Далай-лама рассказал, существует ли он на самом деле

5433

Далай-лама раскрыл секрет, существует ли он на самом деле, и рассказал, как любой человек может избавиться от привязанности, ненависти и обрести счастье на пути к просветлению, передает РИА Новости.

Корень неведения

"Все живые существа не хотят страдания и стремятся к счастью, даже насекомые... Привязанность и ненависть – основные причины страданий. Они, как и все виды омрачений и сама карма, возникают из-за неведения, неправильного восприятия мира. А корень неведения - цепляние за якобы "самосущее бытие", которого на самом деле не существует", - сказал Далай-лама во время учений для россиян в североиндийской Дхарамсале в предгорьях Гималаев, где расположена его резиденция.

На учения всемирно известного буддийского лидера в Индии собрались несколько тысяч человек не только из России, но из десятков стран – как практикующие последователи буддизма, так и просто интересующиеся его философией.

Далай-лама и российский профессор, специалист в области аналитической философии сознания Давид Дубровский (Институт философии РАН) на конференции в Дели после первого диалога о природе сознания

Устранить неведение и цепляние, по словам Далай-ламы, можно путем постижения "пустотности", под которой понимается отсутствие независимого существования чего бы то ни было, взаимозависимость всех явлений. Иными словами, буддийские наставники призывают постоянно помнить, что все явления в мире обусловлены причинно-следственными связями. "Необходимо усердно размышлять об этом, видеть взаимозависимость явлений и постигать их пустотность", - призвал Далай-лама.

Существует ли Далай-лама?

Все явления, учит Далай-лама, существуют лишь на относительном уровне, на уровне наших представлений о них и обозначений. И на этом уровне они могут приносить как пользу, так и вред. Но мы не знаем, каковы они на самом деле, вне связи с другими явлениями, поэтому буддисты говорят о том, что они "пусты".

"Когда я вижу вас, то думаю: вот, российские ученики, вы существуете. И когда вы смотрите на меня, то думаете, что видите Далай-ламу. Но существует ли Далай-лама на самом деле? Таким, каким вы меня представляете? Ведь мое тело не является мной, и моя речь не является мной. Не на что указать пальцем, чтобы сказать точно: вот, это – Далай-лама. Все явления – лишь наши представления о них, лишь обозначения, удобные для нашего ума. И все явления взаимозависимы", - пояснил духовный учитель.

"И это то, о чем говорит современная квантовая физика", - считает он.

Клеши в сознании

Около трех тысяч лет назад, напомнил Далай-лама, в Индии появилось понятие "клеша". На современном русском языке его можно пояснить как "омрачение" или "загрязнение". Перечни клеш в разных буддийских учениях могут варьироваться. Но в основном выделяют само неведение, привязанность, гнев (ненависть), гордость, зависть или сомнение. Эти основные клеши порождают другие сопутствующие омрачения, такие как страх, ложь, жадность и многие другие. "Это то, что присутствует в потоке сознания и делает этот поток возбужденным, спутанным, несчастливым", - сказал Далай-лама.

Очищение от этих загрязнений сознания – необходимая практика для достижения совершенства, состояния Будды, Просветленного.

Аскеза и счастье

"Но даже небуддисты стремятся избавиться от таких клеш, как привязанность к объектам наслаждения органов чувств. Ради этого люди занимаются, например, аскетическими практиками… В Гималаях проживает много практикующих, которые в заснеженных горах занимаются медитацией обнаженными. Они реализуют тибетскую буддийскую практику туммо (йога внутреннего огня)", - отметил буддийский лидер.

Результативность аскетических практик, по его словам, указывает на то, что счастье – это не удовлетворение чувственных желаний и потребностей, не наличие или отсутствие чего-либо внешнего, а состояние ума. "Подлинное счастье находится внутри, а не снаружи, оно не связано с объектами внешнего мира и органами чувств", - добавил Далай-лама.

Три основы пути

Далай-лама подробно разъяснил слушателям из России краткий текст под названием "Три основы пути". Его автор - тибетский философ Чже Цонкапа. Он жил в XIV - XV веках и известен как реформатор буддизма и основатель школы Гелуг, последователями которой стали большинство российских буддистов и духовным наставником которой является Далай-лама. В тексте Цонкапы рассказывается о том, что необходимо каждому, кто решил стать Просветленным. Необходимо зародить в себе отречение от сансары (стремление освободиться от круговорота бытия), бодхичитту (стремление достичь просветления на благо всех живых существ) и мудрость (правильное воззрение на все явления мира, постижение пустотности).

Говоря о первой основе пути, Далай-лама отметил, что "зародить в себе отречение от сансары можно, осознав четыре благородные истины". Эти истины буддизма гласят, что жизнь в сансаре полна страдания (буддисты используют термин "дукха" - беспокойство неудовлетворенности), страдание имеет причины, страдание можно прекратить и есть путь, ведущий к прекращению от страдания.

Разъясняя вторую основу пути, Далай-лама процитировал строки Цонкапы: "Заключенные в стальную клеть цепляния за "я", окутанные со всех сторон непроглядным мраком неведения, существа рождаются снова и снова в бесконечной самсаре… Созерцая эту участь существ, некогда бывших нам матерями, породи наивысшее намерение – бодхичитту". При этом Далай-лама признался, что порой для большей силы воздействия этих строк заменяет словосочетание "участь матерей" на "свою участь".

О третьей основе пути – мудрости постижения пустоты – Цонкапа говорит, что "пустота проявляется как причина и следствие". И осознание этого позволяет буддистам удерживаться от крайностей (как от этернализма – "крайности бытия", так и от нигилизма – "крайности небытия").

Буддой может стать каждый

По словам Далай-ламы, "Три основы пути" Цонкапы готовят слушателя к восприятию главной темы настоящих учений – стихотворного трактата начала первого тысячелетия о природе Будды "Уттаратантры". Этот текст относится к "третьему повороту колеса учения", требует высоко уровня развития и редко преподается публично. Автором "Уттаратантры" считается Майтрея - Будда Грядущего. К учениям для россиян этот фундаментальный трактат с комментариями философа Асанги (IV век) впервые переведен и издан на русском языке. Суть его в том, что каждое живое существо обладает природой Будды (татхагатагарбхой) и может стать по-настоящему совершенным, Просветленным.

 

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить