ФИИРическое зрелище

В среду прошло заседание дискуссионного клуба «Атамекен Форум» на тему «Основные подходы к разработке второй пятилетки индустриализации» с участием вице-премьера - министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, экспертов НЭПК «Союз «Атамекен» и представителей бизнес-сообщества

Прошел очередной «Атамекен Форум». Он был посвящен второй госпрограмме форсированного индустрально-инновационного развития (ГП ФИИР-2).

И вот какие выводы могу сделать:

1. Для начала - о госпрограмме ФИИР. Это самая масштабная программа, которую государство когда-либо проводило в сфере реального сектора. И, в отличие от предыдущих документов (например, Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 и т.п.), которые все без исключения были размытыми, ФИИР является проработанной и конкретизированной программой. В качестве результатов было заявлено достижение определенного уровня по множеству показателей: то есть можно судить, чего достигли, а чего нет. Надеюсь, следующий документ будет еще более качественным.

2. Вторым плюсом является максимальная открытость данных по реализации программы. Информацию дает не только МИНТ, но еще и Агентство по статистике в ежемесячно оперативном варианте, а детальную информацию по проектам можно найти здесь и здесь (причем внутри есть множество «фишек» по навигации на сайте; мелочь, но очень удобно - не теряется время; тоже плюс).

3. Что касается содержательной части программы ФИИР, то если проанализировать 608 проектов (реально уже их 870 - есть лаг между одобрением проектов и публикацией на сайте), то преимущественно она посвящена производству промышленных товаров (что тоже хорошо), а потребительских товаров мало.

Есть производства мяса птицы, яиц, овощей, молока, хлеба. Но их объем небольшой. Население не ощутит результатов, пока не увидит одежду, обувь, продукты питания, мебель, бытовые аксессуары отечественного производства. К тому же мешает «эффект «Хабара»: как только население слышит про успехи из уст чиновников, то просто не верит им. Преодолеть это можно только с помощью честной и открытой информации. Собственно, начало положено: если посмотреть ссылки в пункте 2, то можно увидеть проблемные проекты с подробным описанием этих самых проблем.

4. Среди других проблем программы ФИИР можно отметить:

- проблемы в сфере госуправления (начиная от коррупции до саботажа на местах), которые влияют на все госпрограммы;

- проекты-балласты, перешедшие из предыдущих индустриальных программ в ГП ФИИР. С одной стороны, их надо завершать и не включать в ГП ФИИР как бы неправильно, с другой - они завышают количественные показатели программы. Кстати, благодаря этому уже в первом полугодии 2010 было завершено 60-70 проектов;

- завышение показателей на местах, когда области начинают включать в ФИИР все проекты, даже те, где компании не нуждались в господдержке;

- частая смена руководителей и учредителей институтов развития: человек сидит на должности один-два года, потом приходит другой, да и в исполнительных органах идут регулярные реорганизации;

- нехватка кредитов: Нацбанк пока не создал механизмы обеспечения экономики долгосрочными кредитами в тенге и по умеренным ставкам.

5. Если говорить о результатах первой пятилетки, то большая часть их уже достигнута, некоторые даже за 3 года. Например, рост ВВП с 16 трлн тенге в 2008 до немногим более 30 трлн в 2012. Надеюсь, показатели ФИИР-2 будут более оптимистичными.

6. ГП ФИИР можно ругать за низкую долю обрабатывающей промышленности в ВВП. Целевой показатель - 12,5%, но сейчас он равен 11,4%, так и оставшись на уровне 2008. Но, во-первых, остальная часть экономики, особенно добывающий сектор, тоже растет - поэтому доли сохраняются. Во-вторых, сказывается отсутствие долгосрочных кредитов. Изношенность основных фондов составляет в среднем по стране 40%, в том числе коммунальной инфраструктуры - 60%. В некоторых регионах показатели достигают 60% и 80% соответственно. Бизнес хочет делать инвестиции, но откуда ему взять деньги? Доля заемных средств в инвестициях составляет 10-12% (около 660 млрд тенге). Даже госбюджет выделяет на инвестиции бизнесу в 1,7 раза больше (около 1,1 трлн тенге). Это откровенная диспропорция. Будем надеяться, что Нацбанк проявит здравый смысл и все же позволит бизнесу расправить инвестиционные плечи.

7. В ФИИР-2 необходимо сделать 3 вещи:

- акцентировать внимание на производстве потребительских товаров. Производство промышленных товаров должно быть, но уже на втором плане. Кстати, сейчас, когда мировая экономика шатается и есть риск падения экспортных доходов, импортозамещение должно обрести второе дыхание. Возможно, тогда национальный производитель, выиграв на своей территории, сможет начать побеждать и в рамках интеграционных объединений;

- обеспечить бизнес долгосрочными кредитами. Без этого вторая пятилетка не раскроет свой потенциал даже на 20% от необходимого. Если бизнес обеспечат кредитами - тогда и господдержка не нужна. Естественно, надо будет все обставлять антиспекулятивными мерами, мерами по недопущению вывода капиталов из страны и т.д.

8. Текст у меня сегодня позитивный, потому что я видел реальную попытку министра (индустрии и новых технологий Асета Исекешева. - F) наладить диалог с бизнесом. Надеюсь, эта открытость сохранится и в дальнейшем.

Что касается бизнесменов, то некоторые подкачали. Часто на «круглых столах» спикер вместо конкретных предложений пускается в философические дебри. Мало того, что это неуважение к другим слушателям, так еще и сбивает дискуссию с ритма. Неприятно и то, что вместо конкретных проблем озвучиваются мысли типа "ничего не делается" и т.д. Также бизнесмены, хорошо знающие тонкости своего бизнеса, иногда не владеют общеэкономическими данными и даже отраслевыми, либо эти данные устарели. Понятно: у них времени нет, да они и не обязаны знать эту информацию, но в таком случае не надо выдавать дезинформацию. Например, в одном из выступлений было сказано, что Казахстан по рейтингу GCI занимает 74 место, хотя в этом году у нас была 51 позиция. Подобные «неточности» снижают степень конструктивности диалога.

Также были предложения изменить название программы ФИИР, только непонятно, как от этого поменяется ее содержание.

9. Радует еще вот что. Наконец-то программа готовится не на скорую руку и на коленке, а за год-полтора вперед. Надеюсь, это обстоятельство сыграет свою роль, и конечный документ будет высокого качества. Дай-то Бог!

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7703 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
1 июня родились
Жаркын Альжанов
председатель правления АО "Нефтяная страховая компания"
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить