Время вызовов

10112

Нурлан Смагулов – о MEGA центрах, автомобилях Datsun и вере в страну

Нурлан Смагулов.
Фото: Андрей Лунин
Нурлан Смагулов.

Разговор с бизнесменом 2015 года по версии Forbes Kazakhstan Нурланом Смагуловым идет в переговорной комнате его офиса на 15-м этаже Esentai Tower. Вокруг стола стоят макеты шести торгово-развлекательных центров MEGA, седьмой, со слов миллионера, не поместился бы в этой комнате. Внизу, по проспекту Аль-Фараби движется плотный поток автомобилей. «Наблюдая за этими вереницами машин, я высчитываю, какие марки доминируют на рынке», – делится секретом Смагулов (№12 рейтинга самых богатых и №10 рейтинга самых влиятельных бизнесменов страны).

Мы беседуем о том, как Astana Group продолжает развиваться в кризис, несмотря на многочисленные трудности, навалившиеся на разные бизнесы холдинга. Оптимизация направлений, сокращение издержек, поиск новых бюджетных брендов – лишь часть мероприятий в ответ кризису.

В таких условиях все проекты, связанные с инвестированием в профильный бизнес или в новые направления, подвергаются ревизии

При этом Смагулов не теряет свойственного ему оптимизма, о чем говорит выступление на недавнем инвестиционном форуме «Almaty Invest 2015: Иностранные инвестиции и условия их привлечения», который прошел 14 декабря 2015 года в Алматы: «Я хотел сказать несколько позитивных слов коллегам, чтобы поддержать в эти трудные времена, так как сегодня опять ослаб курс тенге. Эти потрясения сидят в головах каждого из нас. Мы перекраиваем свои бюджеты и бизнесы, думаем о завтрашнем дне. Надеюсь, что 2016-й будет годом, когда мы нащупаем дно этого кризиса и наконец-то изменится ситуация с ценами на нефть, от которых зависит положение в экономике Казахстана. В то же время считаю, что кризис – это вызов для любой компании. Это время, когда нам надо не просто урезать расходную часть, а посмотреть вперед и подумать, что ты можешь сделать для собственной компании и своего города. Нам очень комфортно работать в Алматы, несмотря на то что от нас в Астану переехали республиканские мероприятия, спортивные состязания, большие конференции. Алматы – продвинутый город с большим, очень образованным и креативным населением. У нас есть большое будущее. Мы не конкурируем с Астаной. Наша компания работает в двух городах. Мы находим даже какую-то синергию в этом».

Свои слова бизнесмен подтверждает действиями. «На сегодняшний день мы создали шесть торговых центров MEGA, седьмой, самый крупный, – MEGA Silk Way в Астане – находится на стадии строительства, – рассказывает нам Смагулов. – Этот торговый центр будет находиться в самом центре выставки ЭКСПО-2017, поэтому мы со всей ответственностью подходим к сооружению объекта. Несмотря ни на что, мы должны его завершить, в настоящее время для нас это самый важный проект».

Под возведение новой MEGA был получен кредит в тенге, однако после нескольких девальваций денег на строительство стало не хватать, поэтому в Astana Group было принято решение продать MEGA Shymkent и ЦУМ в городе Шымкент.

Ответ кризису – новые автосегменты

«В целом 2015 год был очень непростой, прежде всего поскольку произошло снижение цен на энергоресурсы и другие полезные ископаемые, что повлекло за собой стресс для всей страны, чья экономика напрямую зависит от этого фактора, – констатирует Смагулов. – В таких условиях все проекты, связанные с инвестированием в профильный бизнес или в новые направления, подвергаются ревизии, предприниматели начинают отказываться от новых проектов, потребители откладывают деньги на черный день. Идет режим жесткого сжатия расходной части бюджетов компаний – это делается не только для сохранения бизнеса, но и во избежание сокращения рабочих мест».

Фото: Андрей Лунин

Однако, несмотря на трудности, Astana Group удалось в 2015 году сохранить лидирующие позиции во всех направлениях бизнеса, подчеркивает владелец компании. Удалось даже запустить несколько новых проектов, которые укрепили ее позиции на рынках.

Крупные проекты были запущены в автомобильном бизнесе, которым занимается Astana Motors. Напомним, эта компания существует на рынке Казахстана с 1992 года, являясь официальным дистрибьютором и эксклюзивным импортером Hyundai, Subaru, BMW. Кроме того, она выступает официальным дилером Toyota и Nissan в Казахстане.

20 ноября 2015 года на производственных мощностях Astana Motors в Алматы был изготовлен первый самосвал FAW (China First Automotive Group Corporation – лидер китайского автопрома). Теперь в Казахстане выпускается коммерческая техника под этим брендом, в частности ведется сборка самосвалов, автобетоносмесителей, которые оснащаются отечественным навесным оборудованием.

В декабре в рамках соглашения с ООО «Hyundai Truck Siberia» компания отправила первые 44 казахстанских грузовика Hyundai в Россию. А уже в первом квартале 2016 года Astana Motors планирует экспортировать в соседнее государство более 190 грузовых автомобилей Hyundai местного производства и в дальнейшем наращивать этот объем. С ростом объемов будет увеличиваться и локализация сборки. «На сегодняшний день в сборке автобусов мы добились 50% локализации, наладив сварку и окраску Hyundai County. Далее планируем увеличить локализацию и по остальным видам нашей продукции. При этом мы получили право экспортировать в рамках ЕАЭС. Так что у нас все еще впереди», – говорит Смагулов.

Другой новинкой в портфеле брендов Astana Motors – 10-м по счету – стал Datsun, который был возрожден материнской японской автомобильной компанией Nissan. В Казахстане Datsun продается в двух моделях – mi-DO и on-DO, причем цена на самый бюджетный вариант начинается с $5,5 тыс. Так что вывод на местный рынок этого бренда – тоже ответ кризисным явлениям, в том числе падению покупательской способности.

Поток есть, чек падает

Тем не менее, несмотря на кризис, люди по-прежнему посвящают определенное время шопингу в торговых центрах – это уже сформировавшаяся привычка или своего рода досуг. На фоне небольшого снижения среднего чека по ТРЦ MEGA покупательский поток не спадает. Например, в ноябре 2015 года MEGA Alma-Ata посетили более 1 млн человек, а MEGA Park – более 600 тыс.

Фото: Андрей Лунин

«Чек не падает, например, на fast-food, в кинотеатрах, потому что людям нужно как-то восполнять эмоциональные потери, которые сильны в кризис. Снизился чек в ресторанах slow-food, магазинах одежды», – поясняет собеседник.

Смагулов уверен, что культура досуга выходного дня в торгово-развлекательных центрах прочно закрепилась в сознании горожан. Поэтому важно, чтобы не было резкого роста цен на товары и услуги. «Мы переговорили со всеми заведениями быстрого питания, ресторанами, кинотеатрами, другими арендаторами, чтобы они не поднимали резко цены. Хотя в итоге, конечно, они будут расти, здесь не нужно быть большим аналитиком. Ведь многое из того, что продается в бутиках, завозится из-за рубежа», – говорит бизнесмен.

По его словам, пока ретейлеры воздерживаются от сильного повышения цен, так как понимают, что люди сколько получали до кризиса, столько же и получают, мало кому индексировали зарплаты.

Для нас важен каждый арендатор

«Когда курс доллара резко изменился – со 198 до 250 тенге за доллар, мы зафиксировали платежи арендаторов в тенге с привязкой к расчетному курсу на уровне 210/$1 на шесть месяцев. Затем, как вы знаете, доллар пробил отметку в 260, потом 280 и продолжил идти вверх, но наш расчетный курс был и остается на уровне 210 тенге (когда материал готовился к печати, курс американской валюты вырос до 340/$1. – Прим. ред.). Однако в середине октября около 10% арендаторов MEGA Alma-Аta закрыли свои магазины в знак протеста против индексации арендной ставки из-за очередного обвального роста курса доллара. Они потребовали привязать арендную ставку к проценту от оборота. Тогда руководство ТРЦ объяснило, что в свою очередь имеет обязательства перед банком и определенные сроки погашения кредита. Со стороны некоторых арендаторов, правда, поступило предложение: мол, давайте пойдем с вами вместе в банк и потребуем пересмотреть условия кредитов. Я с трудом представляю, как бы я с ними пошел за руку в банк, ведь так в бизнесе не поступают, – разводит руками Смагулов. – Это был бы не бизнес, а «площадная демократия», которая ни к чему хорошему не приводит».

«Хочу, чтобы вы меня правильно поняли: в итоге сегодня мы получаем арендную плату в тенге ниже, чем даже до девальвации. Это сигнал тем, кто думает, что мы наживаемся на росте доллара, используем момент, – подчеркивает бизнесмен. – Мы, как девелоперы, приняли основной удар на себя, предоставили арендаторам скидки и другие послабления. Торговцы, которые верят в MEGA, продолжают работать. Те, кто с нами на протяжении многих лет, с момента становления ТРЦ, понимают, что кризисы приходят и уходят, а MEGA остается».

Новые бренды в кризис

Поток посетителей MEGA сохраняется, и менеджмент прилагает серьезные усилия, чтобы его удержать на существующем уровне. Разумное решение в кризис – делать ставку на бюджетные марки, которые доступны наибольшему числу покупателей, а также на бренды с высокой ожидаемостью.

В начале 2015 года Astana Group открыла первые кофейни Angel in us («Ангел в нас» – англ.) по франшизе южнокорейской Lotte Group. Планируется, что к 2018 году будет запущено 15 кофеен в Алматы, Астане и других городах.

В конце года один из самых ожидаемых брендов последнего времени – Starbucks – выбрал MEGA площадкой для выхода на казахстанский рынок: первые кофейни открылись в двух алматинских ТРЦ. Это подчеркивает роль MEGA в ретейле Казахстана.

«Не знаю, каким будет 2016 год, но мы нацелены открыть ТРЦ MEGA Silk Way (на территории ЭКСПО) в ноябре. На сегодняшний день уже удалось договориться с ведущими мировыми ретейлерами о сдаче в аренду 60% помещений, – делится планами Смагулов. – К нам заходит группа Inditex – испанский производитель одежды, владелец торговых марок Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Pull and Bear, Oysho и других. Корпорация объединяет более 6900 магазинов в 88 странах».

«Даже в кризис у некоторых мировых компаний присутствует интерес по выходу на казахстанский рынок. Более того, они преимущественно заходят именно в те страны, где наблюдаются экономические трудности, стратегия у них такая. Почему так делают? Во-первых, выбивают для себя самые выгодные условия у арендодателей. Во-вторых, по ценам они ориентированы на бюджетного покупателя, то есть на самый востребованный формат в это время. Скоро к нам заходит как раз один из таких мировых гигантов, имя которого я пока назвать не могу, – сообщает еще один секрет Смагулов. – Они берут сразу 3–4 тыс. квадратных метров, где продают одежду для всех возрастов, их коллекции носят звезды и модницы, которые с нетерпением ждут новых сезонов. При этом знаменитый бренд предлагает одежду по ценам ниже среднерыночных. Другими словами, этот ретейлер комфортно чувствует себя во время кризиса».

«Но наши торговые центры – это не только шопинг, – продолжает Смагулов. – В MEGA Alma-Аta есть скалодром, каток, в астанинской MEGA Silk Way мы строим дельфинарий с бассейном объемом 1135 кубометров и трибунами на 420 зрителей, который будет расположен в детском парке Happylon. Посетители смогут испытать восторг от общения с самыми добрыми обитателями морской среды – дельфинами. Кроме того, там будут проходить так называемую дельфинотерапию, или реабилитацию с помощью общения с дельфинами, дети, страдающие ДЦП. А центром притяжения MEGA Silk Way станет крытая «Городская площадь» с кинотеатром мультиплекс на 11 залов, кафе, ресторанами и озером в 1,5 тыс. квадратных метров».

Земля под дружелюбную среду

Не так давно Нурлан Смагулов вошел в градостроительный совет Алматы. Как он признается, это стало для него полной неожиданностью, ведь предпринимателей там никогда не было. «Я всегда выступал на совете как докладчик, защищал проекты и не подозревал, что когда-нибудь сяду по одну сторону с акимом, – говорит бизнесмен. – Но сегодня пришел новый молодой градоначальник и привнес с собой позитивные новшества. Для меня это новый опыт, и мы предложили сразу несколько инициатив. Считаю, что в городе нужно возрождать все заброшенные парки: Ботанический сад, рощу Баума и многие другие. Уверен, что у нас все это получится, так как аким Алматы активно идет на контакт с предпринимателями. Не скажу, что работа не велась при других мэрах, многое было сделано, но расширенный совет дает серьезную площадку для взаимодействия».

Во время работы в градостроительном совете у Смагулова родилась идея переделать парковку перед ТРЦ MEGA Park в зеленую зону отдыха для горожан и гостей мегаполиса. Территория «Спортивно-молодежного парка» (это пока рабочее название) составит более 15 тыс. кв. м. Вместо 330 машиномест появится благоустроенная общедоступная зеленая территория, где все желающие смогут проводить свободное время, заниматься спортом и играть. Для любителей активного отдыха здесь будут построены скалодром, беговая и велосипедная дорожки, а также площадка для скейтеров, приверженцев crossfit и workout. Для самых маленьких посетителей будут отведены две детские площадки общей площадью более 500 кв. м. Любители спокойного отдыха смогут проводить время на террасе летнего кафе, расположенного рядом с небольшим водоемом. Молодежь сможет покататься на роллердроме площадью почти 1000 «квадратов». На территории парка также будет построен амфитеатр.

Отдать два гектара земли, а это почти половина территории застройки MEGA Park, под социальный проект – согласитесь, не каждый бизнесмен на это пойдет.

«Раз у нас торговый центр называется MEGA Park, то там должен быть парк! – воодушевленно говорит президент Astana Group. – Подмечено, что сейчас ТРЦ становятся определенным феноменом городской культурной жизни. Я чувствую ответственность за культуру, которая формируется нашими общими усилиями, за культуру бизнеса, и мы готовы развивать торговые центры как часть общественной городской жизни».
Похожая территория появилась со стороны речки Большая Алматинка в MEGA Alma-Ata. «С западной стороны мы построили пруд, посадили ели, открыли детские и спортивные площадки вместо магазинов и парковок. Я не называю это социальной ответственностью бизнеса, это нечто другое, что исходит изнутри: в городе должны быть главными не машины, а люди, – заявляет Смагулов. – Думаю, это нормальная позиция, нормальное отношение к жизни. Мы делаем это сознательно, создавая дружелюбную среду для горожан вокруг наших ТРЦ».

Команда цвета флага

«Это мои бизнес и социальная активность, но у меня, как у любого человека, есть любимое хобби, страсть – это спорт, в частности велоспорт, – улыбается собеседник. – Начинал с обычных катаний с друзьями. Дальше – больше: знакомство с мастерами мирового велоспорта, и вот, сегодня моя компания – в третий раз спонсор известной во всем мире велокоманды Pro Team Astana. Для нас большая честь продолжать с ней сотрудничество. В Казахстане активно развивается как профессиональный велоспорт, так и велодвижение, к которому каждый год присоединяется все больше и больше людей, в том числе и сотрудники нашей компании».

Фото: Вадим Соловьёв

Astana Motors также поддерживает профессиональную шоссейную велогонку Tour of Almaty с участием всемирно известных команд. «Когда я вижу, как имя нашей компании «везут» на фоне цветов Pro Team Astana, то чувствую, что мы таким образом поддерживаем казахстанский спорт и имидж Казахстана, так как это один из самых успешных страновых спортивных проектов», – отмечает Смагулов.

«Мы стараемся формировать культуру спорта рядом начинаний: построили спортивную детскую школу в поселке Агадырь Карагандинской области – на моей малой родине, спонсируем благотворительные марафоны, поддерживаем чемпионаты в различных видах спорта», – добавляет миллионер.

Об отношении к предпринимателям

Бизнес является опорой для государства, а предприниматель, считает Смагулов, должен быть примером для подрастающего поколения. Казахстанские бизнесмены создают рабочие места, рискуют собственным капиталом, закладывают свои дома, чтобы начать или развить дело, и, конечно же, платят налоги. Например, в 2014 году Astana Group заплатила более $100 млн налогов.

«Мы и близко такую прибыль никогда не получали. Компания может даже остаться без прибыли совсем, но обязана заплатить налоги государству, потому что у нас так устроено налогообложение. Однако мы исправно платим налоги, уважаем свое государство и в этом тоже видим миссию национального бизнеса – ведь на эти деньги можно построить десятки детсадов, школ, больниц, – говорит собеседник.

«Казахстанский бизнес и предприниматели – это детище нашего государства, со времен независимости. Как изменить отношение общества к бизнесменам? Мы должны начать с себя, быть более открытыми. Я знаю многих коллег, которые строят детские сады, школы, стадионы, но не рассказывают об этом, потому что говорить об этом не принято. Верю, что общество увидит в предпринимателях достойных граждан, создающих рабочие места, двигающих экономику вперед, и поверит в них как в будущее страны», – резюмирует Нурлан Смагулов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить