Арманжан Байтасов продолжает вести прямые эфиры со своей страницы в Instagram со знаковыми бизнесменами, общественными деятелями и руководителями крупных предприятий. В четверг, 16 апреля, участником вечернего эфира стал глава национальной компании Kazakh Tourism Ержан Еркинбаев.

Как отметил в начале беседы Арманжан Байтасов, отрасль туризма стала одной из первых, которая понесла прямые убытки от объявленной пандемии коронавируса Covid-19. Туристы всего мира, в том числе и в Казахстане, из-за ограничений были вынуждены либо полностью отказаться от уже купленных туристических путевок, либо перенести отдых на более удачное время. Как следствие, несет убытки и весь туристский сектор, и смежные отрасли: авиация, железная дорога, автобусный транспорт, гостиницы, рестораны и так далее.

Как вы работаете в условиях карантина?

- Я остался в Нур-Султане, было очень много неотложной работы и не удалось вернуться до введения карантина домой, в Алматы. А семья осталась там – без нее очень непросто, но приходится как-то выкручиваться. На помощь приходят новые технологии. Кстати, хотел бы отметить, что в режиме онлайн удается решать много вопросов по работе. Более того, в некоторой степени работается даже продуктивнее. Еще ни разу не было сорвано ни одного совещания или встречи, ни разу не пришлось кого-либо ждать. Все как-то подстроились под этот режим, все получается в срок, без срывов.

Ситуация с коронавирусом напрямую задела миллионы людей, связанных с этой отраслью. Есть ли у вас данные о том, сколько людей охватывает туристская отрасль в Казахстане?

- По нашим данным, в стране работает 845 туроператоров, 3400 турагентств, не менее 3600 отелей. В туристической отрасли напрямую работает свыше 500 тыс. человек.

По данным за прошлый год Казахстан посетило свыше 8 млн туристов. Насколько эти цифры правдивы? Неужели у нас настолько вырос уровень туризма?

- Тут всё дело в том, как считать, что брать за основу. Пограничная служба КНБ РК дает одни цифры, наши гостиницы и отели – совершенно другие. Вот как можно определить, сколько из 3 млн узбеков, которые при посещении границы писали, что приехали к нам с целью туризма, действительно являются туристами, а не рабочей силой? То же самое по россиянам – в прошлом году с целью туризма Казахстан посетило около 2 млн граждан РФ. И сколько из них действительно приехали отдыхать?

До пандемии внутренний туризм показывал хорошие цифры прироста – около 12% ежегодно. Если говорить об иностранных туристах, то здесь по всем объективным показателям наблюдается положительная динамика, просто трудно вычленить, кого считать туристом.

Есть разные методики подсчета, и перед нами также стоит задача проработать этот важнейший вопрос. В ближайшее время он должен быть решен.

Ержан Еркинбаев и Арманжан Байтасов
ФОТО: Instagram.com/armanzhan
Ержан Еркинбаев и Арманжан Байтасов

Есть данные по внутреннему туризму, который после пандемии, как ожидается, должен развиваться очень бурно?

- В прошлом году 6,6 млн казахстанцев купили путевки на внутреннем рынке. Несмотря на такие вполне впечатляющие цифры, внутренний туризм у нас находится в зачаточном состоянии. И нам необходимо реализовать ряд уже разработанных программ и пока разрабатываемых государством комплексов мер. Мы все знаем наши минусы: плохие дороги, не качественное ж/д сообщение и сервис, нехватка внутренних авиарейсов и авиасообщений, сервис и качество обслуживания, а также стоимость наших гостиниц и ресторанов, зон отдыха, конечно же, пресловутые туалеты и так далее. Действительно, у нас сейчас появилась уникальная возможность для того, чтобы наши соотечественники после окончания карантина смогли воспользоваться внутренним продуктом.  

Какие направления внутреннего туризма в Казахстане наиболее популярны?

- В прошлом году была разработана государственная программа по развитию туризма, которая предполагает к 2025 году увеличить долю туризма в ВВП страны до 8%. Для этого потребуется инвестировать в отрасль 1,3 трлн тенге. Этот же документ закрепляет 10 наиболее потенциальных мест в Казахстане: Алматинский горный кластер, куда входят территории 4 национальных парков, северное и южное побережья Алаколя, Имантау-Шалкарская курортная зона, Щучинско-Боровская курортная зона, Баянаульская курортная зона, озеро Балхаш, Туркестан, Мангистау, Байконыр и, конечно же, Нур-Султан, который также является притягательной точкой для казахстанцев.

Вы упомянули алматинский горный кластер. Расскажите о горнолыжном туризме. Если брать за пример наш Шымбулак, то кажется, что это направление очень популярно среди иностранцев?

- Безусловно, горнолыжный туризм имеет высочайший потенциал. Особенно с учетом того, что это достаточно выгодный бизнес: горный турист вкладывает в экономику страны гораздо больше, чем пляжный турист. Алматинский горный кластер в качестве горнолыжного туризма также привлекателен тем, что здесь есть огромное количество солнечных дней, полугодовой зимний период, прекрасные склоны как для профессионалов, так и любителей.

Что касается Шымбулака, то он попросту перегружен. Его посещают более 700 тыс. человек в год – только тех, кто поднялся туда на канатной дороге. И это для небольшого горнолыжного курортного склона очень большая цифра.

К сожалению, развитие этого сектора туризма – одна из дорогостоящих инвестиций. Строительство канатных дорог, подъемников, трасс, обслуживание – очень затратно. Это все стоит миллионы евро. У нас только один бизнесмен – Ерлик Балфанбаев – вкладывает массу личных средств в развитие горнолыжного курорта «Ой-Карагай».

Потенциал горнолыжного туризма нашему правительству известен. Сейчас разрабатывается ряд проектов по строительству международного горнолыжного курорта в Алматинской области: в Тургене или Каскелене. Скажу прямо, сейчас мы склоняемся к тому, чтобы строить такой курорт в Тургене, где потенциально можно построить 100 км трасс. Сейчас по этому проекту ведутся активные работы.

Основная цель деятельности Kazakh Tourism – это привлечение иностранных туристов, продвижение лучших туристических маршрутов за рубежом. Однако многие критикуют национальную компанию за то, что ей так и не удалось популяризовать Казахстан среди иностранцев, что Кыргызстан и Узбекистан более популярны в мире в качестве туристических мест. Почему так вышло?

- Действительно, когда в 2017 была образована наша компания, основной нашей задачей стало привлечение иностранных туристов и продвижение турпотенциала нашей страны как на внешнем, так и внутреннем рынке. До конца 2019 года мы этим и занимались. Однако потом нас стали критиковать за то, что мы тратим очень много денег на рекламу на заграничных площадках. Мол, лучше вначале все наладить внутри, а потом уже привлекать гостей. Хотя, если сравнивать наши затраты на маркетинг в сравнении с Грузией или Азербайджаном, то мы в этом плане во много раз уступаем.

Теперь мы концентрируем свои силы на внутреннем развитии, тем более, что в целях экономии бюджетных средств мы отменили большинство имиджевых мероприятий, которые ранее также транслировали наш туристический потенциал. Все ресурсы отныне брошены на внутренний сектор: проводим инвентаризацию туристских маршрутов, звездность и стандартизацию гостиниц и отелей, мониторим реализацию государственных программ, транспортную доступность и так далее. Нам предстоит в ближайшее время решить целый комплекс вопросов.

Сколько в Казахстане гостиниц прошли сертификацию? Нужны ли нам вообще эти стандарты для развития туризма?

- Безусловно, причем не только для развития туризма, но и в целях национальной безопасности, в плане статистики, регистрации иностранцев и так далее. У нас сегодня существует 3 630 мест для размещения (гостиницы, отели, хостелы и т.д.), из которых только 200 имеют звездный статус. То есть менее 6% гостиниц имеют какой-либо стандарт, все остальные делают что хотят. Стандартизация этого сектора и присвоение звездности – это также первоочередная задача.

В Узбекистане в этом плане поступили очень грамотно. При сдаче гостиницы аудиторская компания оценивает уровень построенного объекта, и при присвоении звездности девелоперу из госбюджета прямым траншем возмещается до 25% потраченных на строительство средств, в зависимости от количества присвоенных звезд и ряда других условий. То есть отельерам выгодно вести гостиничный бизнес качественно с самого начала.

Полную версию интервью смотрите на странице Instagram Арманжана Байтасова.

Следующим гостем в эфире Арманжана Байтасова станет кинорежиссер, писатель, сценарист и общественный деятель Ермек Турсунов. Беседа с ним состоится в пятницу, 17 апреля, в 18:00. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить