Как казахстанские работодатели помогали своим сотрудникам во время ЧП

Результаты экспресс-опроса «Режим ЧП и управление персоналом» представила компания EY

 

ФОТО: pixabay.com

Январские события всколыхнули Республику Казахстан: общественные беспорядки и митинги беспрецедентных масштабов охватили улицы почти всех крупных городов, что привело к введению режима ЧП по всей стране. В таких ситуациях роль работодателя становится ключевой в части поддержки и информирования своего персонала. Для того чтобы определить проблемы, с которыми чаще всего сталкивались работодатели в экстренной обстановке, и оценить влияние ситуации в стране на краткосрочные и долгосрочные планы компаний в области управления персоналом, EY провел экспресс-опрос.

В опросе приняли участие 152 респондента, которые оперируют в более чем 15 разных секторах экономики во всех регионах Казахстана. Больше всего компаний расположено в Алматы — 68%, Нур-Султане — 25% и Атырау — 21%. Численность сотрудников варьируется от 50 до более 5000, при этом штат большинства участников опроса (76%) достигает 700 человек. Такая обширная выборка позволила провести разносторонний анализ результатов опроса.

Думая наперед

Отмечается, что более половины респондентов (55%) на момент опроса уже имели специально разработанную политику действий и коммуникаций во время режима ЧП. Необходимость четких инструкций по обеспечению непрерывности бизнеса на случай чрезвычайных ситуаций была доказана еще в 2020 году с введением карантина по COVID-19, когда работодатели были вынуждены переводить сотрудников на удаленный режим работы в связи с невозможностью продолжать работу офлайн. Последние события также подтолкнули компании внести изменения в свою политику в области управления персоналом. Результаты экспресс-опроса показали, что 14% респондентов планируют разработать положение о действиях в случае ЧП, ввести новые виды материальной помощи, систематизировать оплату труда и пересмотреть графики работ в сторону гибридного формата работы.

57% респондентов проводили различные опросы, посвященные благополучию своих сотрудников. Такая мера позволяет оперативно отреагировать и оказать своевременную помощь тем, кто в ней нуждается. Чуть меньшая доля (53%) приходится на компании, которые предоставляли финансовую, психологическую и гуманитарную помощь своим работникам. Среди них 13% предприятий поддерживали персонал финансово, что включало в себя материальную помощь в размере МЗП или 50% от заработной платы, а также выплату специальных пособий. Некоторые участники опроса поделились, что развозили наличные деньги по домам сотрудников, так как в первые дни ЧП многие столкнулись с трудностями при снятии денег в банкоматах. Гуманитарную помощь оказывали 7% компаний: доставляли продукты питания, медикаменты и необходимую одежду. Треть участников опроса (33%) организовали оказание психологической помощи. Проводились бесплатные телефонные консультации с психологами, тренинги по борьбе со стрессом, ряд компаний создали круглосуточный кризисный call-центр.

Учитывая, что при режиме ЧП не рекомендуется покидать свои дома без особой необходимости, компании были вынуждены адаптировать и режим работы сотрудников. Согласно результатам опроса, 71% работодателей ввели удаленный режим работы на время ЧП для всего персонала. Пятая часть респондентов отметили, что перевели только часть работников на дистанционный формат. По данным исследования «EY_COVID-19_Управление персоналом в кризисных ситуациях» (2020), такой режим работы несет в себе некоторые сложности. В первую очередь речь идет о технических проблемах, в том числе проблемах с доступом к интернету. Этот негативный фактор в совокупности с невозможностью продолжать свою деятельность в условиях режима ЧП заставил часть компаний (17%) ввести простой. В основном это коснулось банковской отрасли, добывающей промышленности, а также сферы профессиональных услуг. Большая часть респондентов (62%) намерены выплатить сотрудникам полную заработную плату за дни простоя.

Иностранные сотрудники

Нестабильная политическая ситуация в стране, безусловно, влияет на восприятие Казахстана специалистами из других стран. Однако, по результатам опроса, иностранные сотрудники в большинстве случаев (58%) не поменяли решение продолжить работу на территории республики. Так, 40% иностранцев временно отсрочили или отменили приезд в Казахстан. Только небольшая доля работников (2%) рассматривают возможность прекращения работы на территории государства. По состоянию на 2021 год, в стране работает около 15 тысяч иностранных специалистов. И, несмотря на сокращение квот на привлечение рабочей силы из-за рубежа, привлекательность Казахстана как направления для трудовой миграции растет. Подтверждением этому служит рейтинг Expat Insider, который организация ежегодно составляет, основываясь на мнении экспатов, работающих по всему миру. В 2019 году Казахстан поднялся в нем с 50-й на 29-ю строку по сравнению с годом ранее.

На зп не отразится?

Несмотря на то, что многие работодатели понесли ущерб разной степени тяжести, опрос показал, что события в стране повлияли на краткосрочные и долгосрочные планы компаний незначительно. По словам 62% респондентов, режим ЧП не отразился на текущих рекрутинговых вопросах. Небольшая часть работодателей (15%) приостановили наем новых сотрудников до окончания режима ЧП, и только 1% опрашиваемых планирует уменьшить количество работников в компании. Похожая тенденция наблюдается и в вопросе оплаты труда. Большинство (79%) подтвердили, что события в стране не повлияли на пересмотр заработных плат. Лишь 10% респондентов намерены повысить заработную плату в ближайшее время. Наиболее четко это прослеживается в секторе добывающей промышленности, нефтегазовой отрасли и сфере строительства/недвижимости. Аналогичная доля компаний (10%) ответили, что планируемое повышение откладывается или вовсе отменяется. В некоторых организациях (1%) снизили процент повышения оплаты труда.

После анализа ответов был составлен перечень общих рекомендаций для компаний во время кризисных ситуаций:

- создать политику по непрерывности бизнеса, в которой учитывается необходимость наличия оперативного штаба или кризисной команды на случай возникновения чрезвычайной ситуации;

- разработать чек-листы и протоколы действий при различных вариантах развития ситуации (например, чек-лист для удаленной работы, чек-лист по управлению удаленной командой, протоколы обзвона сотрудников, протоколы оказания необходимой помощи и т. д.);

- после наступления кризисной ситуации незамедлительно провести опрос о благополучии сотрудников. Возможно, некоторым из них потребуется срочная помощь;

- использовать разные каналы коммуникации одновременно (рабочая почта, телефонные звонки, СМС, чаты в социальных сетях). Во время ЧП в силу обстоятельств не у всех сотрудников может быть доступ только к корпоративной почте или, наоборот, к телефону;

- четко и регулярно сообщать персоналу о ближайших планах по работе компании. Если филиалы компании расположены по всей стране, информация должна одинаково доходить до всех;

- по возможности предоставить сотрудникам психологическую, гуманитарную и/или финансовую помощь;

- обсудить с провайдерами связи увеличение лимитов на сотовую связь при наступлении определенных событий, например в случае введения ЧП в стране или городе.

 

Сабина Мусаева, старший консультант, практика консультационных услуг EY по управлению персоналом
Шынгыс Айдынов, консультант, практика консультационных услуг EY по управлению персоналом

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12142 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить