Адмштрафы за экологические правонарушения вырастут в 10 раз

7 основных принципов проекта нового Экологического кодекса

Магзум Мирзагалиев
ФОТО: primeminister.kz
Магзум Мирзагалиев

Во вторник, 24 декабря, министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев представил на заседании правительства проект новой редакции Экологического кодекса РК.

По данным главы ведомства, фактические эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу по итогам 2018 составили 2,5 млн тонн, а ежегодный прирост — 100 тыс. тонн, сообщает primeminister.kz.

- Если не принять соответствующих мер, то по прогнозу в 2030 году эмиссии загрязняющих веществ составят 3,6 млн тонн. Для принятия необходимых мер по сокращению выбросов парниковых газов, Министерство при поддержке немецкой стороны приступило к разработке Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года, — сказал Мирзагалиев.

Как сообщил министр, в настоящее время на 3,5 тыс. полигонах страны накоплено более 120 млн тонн твёрдых бытовых отходов и ежегодно образуется свыше 5 млн тонн ТБО. С 2016 года наблюдается рост переработки ТБО с 2,6% до 11,5%, доли переработки промышленных отходов — с 26,8% до 32,2%.

С 2019 запрещено захоронение пластмассы, макулатуры, картона и отходов бумаги, стекла. Однако запущенный механизм не реализуется в достаточной степени, так как в регионах отсутствует соответствующая инфраструктура.

Также по признанию министра, сегодня в стране имеются проблемы с качеством атмосферного воздуха, загрязнением поверхностных вод, износом или отсутствием канализационных очистных сооружений, отсутствием или плохим состоянием полигонов ТБО. Кроме того, имеются и локальные экологические проблемы, ожидающие своего решения.

- Местные исполнительные органы стараются решить указанные проблемы посредством принятия комплексов мер по улучшению экологической ситуации. Тем не менее необходимы меры на национальном уровне для улучшения состояния окружающей среды республики, — сказал он. 

Министерство разработало проекты Экологического кодекса и сопутствующего закона к нему. Как утверждают разработчики, это принципиально новый документ, разработанный с учетом опыта ОЭСР по экологическому регулированию. В период разработки кодекса велось его масштабное обсуждение с общественностью и бизнес-сообществом. В ходе данного обсуждения от общественности поступило более 2 тыс. предложений, многие из которых были внесены в документ.

Экологический кодекс состоит из 7 основных принципов.

Первый принцип. «Загрязнитель платит и исправляет»

Он подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, но также ответственность за восстановление от ущерба окружающей среде. Таким образом, государство должно создать такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. Одним словом, внедряется механизм «превенции». Кроме того, загрязнитель, причинивший вред экологии, обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня.

Второй принцип. Новые подходы оценки воздействия на окружающую среду

По действующему Экологическому кодексу требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду – ОВОС – применяется практически ко всем, то есть 19 тыс. предприятий. Подобный подход малоэффективен и нецелесообразен. Поэтому в новом документе предлагается такое требование применять только в отношении 2,6 тыс. предприятий «первой категории», на которых приходится 80% выбросов. При этом общественность участвует во всех стадиях ОВОС.

Третий принцип. Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) и экономические меры стимулирования

Для максимального улучшения экологической ситуации необходимо внедрение наилучших доступных технологий. Для этого промышленные предприятия проходят технологический аудит. Им предлагаются технологии, использование которых позволит снизить объёмы выбросов. Предприятия, внедрившие НДТ, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае если они не переходят на НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти.

Четвертый принцип. Направление платы за эмиссии на экологические мероприятия

В действующем законодательстве отсутствует обязательность расходования на природоохранные мероприятия средств, поступивших от платежей за эмиссии в окружающую среду. Поэтому местные исполнительные органы выделяют на охрану окружающей среды от 0 до 400%, в среднем лишь 45%. Текущая ситуация с экологическими платежами и их расходованием неоднократно подвергалась критике со стороны международных экспертов. В этой связи в проекте сопутствующего закона предусмотрено обязательное финансирование природоохранных мероприятий за счёт поступающих экологических платежей в объеме 100%.

Пятый принцип. Создание автоматизированной системы мониторинга выбросов

В проекте Экологического кодекса для объектов I категории с целью получения своевременной и достоверной информации о качественном и количественном составе выбросов и сбросов предусмотрена обязательная автоматизация производственного экологического мониторинга с передачей данных в уполномоченный орган.

Шестой принцип. Усиление экологического контроля

Проектом сопутствующего закона предлагается внести изменения в Предпринимательский кодекс, в части проведения проверок по фактам, непосредственно затрагивающим условия жизнедеятельности населения. Данные изменения направлены на оперативное реагирование на факты негативного влияния на окружающую среду. Усиливается ответственность за экологические правонарушения путём увеличения административных штрафов в 10 раз.

Седьмой принцип. Совершенствование управления отходами производства и потребления

В проекте нового Экологического кодекса основной упор делается на внедрении принципов циркулярной экономики, используемых в странах ОЭСР. В рамках данного проекта предусматривается иерархия отходов, которая направлена на поэтапное управление отходами, то есть последовательность мероприятий, направленных на предотвращение образования, повторное использование, переработку, утилизацию отходов. В целях снижения количества несанкционированных свалок будет внедрено лицензирование деятельности предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов, и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций.

- Большой проблемой в нашей стране является низкий уровень переработки ТБО: перерабатывается лишь 14%. Отрасль не является инвестиционно привлекательной для инвесторов из-за низких тарифов. Предлагается внедрение механизма Waste to Energy, предусматривающего продажу электроэнергии, получаемого при сжигании отходов. При этом ставятся строгие требования к качеству выбросов, аналогичные европейским директивам. Этот механизм позволит сократить объёмы отходов до 30% до 2025 года и привлечь частные инвестиции, — сообщил Мирзагалиев.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9501 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
5 декабря родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить