Как инновации помогают на пути к «бездымному будущему»

Как рассказали на Technovation Astana, в производство бездымной продукции «Филип Моррис Казахстан» в 2025 году инвестировал более 34 млрд тенге.

Томмазо Ди Джованни
Томмазо Ди Джованни
Фото: пресс-служба «Филип Моррис Казахстан»

В сентябре в Астане прошёл форум Technovation, организованный «Филип Моррис Интернешнл» (ФМИ). Участники обсуждали роль инноваций в решении глобальных вызовов, включая снижение вреда от курения. В свою очередь ФМИ заявила об амбициозных планах по построению «Будущего без дыма» как на глобальном уровне, так и в странах СНГ и Центральной Азии, и поэтапную трансформацию бизнеса в центре которой вот уже 10 лет развитие бездымных продуктов.

По данным ФМИ, во II квартале 2025 года 41% чистой выручки компании уже приходится на бездымные продукты. По словам представителей ФМИ, компания постепенно переориентирует производство на бездымные изделия, в том числе и в Казахстане. Так, в начале 2025 года на фабрике «Филипп Моррис Казахстан» в Алматинской области запустили первые в стране линии по выпуску изделий с нагреваемым табаком. Эта фабрика стала восьмой в мире, где одновременно выпускают и традиционные сигареты, и бездымную продукцию.

Участники форума Technovation Astana
Участники форума Technovation Astana
Фото: пресс-служба «Филип Моррис Казахстан»

О новом производстве рассказал Томмазо Ди Джованни, вице-президент ФМИ по коммуникациям и взаимодействию.

Г-н Ди Джованни, сколько было инвестировано в новую линию по производству бездымной продукции?

— Мы инвестировали около $75 млн в производство бездымной табачной продукции. Для работы на этой линии мы трудоустроили порядка сотни новых сотрудников, и ещё столько же рабочих мест планируется создать в ближайшее время. В перспективе мы рассматриваем возможность вложить еще $75 млн. В общей сложности инвестиции в новую линию могут достигнуть 77 млрд тенге. Сегодня, в компании работает более 900 человек, а общий объём инвестиций с 1993 года превысил $500 млн.

Вы упомянули, что с 1993 года общий объём инвестиций в страну составил около $500 млн. При этом только в запуск линии бездымных продуктов вложено $75 млн. Почему потребовались такие значительные средства?

— Да, эта сумма была необходима, потому что мы фактически перестраивали производственные процессы. Для выпуска бездымных продуктов требуются совершенно другие линии и технологии. Это не просто модификация существующих мощностей, а строительство нового современного производства.

Разница принципиальная: в обычных сигаретах табак сгорает, а здесь он нагревается до определённой температуры и должен нагреваться равномерно. Процесс требует высокой точности, чтобы продукт был стабильным, а все научные данные о его сниженных рисках подтверждались на практике. Поэтому оборудование для этого производства гораздо сложнее и технологичнее, чем оборудование для выпуска традиционных сигарет.

Сегодня на форуме много говорилось о концепции «бездымного будущего». Как вы оцениваете движение в этом направлении в Казахстане? Насколько оправдывает ожидания переход к этой концепции?

— Сегодня Казахстан демонстрирует хороший темп трансформации в сторону «бездымного будущего». Мы видим большой интерес со стороны потребителей к инновациям и новым технологиям. Сегодня около 22% взрослого населения Казахстана являются курильщиками — это больше 4 миллионов человек. Из них уже около 500 тысяч перешли на бездымные продукты. При сохранении нынешних темпов вполне реально, что Казахстан за одно поколение сможет существенно снизить распространённость курения и приблизиться к статусу «страны без дыма».

С чем связан переход казахстанцев на бездымные продукты? Это интерес к инновациям или забота о здоровье? Проводились ли исследования?

— Здесь действует несколько факторов. С одной стороны, люди стремятся к бездымной альтернативе и хотят получить продукт более высокого качества. С другой стороны, важна научная база: исследования подтверждают потенциально сниженный вред от бездымных продуктов по сравнению с традиционными сигаретами. Кроме того, мы в ФМИ делаем акцент на дизайн и технические характеристики продуктов, включая сборку и удобный функционал. Всё это делает использование продукта более удобным и современным.

То есть Казахстан вписывается в более широкую стратегию «Филип Моррис Интернешнл» по переходу к «бездымному будущему»?

— Абсолютно. Казахстан является важной частью глобальной стратегии ФМИ. Более того, он играет роль регионального лидера, и регион в целом постепенно выходит на лидирующие позиции в мире. Казахстан активно инвестирует в инновации, у него растущая молодая аудитория, и это делает страну одним из ключевых фокусов как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения инвестиций.

А где в мире бездымная продукция наиболее востребована? Может ли Казахстан перенять этот опыт?

— Один из самых ярких примеров — Швеция. Там активно применялись снюсы (бездымные табачные изделия), и правительство не запрещало их использование. В итоге страна снизила курение сигарет до уровня 5%, что по европейским стандартам считается «страной без дыма». Второй пример — Новая Зеландия. Там государство проактивно продвигает бездымные инновации, объясняет населению риски и преимущества их использования. К 2030 году Новая Зеландия планирует полностью избавиться от сигаретного дыма.

Системы нагревания табака существуют уже более десяти лет, однако до сих пор сохраняется скепсис к тому, что такие системы потенциально менее вредные, чем традиционные сигареты. Почему?

— Скептицизм — это естественная реакция, особенно когда речь идёт о здоровье и инновациях. Она усиливается в случае с табачными компаниями: прошлое вызывает у людей предубеждения, и сам факт, что инновация исходит от нас, вызывает недоверие. Но это часть пути, через который нужно пройти. Сегодня мы видим, что ситуация меняется. В разных странах — от США и Японии до Германии, Бельгии и Нидерландов — мы видим нарастающую поддержку в отношении бездымных инноваций. Италия, Португалия, Болгария, Чехия, Греция, Филиппины и Словакия признали преимущества бездымных продуктов по сравнению с традиционными сигаретами. 

Многие исследования по бездымным продуктам инициируются и финансируются самими табачными компаниями. Насколько они независимы и качественны?

— Здесь важно понимать: в мировой практике значительная часть научных исследований финансируется частным сектором. По данным ОЭСР, 70–80% глобальных исследований оплачиваются именно бизнесом. Это нормально и не ставит под сомнение их научную ценность — точно так же обстоит дело в фармацевтической или пищевой промышленности.

Да, мы финансируем исследования, но они проводятся строго в соответствии с международными стандартами: GLP (надлежащая лабораторная практика) и GCP (надлежащая клиническая практика). Эти правила разработаны именно для того, чтобы обеспечить качество и достоверность результатов, независимо от источника финансирования.

Кроме того, значительная часть клинических исследований проводится третьими сторонами, зачастую за пределами наших лабораторий. А публикация результатов в научных журналах возможна только после прохождения процедуры независимого рецензирования.

Наши выводы подтверждаются и внешними организациями. Сегодня существует более 50 независимых исследований, в том числе при участии FDA в США, а также государственных институтов Нидерландов, Германии, Бельгии и других стран. Они приходят к тем же ключевым результатам, что и наши собственные работы.

* Бездымная продукция не является безвредной, хотя её позиционируют как «менее вредную» альтернативу сигаретам. Это по-прежнему табачные изделия, несущие риски для здоровья. Уровень канцерогенов в них ниже, чем в обычных сигаретах, однако ВОЗ подчёркивает: такие продукты вредны и не являются доказанным способом отказа от курения. Никотиновая зависимость относится к числу наиболее устойчивых и требует комплексного подхода, включающего личную мотивацию и, часто, профессиональное сопровождение.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте