Как казахстанский стартап переводит в цифру «народный» канал доставки
Многообразие рынка почтовых и курьерских услуг не вытеснило метод отправки посылок и документов из одного города в другой – через попутчиков
В концепции популярной сегодня экономики совместного потребления он называется «краудшиппинг» и пользуется большой популярностью. Едва ли найдется человек, которому не доводилось срочно отправлять через знакомых конверт с документами в столицу, передавать живущим за границей знакомым посылку с национальными деликатесами или ехать на железнодорожный вокзал, чтобы забрать вещи, отправленные через проводников родственниками.
CEO и сооснователь сервиса доставки срочных посылок между городами и странами Zhiber 26-летняя Динара Хван вспоминает, как в годы учебы в Евразийском национальном университете родители часто отправляли ей посылки с продуктами и теплыми вещами из родного Павлодара, прибегая к помощи проводников или таксистов. Первая полученная специальность, радиотехника и электроника, не стала призванием, и девушка решила получить второе образование. На этот раз к выбору подошла более осознанно, поступив учиться на экономиста в Университет международного бизнеса (UIB). «Я переехала в Алматы, и посылки от родителей теперь приходили реже. Если же возникала необходимость отправить друг другу нужные вещи или подарки, обычно приходилось ездить в аэропорт и прибегать к услугам «помогаек». Таким образом, идею создания Zhiber подсказал собственный опыт – потребность в IT-сервисе, который упростил бы хлопотное дело, для меня была очевидна», – рассказывает собеседница.
Оперативная альтернатива
Идея пришлась по душе и представителям отечественной финтех-компании Wooppay, ставшей сооснователем проекта. Изучение спроса и предложения на рынке позволило понять, почему казахстанцы зачастую предпочитают краудшиппинг официальным курьерским службам. По словам Динары, услуги последних обходятся недешево, к тому же существует риск, что сроки доставки затянутся и адресат не получит отправление в нужное время, а механизмы обратной связи часто не работают. Но даже при самой быстрой доставке курьерские службы редко доставляют отправления день в день и не могут здесь конкурировать с попутчиками, готовыми за небольшое вознаграждение перевезти посылку между городами ближайшим авиарейсом. Неудивительно, что, по приблизительным оценкам основателей проекта, «народным» способом ежегодно перевозят свыше 380 тыс. отправлений.
Как бывший глава казахстанского банка стал финтех-предпринимателем
Он нашел для своего стартапа $7,2 млн и планирует развивать бизнес в Юго-Во... →
«Мы выявили «белые пятна» в работе курьерских служб, но на самом деле наш проект не рассматривает в качестве конкурентов ни их, ни «Казпочту». Zhiber призван заменить «помогаек», которые берут посылки в аэропортах и на вокзалах, оцифровать отправку посылок через попутчиков, сделать этот сегмент цивилизованным», – объясняет Динара. Запуск платформы состоялся в июле 2020 года, в разгар пандемии, и это в немалой степени сыграло на руку основателям. К тому времени даже консерваторы стали активно пользоваться онлайн-сервисами доставки. Первыми пользователями Zhiber стали отправители, которым раньше приходилось отвозить посылку на вокзал или в аэропорт. На суть деятельности так называемых попутчиков цифровой формат повлиял не столь заметно: их задача, как и прежде, заключается в том, чтобы доставить посылку из пункта А в пункт B. И все же, вспоминает Динара, потребовалось больше года, чтобы преодолеть скептицизм, связанный главным образом с вопросами безопасности. Решить вопрос помогла инструкция, согласно которой отправитель должен передать посылку в открытом виде: попутчик должен убедиться, что в его багаже не окажется запрещенных к перевозке вещей.
Разработчики Zhiber изначально учитывали актуальную для традиционной логистики проблему первой и последней мили. На стадии MVP, рассказывает Динара, продукт существовал в виде сайта, на котором размещались формы отправки и доставки, и сотрудники компании связывали отправителей и поставщиков вручную. Изучив обратную связь, создатели Zhiber поняли, что пользователям не хотелось бы тратить время на поездки в аэропорт или на вокзал, они зачастую передавали отправление попутчику, пользуясь услугами «Яндекс Доставка». Родилась идея закрыть этот пробел и создать соответствующее решение внутри платформы.
«Мы запустили доставку внутри города от отправителя до попутчика и от попутчика получателю, таким образом решив проблему первой и последней мили. Буквально недавно осуществили интеграцию с «Яндекс Доставка», и теперь пользователь может оформить доставку посылки внутри города прямо на нашей платформе, не заходя в отдельное приложение. А курьер «Яндекс Доставки» свяжется с попутчиком или получателем. Это удобнее, чем самому ехать в аэропорт, и дешевле, чем оплачивать курьерскую доставку, например, из города в воздушную гавань», – объясняет Динара.
Помочь и заработать
В процессе работы над продуктом основатели понимали, что любой человек может выступать в роли как отправителя, так и попутчика: сегодня вам надо отправить посылку, а завтра вы едете в командировку и хотите оказать услугу другому человеку, а заодно заработать. Поэтому в своем личном кабинете пользователь может выбрать опцию попутчика или отправителя, в зависимости от статуса предоставлен функционал. Для отправителя сохраняется история отправок, диалоги, а также раздел «финансы», где указана сумма, которую он готов заплатить за услуги попутчика; для последнего функционал практически идентичен, дополнительно отображается список действующих и совершенных поездок. Пока выбор остается за отправителем, который ищет попутчика, исходя из местоположения, срочности, рейтинга в системе. Контактные данные попутчика не передаются отправителю, пока первый не согласится на сделку о доставке, общение происходит в чат-платформе Zhiber. Впоследствии, делится планами Динара, попутчик также сможет выбирать посылки, которые хотел бы доставить.
Минимальная стоимость доставки составляет 1500 тенге, окончательную сумму стороны оговаривают в зависимости от условий. Изначально многие попутчики говорили, что для них в приоритете сама возможность помочь, и устанавливали символические расценки. Однако со временем поняли, что на перевозке можно заработать, и, например, если человек летит лоукостером и везет несколько посылок, то вполне может окупить стоимость билета. А подобные случаи не так уж редки: людям, как правило, удобнее заказывать доставку на вечер, и часто несколько отправителей выбирают одного попутчика, который летит вечерним рейсом. Пока Zhiber существует только в виде сайта; по мере того как будут устранены недоработки, команда планирует начать работу над мобильным приложением, где дополнительно появится функция отслеживания посылки. По словам собеседницы, это произойдет в четвертом квартале 2022 года.
«Изначально у пользователей было много вопросов относительно сохранности и безопасности груза. Для нас как для краудшиппинговой платформы безопасность в приоритете, и мы используем свои инструменты для ее обеспечения. Во-первых, каждый пользователь проходит процедуру идентификации личности и вводит свои данные, которые хранятся на защищенных серверах. Мы исходим из того, что человек, оставляющий свои данные, вряд ли украдет посылку или попробует отправить что-то запрещенное. Второй инструмент – страхование посылок, которое предоставляет сервис Jusan Garant. Отправитель может застраховать посылку стоимостью до 500 тыс. тенге от утери, кражи, порчи. Впрочем, за все время работы сервиса ни одного такого случая у нас не было», – рассказывает Динара.
Дом, который построил SOQ: как стартап убирает перекупщиков с рынка стройматериалов
И обеспечивает застройщикам поставки дефицитных материалов →
До сих пор проект существовал только за счет собственных средств учредителей компании. Монетизация осуществляется посредством комиссии в размере 20% с вознаграждения попутчика, впоследствии планируется установить пятипроцентную комиссию с отправителя. В планах команды также внедрить подписку. По словам собеседницы, такую опцию должны оценить постоянные клиенты, которые смогут совершать неограниченное количество сделок и получат приоритет при выдаче заявок на маршрут. «Весной нынешнего года мы поняли, что проект достаточно созрел для привлечения инвестиций, и для того, чтобы получить дополнительные знания в этой области, мы подали заявку на участие в акселерационной программе фонда MOST Ventures. Участие в этой программе позволило мне понять, с чем идти к инвестору, очень ценным оказался опыт работы с трекерами, людьми, у которых уже есть собственный опыт развития стартапов и привлечения инвестиций», – рассказывает Динара. В команде Zhiber постоянно работают три человека; большая часть услуг, включая разработку, находится на аутсорсе.
За два года создатели Zhiber получили свыше 9000 заявок, количество отправленных посылок превысило 1100, а 35% пользователей воспользовались услугами сервиса повторно. Авторы проекта предусмотрели возможность отправить посылку не только воздушным, но и железнодорожным, а также автомобильным транспортом, но, по словам Динары, 85% пользователей прибегают к услугам пассажиров, путешествующих самолетом. Самым популярным направлением ожидаемо является Алматы – Нур-Султан. Что касается содержимого посылок, то оно может быть самым разным. Собеседница вспоминает случаи, когда с попутчиком отправляли кошку или когда пожилая женщина, живущая неподалеку от алматинского аэропорта, передавала живущему в столице внуку несколько килограммов груш из собственного сада. В настоящее время Zhiber работает только для физических лиц, но основатели проекта заметили, что примерно треть отправлений приходится на долю малых предпринимателей, торгующих в интернете, или покупателей, пользующихся их услугами. «Большое количество таких предпринимателей находится в Алматы. Они продают товары через Instagram, и жители регионов, естественно, хотят получить свою покупку как можно скорее, день в день или на следующий день. Через наш сервис небольшие интернет-магазины отправляют покупателям одежду или, например, бижутерию. Для меня стало открытием, что люди из регионов покупают в Алматы автозапчасти – даже с учетом стоимости доставки им это обходится дешевле, чем приобретать их в своем городе», – комментирует Динара.
В Алматы на месте чаеразвесочной фабрики появится IT-Hub
Пересечение улиц Гоголя и Нурмакова станет местом притяжения IT-умов южной ... →
Основатели стартапа планируют вывести сотрудничество с интернет-магазинами на новый уровень, в середине будущего года запустив направление В2С, что потребует доработки по части бухгалтерии и юридического направления, по функционалу. По словам собеседницы, сложности в части функционала могут возникнуть из-за того, что у крупных казахстанских интернет-магазинов обороты достаточно большие, и постоянно искать попутчиков по всем направлениям, скорее всего, будет непросто. «Мы рассматриваем варианты почти бесконтактного взаимодействия внутри сервиса, возможно, с использованием курьера «Яндекс Доставки» или постамата, из которого попутчик сможет забирать посылки. С другой стороны, мы понимаем, что интернет-магазинам, если это не крупные игроки, не очень выгодно развивать собственную службу доставки, предпочтительнее пользоваться услугами курьерских служб или краудшиппинговых сервисов, такое сотрудничество дает им важное преимущество – скорость», – говорит Динара.
В перспективе, отмечает она, сервис все же будет в большей степени ориентирован на физических лиц, в том числе на тех, кто передает посылки за границу. В работе на этом направлении есть сложности, связанные с наличием ограничений по видам отправлений. Но опрос, проведенный среди пользователей платформы, позволил основателям Zhiber выявить три самых популярных направления международных пересылок: Москва, Турция и США. Для начала основной целевой аудиторией проекта на международном направлении станут казахстанцы, проживающие за рубежом. В планах Zhiber – выход на международный рынок, но это дело более отдаленного будущего.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook