Интересный горизонт

Ерлан Мукашев – о семье, «Апорте» и планировании на 50 лет вперед

Ерлан Мукашев
Фото: Андрей Лунин
Ерлан Мукашев

Дуализм публичности по-казахстански – это официально владеть большим, многопрофильным бизнесом и в то же время умело избегать внимания СМИ. Ключевым элементом этого правила является известный тезис «деньги любят тишину».

Одной из самых непубличных семей Казахстана – Мукашевым (№27 рейтинга 50 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan – 2016, №5 рейтинга рантье Forbes Kazakhstan – 2016) принадлежит многопрофильная компания, в которую входит множество активов, начиная с девелоперского бизнеса и заканчивая золоторудным месторождением. Семья также владеет 98 % молла «Апорт» (проект ее компании Eurasia RED), бизнес-центрами SAT Business и SAT Business 2.

В 2007 году корпорация «Казахмыс» купила за $270 млн 96,34 % простых акций Eurasia Gold, в которой семье Мукашевых принадлежало 79 %. С 2011 года Zar Kuh Mining Company, где Мукашевым принадлежит мажоритарная доля, разрабатывает золоторудное месторождение Сары Гуней в Иране. Мукашевы также владеют долями в ТОО «ЕМС» и ТОО «Eurasia Agro Holding». Состояние семьи оценивается Forbes Kazakhstan в $200 млн.

Экономически активный «костяк» семьи Мукашевых – это братья, которые курируют каждый свое направление: Сайлау, Балтабек, Аман, Нурбек, Нурлан и Ерлан. Они родились в Семипалатинске, в классической семье советской интеллигенции – Кумара и Сары Мукашевых. Отец – полковник милиции, заслуженный работник МВД СССР, мама – главный бухгалтер. Все братья получили хорошее образование. Например, Ерлан окончил финансово-экономический техникум, затем КазГУ. Остальные – кто исторический факультет, кто архитектурно-строительный и другие вузы.

«Считаю, что Семей – это духовная и культурная столица Казахстана, – говорит Ерлан Мукашев, который курирует девелопмент и финансы группы. – В этом городе родилось много писателей, поэтов, ученых, художников, артистов. Там более чем достаточно музеев, образовательных учреждений. Семипалатинск всегда считался студенческим, ведь в советское время в городе с населением 6 тыс. человек было шесть вузов, около 15 техникумов. В общем, кузница кадров с хорошей генетикой».

Золотое время

Ерлан вспоминает, что строить свой семейный бизнес Мукашевы стали в начале 1990-х – на торговле с Китаем. Во времена тотального дефицита им удалось поначалу наладить поставки продуктов питания из КНР в Казахстан, а затем в обратную сторону пошли черные и цветные металлы. Металл был не только казахстанский, какую-то часть они покупали на российских заводах, ведь государственной границы между Россией и Казахстаном тогда фактически не было.

«Тогда же мы зашли в небольшой проект старательской артели, которая имела лицензию на разведку золота. Они смогли нас заинтересовать своим потенциалом, и мы в несколько этапов проинвестировали в них заработанный капитал, – рассказывает Ерлан Мукашев. – Конечно, крупные проекты нам не давали, они были в госсобственности. С тех пор мы никогда не участвовали в приватизации государственных активов».

Для Мукашевых добыча золота стала сложным, но в то же время интересным направлением. «В торговле, например, можно было заработать 100 % на одной сделке, – объясняет Ерлан. – А в золотодобычу нужно было вкладывать деньги, без видимого горизонта отдачи. На тот момент цена за унцию была в районе $250, а себестоимость добычи – $400».

Координируют направление золотодобычи председатель совета директоров Балтабек и куратор проекта Аман. Семья долгое время развивала золотодобычу себе в убыток, инвестируя в будущее производство: верили, что цена на золото рано или поздно пойдет вверх. Помимо текущих расходов, вкладывались в основные средства, например купили установку кучного выщелачивания, которая помогла обогащать бедные руды. «С этого бизнеса все началось, мы прошли 1990-е под эгидой золотодобычи, а в 2000-е это была уже солидная компания, которая существует и сейчас – Eurasia Gold», – отмечает собеседник.

При Советском Союзе брали руду с содержанием золота не ниже трех-четырех граммов на тонну и отправляли ее на переработку в соседние республики. Работать с рудой с содержанием ниже одного грамма золота было вовсе невыгодно. Eurasia Gold работала с рудой, в которой содержание золота было от одного грамма золота на тонну и меньше, – благодаря технологии кучного выщелачивания. Расчет Мукашевых оправдался: сегодня золото торгуется на мировых площадках в районе $1300 за унцию.

«За эти годы у нас сформировалась сильная команда. Мы диверсифицировали нашу географию, развиваем производство золота не только в Казахстане, но и в Кыргызстане, Таджикистане и Иране», – добавляет Ерлан.
В 1997 году Мукашевы вывели Eurasia Gold на Торонтскую фондовую биржу (специализируется на майнинговых компаниях), кстати, это было одно из первых IPO в СНГ. С листингом Eurasia Gold приобрела партнеров-канадцев, которые поддержали компанию инвестициями и технологиями.

Канадская мечта

В 1999 году семья отправила Ерлана учиться в Канаду. В Эдмонтоне он впервые увидел West Edmonton Mall на 400 тыс. кв. м и был поражен всевозможными торговыми и развлекательными форматами, аквапарком, который работал при температуре минус 40 градусов. Тогда у него появилась мечта создать нечто подобное в Алматы.

В 2007 году, когда Мукашевы перебрались из Семея в южную столицу, их компания заказала маркетинговое исследование, чтобы понять, примет ли город подобный канадскому торговый центр. Оно показало, что Алматы развивается не в сторону гор, а вдоль них – в западном и восточном направлениях и строить молл нужно не в центре, а на периферии.

Фото: Андрей Лунин

В самый разгар избытка в стране нефтяных денег – в 2007 году – Мукашевы приобрели два участка земли. Один – в западной части Алматы, на стыке города и пригорода, второй – по Кульжинской трассе. Участки были куплены на пике цен за миллионы долларов – точную цифру Ерлан называть не стал.

На первом участке в 2009 году был построен и открыт крупнейший в Казахстане молл «Апорт» площадью 50 тыс. кв. м. Проектированием объекта занималась MBarchitects. В «Апорте» разместились первый в Казахстане гипермаркет продовольственных товаров с ассортиментом в 40 тыс. позиций, семизальный кинотеатр, торговая галерея, фудкорт и, самое главное, бесплатная парковка.

В 2012 году была построена вторая очередь молла площадью 25 тыс. кв. м, где расположились всесезонный аквапарк «Гавайи» – проект испанской Amusement Services International и развлекательный парк Funkytown – детище дубайской Magic Рlanet.

По оценкам экспертов, первая и вторая очереди проекта стоили не менее $50 млн.

Город яблока

«Сегодня мы приступили к строительству третьей очереди «Апорта» площадью 55 тыс. кв. м, куда добавим еще один гипермаркет. Общая площадь трех очередей составит 130 тыс. кв. м, – сообщает Ерлан. – Уверен, что «каннибализма магазинов» не будет: экономика должна быть конкурентной. Сегодня мы видим много успешных моллов, где работают три-четыре магазина электроники, столько же гипермаркетов спортивных товаров; они между собой конкурируют, от чего выигрывают и владельцы и покупатели».

В «Апорте» планируется открытие нового аквапарка площадью 10 тыс. кв. м, где будет крупнейший в СНГ волновой бассейн, а также зона спа с 30 видами сауны.

Стоимость проекта – около 10 млрд тенге (примерно $30 млн) собственных и заемных средств. Часть их будет получена по кредитной линии Народного банка Казахстана, надежного финансового партнера Мукашевых.

«Считаю, нам удается формировать молл как оптимальное соотношение полезной и общей площади, – отмечает Ерлан. – В нем сейчас 160 магазинов, добрую половину которых мы привели сами. Гордимся, что у нас есть интересные и популярные магазины со средней ценой $5–10. До череды девальваций средняя зарплата в Казахстане была на уровне $1 тыс., сегодня – в районе $400. Поэтому нам нужны в молле доступные цены для широких слоев населения. Мы называем «Апорт» народным моллом: в месяц его посещают 700 тыс. человек, а с введением третьей очереди будет 1 млн. 60% – это горожане, 40% – жители области».

Бизнесмен уверен, что молл начинается с бесплатного паркинга, ведь покупатель не обязан торопиться, и среднее время, которое он проводит в «Апорте», должно стремиться к четырем часам. Таковы планы по управлению покупательским поведением.

«Апорт» – это не только покупки, но и досуг. В рамках третьей очереди мола предусмотрен парк на 5 га со спортивными площадками и зонами барбекю, а внутри будут находиться этноаул и парк дружбы народов Казахстана.

«В целом этот бизнес – низкомаржинальный, и мы уже сейчас планируем развитие на 50 лет вперед, – рассказывает Ерлан. – В этом бизнесе необходимо терпение, моллы нужно строить и развивать таким образом, чтобы они были актуальны через 10–20 лет, это самая трудная задача».

По словам собеседника, форматы устаревают и постоянно требуют модернизации. Поэтому моллы строятся очередями, как конструктор, – тот же канадский West Edmonton Mall, послуживший однажды их музой, уже открыл пятую очередь, каждая из которых почти по 80 тыс. кв. м. Магазины таких моллов должны обновляться, нужны новые идеи и бренды, стагнация губительна для крупных торговых площадей.

Молл
Фото: архив пресс-службы
Молл "Апорт"

Мясной экспорт

Третье направление, в котором развивается бизнес семьи Мукашевых, это мясопереработка. Курирует его Сайлау Мукашев, как и строительство всех объектов группы.

«В Восточном Казахстане мы на любительском уровне занимаемся овцеводством уже 10 лет. Недавно запланировали строительство масокомбината, со своими откормочными площадками, переработкой, – делится планами Ерлан. – Основной объем планируем поставлять в КНР. Если себестоимость килограмма баранины на сегодняшний день составляет $2–3, то оптовая цена реализации – около $6. Речь идет о замороженной баранине. Сейчас совместно с Минсельхозом и акиматом ВКО отрабатываем ветеринарные процедуры по экспорту».
Объем производства планируется на уровне 10 тыс. тонн мяса в год (около 1,4 тыс. голов в смену). Необходимые инвестиции в это направление собеседник оценивает в $30 млн.

Семейная черта

Пожалуй, главные черты семьи Мукашевых как бизнесменов – сплоченность, терпение и умение планировать. Важнейшую роль играет команда профессионалов, которую они собрали вокруг себя за 25 лет. Многие из бывших менеджеров теперь являются партнерами по бизнесу.

«Богатство семьи – это не деньги, а интеллектуальный, человеческий капитал, – подчеркивает Ерлан. – Нужно дать детям достойное образование, воспитание и правильные ориентиры в жизни. Я считаю, что бизнес необходимо развивать в интервалах 10-летнего планирования. Делать планирование на меньшее время недальновидно. Нужно учитывать, что будет со следующим поколением – детьми, внуками, правнуками. Очень важно, чтобы все они усвоили: не следует ориентироваться на то, что заработали прежние поколения. Каждое поколение должно зарабатывать собственные деньги, тогда общий капитал семьи будет приумножаться. Необходимо трудиться всегда – наши дети работают на каникулах, в свободное время, кто-то в продовольственном магазине, кто-то в ресторане. Я называю это «street MBA», который можно получить, только работая».

Сегодня в «Апорте» работают 1,5 тыс. человек, еще столько же получат рабочие места, когда будет достроена третья очередь. А в группе компаний в целом трудятся 3 тыс. человек.

«Мы живем в непростое, но интересное время, – считает Ерлан. – Население Казахстана растет, наблюдается беби-бум, поэтому мы ориентируемся на семейного потребителя в будущем. Молодое поколение растет, его необходимо кормить, одевать и развлекать. Горизонт в 50 лет для страны будет очень интересным. Если сейчас средняя зарплата по Алматы составляет $400–500, то в будущем мы ориентируемся на возврат к $1 тыс. Думаем, это справедливый средний уровень дохода на человека».

Ерлан рекомендует прочитать книгу «Место действия – торговый центр: явные и скрытые приемы привлечения покупателей» Пако Андерхилла. (Она лежала на столе во время интервью.) В книге говорится о том, что ТЦ – это организм, который нужно воспитывать с детства. «В этом году «Апорту» исполняется семь лет, условно говоря, мы идем в школу, – улыбается бизнесмен. – Впереди зрелость и самостоятельность».

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

3770
просмотров