Что такое биоарт, или Как наука может создавать искусство

11039

От скрещивания ДНК человека с цветком до модификации гена шелковичного червя

ФОТО: pixabay.com

В рамках бесплатного онлайн-курса по современному искусству на площадке Go Viral Лаура Родригес, мексиканский биохудожник и биотехнолог, студентка программы магистратуры «Искусство и наука» в Университете ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, рассказала о биоарте в целом и отдельных проектах.

Лаура Родригес
ФОТО:
Лаура Родригес

Что такое биоискусство?

- Биоискусство — часть современного искусства, где применяются технологии и биотехнологии для создания произведения искусства посредством медиа или контента, чтобы отразить происходящее в мире. Данное направление современного искусства бывает критическим и провокационным, так как имеет дело с жизненными вопросами. Есть разные подразделения, которые также определяют, что относится к биоискусству, а что нет. Некоторые авторы разделяют биоискусство на профилактическое и виталистское. В первом используются имеющиеся знания или научные исследования, во втором - организмы и формы жизни подвергаются модификации.

Как самостоятельное направление, биоискусство набрало популярность в 80-х годах, тогда же появились такие названия, как биомедиа или трансгенетическое искусство. Впоследствии широкую популярность приобрел термин «биоискусство», который используется сегодня.

Однако я считаю, что сам термин исключает некоторые работы, сделанные с помощью микроорганизмов и других форм жизни. Есть художники, которые считают, что любое искусство - это биоискусство, так как всегда присутствует человеческий фактор. С возросшей популярностью биоискусства увеличились и категории. Так, появились темы медиа и гражданского активизма. Но в будущем, возможно, все эти категории объединятся в единый концепт искусства. Например, художник использует микроорганизмы, чтобы создать музыку или ощущения - результатом этой работы станет звуковая инсталляция. Тогда возникает вопрос: будет ли работа считаться звуковым искусством или биоискусством? Люди всегда стремятся создавать категории и разделять, в то время как биоискусство противоположно этому и находится на стыке всех дисциплин.

Кто придумал термин биоарт?

- Тема биоарта зародилась в 1936 году, когда впервые художники начали использовать растения в своих работах. Первая же выставка прошла в том же году в Музее современного искусства Нью-Йорка. Эдвард Стайхен организовал семидневную выставку цветов под названием «Delphiniums».

ФОТО: архив Лауры Родригес

Потом началась Вторая мировая война, и в послевоенное время заниматься искусством было сложно, имеющиеся работы концентрировались вокруг разных аспектов социальной жизни в разных странах. С развитием исследовательских возможностей ДНК возросла популярность биоискусства.

Уже в 80-х термин «биоарт» придумал и популяризовал художник Эдуардо Кац. В 1988 Кац реализовал проект «Генезис», где превратил цитату из Библии в последовательность нуклеотидов. Ключевым элементом в работе стал «ген художника», синтетический ген, который создал Кац. Он перевел предложение из библейской книги Бытия в код Морзе и преобразовал код Морзе в пары оснований ДНК в соответствии с принципом конверсии, специально разработанным художником для этой работы. Мутировавшая строка была опубликована на веб-сайте Genesis. Способность изменить генную строку — символический жест, который означает, что мы не принимаем его значение в той форме, в какой мы его унаследовали, и что появляются новые значения по мере того, как мы стремимся изменить его.

Еще одна работа Каца называется «Энигма» (2003), в ней он с помощью биотехнологов добавил свою ДНК в ДНК цветка петуньи и получил растение с четким рисунком красных линий на цветке, напоминающим кровеносную систему.

ФОТО: архив Лауры Родригес

Кто еще был зачинателем биоарта и как выглядели первые работы?

- Наряду с Эдуардо Кацем, пионерами биоарта являются Джо Дэвис и Марта де Менезеш. Дэвис не только работал с генетически измененными организмами или ДНК, но и участвовал в проекте по установлению контакта с внеземными цивилизациями. Менезеш — одна из женщин - пионеров биоарта, известная своей работой генетической модификации узоров на крыльях бабочек. Орон Каттс, австралийский биохудожник, основатель лаборатории «SymbioticA», известен тем, что в своих работах использовал ткани и органы людей и животных.

ФОТО: архив Лауры Родригес

Какие материалы обычно используются для создания биоарта?

- Материалом служит любое подтверждение жизни. С биологической точки зрения, это могут быть ДНК-конструкции, белки, клетки растений и животных, ткани, системы — респираторные и кровеносные, разные организмы и их взаимодействие с окружающей средой. В биоарте это всё, что связано с жизнью.

Какой ваш любимый вид биоарта?

- Я поражаюсь использованию художниками собственного тела. Для меня модификация своего тела является самым личным искусством художника, поэтому мне нравятся проекты, связанные с органами и кожей, а также их изменением.

В биоарте есть несколько подходов: спекулятивный, когда создаются несуществующие, футуристические и нереальные объекты или сценарий, и научно-исследовательский, где основой для создания объекта является исследование. Я отдаю предпочтение научно-исследовательскому подходу.

Например, Джо Дэвис создал золотой шелк с помощью модификации шелковичного червя, добавив в его ген белок, выделенный из морской губки. Белок морской губки обладал способностью притягивать азотсодержащие металлы в море. В итоге в генах бабочки, которая производила шелк, было два вида белка — отвечающий за производство шелка и морской губки, из-за которого шелк окрасился в золото. Мне нравится искусство, которое основано на исследованиях и родилось в лаборатории.

ФОТО: архив Лауры Родригес

В чем суть биоискусства?

- Выявить скрытые связи между материями. Когда кто-то создает музыку, выращивая мицелий, это — связи, о которых до этого никто не подумал, но они существовали. Когда проводится аналогия между бактериями, живущими в нашем организме, и запахами, и тем, как это влияет на умственное здоровье человека. Это — скрытые связи, которые предстояло выявить. Все художники, которыми я восхищаюсь, занимаются поисками скрытых связей.

Почему вы выбрали биоарт?

- Вначале меня привлекла креативная составляющая этого направления и способ самовыражения. Потом я видела в биоарте возможность популяризовать науку, так как была сильно вовлечена в науку. Я получила степень магистра по биотехнологии и работала с антибиотиками. Я видела отсутствие интереса у общества к научным исследованиям, цель которых - сделать общество лучше. Для меня направление Art&Science стало той возможной связью, которая построит коммуникации между обществом и наукой. Самое главное, что биоарт позволяет мне изучить себя и то, из чего состоит мое тело, и исследовать жизнь.

Проводятся ли специализированные выставки биоискусства?

- Чаще всего выставки проходят не по отдельному направлению современного искусства, а скорее по заданной теме, в работах одновременно могут использоваться как искусственный интеллект и биотехнологии, так и звуковое искусство. Например, тема этого года, объявленная центром «Арс Электроника», — сады. Искусство отражает изменения в обществе, из-за чего темы и фокус выставок тоже всегда меняются.

Так, в марте открылась онлайн-выставка «WE=Link: 10 Easy Pieces», где были представлены 10 работ, связанных с изоляцией. Мне особенно запомнилась работа «Доктор Корона», это — ИИ-доктор с интерфейсом смартфона, отвечающий и решающий вопросы, которые могли быть вызваны коронавирусом.

ФОТО: архив Лауры Родригес

Каким будет следующий большой шаг в биоискусстве?

- Разрушение категоризации в биоискусстве. Атомы, фотоны, энергия - все то, что есть до жизни, и их взаимодействие станут следующим шагом после биоискусства. Некоторые коллеги считают, что биоискусство исчезнет, так как оно недостаточно прибыльное. Я не соглашусь с таким мнением и считаю, что биоискусство становится еще более доступным.

Какой ваш главный совет для тех, кто интересуется биоискусством?

- Я родом из маленького мексиканского города с населением 200 000 человек, где экономика и возможности трудоустройства сконцентрированы вокруг агросектора. Даже после переезда в другой город у меня все вертелось вокруг того, чтобы зарабатывать на жизнь. Для меня биоискусство было чем-то далеким и непостижимым. Казалось, как можно играть с ДНК в лаборатории, когда кто-то пытается заработать на хлеб? Но потом я поняла, что через биоискусство можно показывать другую реальность, которая также требует внимания.

Это был сложный путь к осознанию - во многом из-за меня самой. Я не позволяла себе заниматься искусством, думая, что надо сначала заняться наукой, потом заработать денег. Главный враг того, кем вы хотите стать, - вы сами. Преграды будут на любом пути, хотите ли вы стать инженером, журналистом или биохудожником. Поэтому мой совет - следовать мечте и делать то, что нравится. При этом, конечно же, имейте план и действуйте последовательно. Никогда не бойтесь того, что вы можете чего-то не знать или ничего не знаете - всему можно научиться.

 Айнур Искакова, менеджер по коммуникациям Go Viral

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить