Слабое чувство предпринимательства

Я всегда говорил: частное предпринимательство (ЧП) в Казахстане нуждается в выработке эффективных моделей управления, умении адекватно оценивать потенциальный рынок, грамотном составлении бизнес-планов

При этом стратегия – это не фото здания или продукт, с которым вы пойдете в банк просить ссуду (и не смейтесь – были такие случаи в истории). Это простой документ, демонстрирующий, почему твоя идея логична в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Возможно, многие скажут, что это банально, но, глядя на большинство презентуемых в Казахстане бизнес-планов, я понимаю, насколько они поверхностны. Они не учитывают ни то, почему ты должен преуспеть, ни интересы потребителей этой продукции, ни конкурентоспособность, ни тенденции рынка, ни ключевые факторы, объясняющие, что делает твое предприятие успешным. Кроме того, как правило, не берутся в расчет даже уроки, извлеченные другими компаниями с такой же операционной деятельностью.

Я вижу, что в Казахстане сегодня слабо развито «чувство предпринимательства» – умение рисковать. Частично причина такого подхода кроется в особенностях культуры, которая прививает умение быть счастливым и радоваться тому, что у тебя есть. Но меня поражает то, что в Казахстане превалируют краткосрочное мышление и планирование только на сегодняшний день, даже в повседневной жизни людей.

Конечно, есть и реальные позитивные тенденции ведения бизнеса в Казахстане. Я счастлив, потому что за последние 12 месяцев увидел несколько компаний, использующих в своем управлении теорию шести сигм (sixsigma), всесторонне рационализированное производство (leanproduction), бенчмаркинги другие подходы, направленные на долгосрочное непрерывное развитие.

Кстати говоря, статистика благосостояния показывает, что богатство в Казахстане до сих пор находится в руках малого количества людей. Поэтому точки роста ЧП являются точками роста экономики страны в целом. Такое положение вещей – стимул для создания правительством новых программ по поддержке малого и среднего предпринимательства за счет микрокредитования. Кроме того, «на рельсы» казахстанский бизнес станет только тогда, когда будут учтены или исключены следующие ключевые аспекты.

1. Бизнес в Казахстане имеет маленький капитал, и это ощущается. Сегодня я получил извещение из банка в Австралии, там ставки вознаграждения находятся на уровне 4,5 %. Бизнес в этих странах обязан иметь 30 % или 40 % собственного капитала, чтобы формировать кредиты, хорошее движение наличных средств, расплачиваться по своим обязательствам. В Казахстане мы открываем бизнес с маленькими деньгами – отчасти из-за девальвации и тяжелой бизнес-среды, которая существует последние годы. Таким образом, бизнес без начального капитала, с финансовыми потерями, которые составляют около 15–18 %, не позволяют ЧП быть конкурентоспособным.

2. Занимать деньги сегодня труднее, так как бизнес-план и денежные потоки более важны, чем просто предъявление обеспечения под кредит. Выражаясь языком банкира о залогах, моя пустая земля – имущество, которое труднее всего предоставить в залог. Хотя для действительно перспективных бизнес-проектов, даже если пока это лишь идея на бумаге («зеленое поле»), в Казахстане есть вполне реальный инвестор – это государство в лице БРК.

3. Во многих компаниях очень слабо развиты управление и хорошая бизнес-практика. Я помню, несколько лет назад кто-то рассказывал мне про так называемый «принцип пого», который говорит о том, что когда ты находишься в автомобильном заторе, запомни: ты в этой пробке – транспорт. В Казахстане плохие рейтинги формируют низкие ожидания инвесторов по части управления бизнесом.

Говоря о перспективах развития бизнеса в Казахстане, отмечу, что мои наблюдения – это результат опыта, полученного в ходе многолетней работы с различными казахстанскими организациями, и более чем тридцатилетнего стажа работы с большим количеством международных организаций по всему миру.

Казахстан все еще страна с молодой экономикой, которая проходит через многие испытания и изменения. Бизнес озвучивает свои проблемы и строится, основываясь на уроках, которые выучил. Очень много хороших бизнес-возможностей рождает Казахстан сегодня, и победители – это предприниматели и бизнес-лидеры, которые задумываются об этих проблемах, говорят о них и строят компании, которые остаются на рынке на долгое время.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5028 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
2 июля родились
Алмас Султангазин
мажоритарный владелец торговой сети Sulpak
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить