Какие нарушения выявил Нацбанк в действиях банков второго уровня

4344

Национальным Банком Республики Казахстан по  итогам четвертого квартала 2018 года проведен мониторинг и анализ допущенных в указанный период банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций (далее – банки), нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

В четвертом квартале 2018 года в отношении банков применено санкций и ограниченных мер воздействия в количестве 56, в том числе:

-  23  санкции в виде наложения и взыскания административных штрафов;

-  33 ограниченных мер воздействия в виде письменных предписаний.

Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального Банка, которые  связаны с осуществлением:

-  обслуживания банковских займов;

-  платежей и переводов денег;

-  обслуживания банковских счетов.

По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся:

           -  невыполнения обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении в договорах, заключаемых с клиентами;

          -  утери оригиналов документов по договору банковского займа  из кредитного досье;

          -  предоставления недостоверных сведений по заемщику в кредитное бюро;

           -  отсутствия согласия субъекта кредитной истории на предоставление информации  о нем в кредитное бюро;

          -  получения кредитного  отчета по клиенту банка без его согласия;

           -  неуведомления заемщика о наличии просрочки исполнения обязательств по договору, о необходимости внесения платежей и о последствиях невыполнения заемщиком обязательств;

          -  нарушения сроков  предоставления заемщику сведений о задолженности и информации о распределении поступающих денег в счет ее погашения по договору банковского займа;

         - неполного рассмотрения обращения заявителя в части не предоставления пояснений о возникновении задолженности по займу;

         - непредоставления заемщику расчета годовой эффективной ставки вознаграждения;

         - несоблюдения внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского займа;

         -  нарушения порядка бухгалтерского учета залогового имущества.

По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:

-  исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, в случаях наличия оснований для отказа в исполнении указания;

- несвоевременного исполнения указаний по платежу и (или) переводу денег в нарушение сроков, установленных законодательством о платежах и платежных системах;

           -  нарушением порядка осуществления расходных операций, а также безакцептного списания  по банковскому счету.

 По порядку обслуживания банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся:

           - необоснованного перечисления денег с текущего счета клиента банка на банковский счет третьего лица;

           - необоснованной блокировки платежной карточки клиента;

           - увеличения в одностороннем  порядке комиссии по оказываемым платежным услугам;

           -  отсутствия камеры видеонаблюдения в банкомате.

За 4-ий квартал 2018 года по результатам рассмотрения обращений и жалоб потребителей финансовых услуг, следующие банки допустили наибольшее количество нарушений (пять и более): АО «ForteBank»,  ДБ АО «Сбербанк России», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Народный сберегательный банк Казахстана», АО «Евразийский банк», АО «Казпочта».

Подробная информация по всем ограниченным мерам воздействия и санкциям размещена на официальном интернет-ресурсе (www.nationalbank.kz) в разделе «Примененные меры воздействия и санкции» для обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества банковского обслуживания тем или иным банком.

АО «ForteBank» вынесено 6 письменных предписаний, нарушения банка связаны с вопросами обслуживания банковского счета и банковского займа, а также наложено  4  административных штрафа, из которых 2 за предоставление недостоверных сведений в кредитное бюро, и 2 за невыполнение обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении в договорах, заключаемых с клиентами.

ДБ АО «Сбербанк России» наложено 7 административных штрафов за нарушение порядка осуществления платежей и переводов денег, а также вынесено письменное предписание за нарушение порядка обслуживания банковского счета.

АО «Банк ЦентрКредит» вынесено 5 письменных предписаний за нарушение порядка обслуживания банковского займа, а также вынесено 2 административных штрафа за предоставление недостоверных сведений по клиенту в кредитное бюро.

АО «Народный сберегательный банк Казахстана» вынесено 4 письменных предписания, нарушения банка связаны с вопросами обслуживания банковского счета и банковского займа,  а также наложен 1 административный штраф за невыполнение обязанностей, возложенных Национальным Банком посредством применения ограниченной меры воздействия.

АО «Казпочта» вынесено 4 письменных предписания за нарушение порядка осуществления платежей и переводов денег и обслуживания баковского счета,  а также наложен 1 административный штраф за исполнение указания по платежу и (или) переводу денег, в случаях наличия оснований для отказа его исполнении.

За 4-ый квартал 2018 года общая сумма административных  штрафов, наложенных на банки за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила более 6 млн. 965 тенге, в том числе:

                 - АО «Евразийский банк» – 2 млн. 405 тыс тенге (за подачу запроса на получение  кредитного отчета без согласия субъекта информации; за предоставление недостоверных сведений о заявителе в качестве субъекта кредитной истории);

              -  ДБ АО «Сбербанк России» – 1 мл. 154 тыс. 402 тенге  (за несвоевременное исполнение указаний по платежу и (или) переводу денег в нарушение сроков, установленных законодательством о платежах и платежных системах; за исполнение указания по платежу и переводу денег, при наличии оснований для отказа в исполнении указания);

                  -  АО «ForteBank» - 1 млн. 202 тыс. 500 тенге (за невыполнение обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении в договорах, заключаемых с клиентами, за предоставление недостоверных сведений в кредитное бюро);

             - АО «Народный сберегательный банк Казахстана» -  757 тыс. 575 тенге  (за невыполнение обязанностей, возложенных Национальным Банком посредством применения ограниченной меры воздействия);

             -  АО «Банк Центр Кредит» -  962 тыс. тенге (за предоставление недостоверных сведений в кредитное бюро);

 - АО «Цеснабанк» -  401 тыс. тенге (за несвоевременное исполнение указаний по платежу и (или) переводу денег в нарушение сроков, установленных законодательством о платежах и платежных системах).

- АО «Казпочта»- 98 тыс. 650 тенге (за исполнение указания по платежу и (или) переводу денег, в случаях наличия оснований для отказа в исполнении указания);

 

В 4-ом квартале 2018 года, как видно на нижеприведенном графике, наблюдается снижение количества мер, принятых в отношении банков в рамках защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в том числе в связи с устранением системных нарушений банков, выявленных Национальным Банком в банковском секторе в предшествующем периоде 2018 года.

 

 

 

               

                 В целях повышения финансовой грамотности и недопущения нарушений законных прав и интересов как существующих, так и потенциальных клиентов банков, Национальный Банк информирует о следующем.

Банки оказывают банковские услуги на основании договорных отношений с клиентами. В этой связи при выборе банка следует обращать внимание не только на принятые в отношении банка ограниченные меры воздействия и санкции, но и на его финансовое положение и условия  договоров банковского обслуживания (текущего счета, сберегательного счета) и/или банковского займа, в особенности на следующее:

1) по договорам текущего счета:

- тарифы банка (годовое обслуживание банковского счета и /или платежной карточки за первый год и последующие годы), за снятие наличных денег в банкоматах и кассах банка, за зачисление денег на банковский счет, за осуществление платежей и переводов денег, вознаграждение на остаток денег на банковском счете);

-  порядок уведомления об изменениях в тарифах банка;

-  порядок взыскания денег с банковского счета без согласия владельца счета;

2) по договорам банковского вклада:

-  размер ставки вознаграждения, в том числе ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость) на дату обращения;

-     порядок изменения размера ставки вознаграждения и способ уведомления об этом;

-     возможность пополнения/изъятия вклада;

-     порядок досрочного частичного изъятия вклада и расторжения договора вклада;

-   порядок пролонгации срочного и сберегательного вкладов после истечения срока, а также условного вклада после наступления тех обстоятельств, с которыми договор банковского вклада связывает возврат вклада (согласно гражданскому законодательству РК договор банковского вклада считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором);

               - порядок уведомления вкладчика о невозможности пролонгации договора банковского вклада на условиях, предусмотренных договором, при закрытии депозитного продукта банком.

                При этом обращаем внимание, что с 1 октября 2018 года изменились  условия по вновь привлекаемым депозитам физических лиц в национальной валюте.

             Вклады физических лиц, согласно положениям Гражданского законодательства Республики Казахстан (§ 4. Банковский вклад), дополнены сберегательным вкладом, который вносится на определенный срок.

      В случаях, когда сберегательный вклад затребован вкладчиком до истечения установленного срока, вознаграждение по вкладу выплачивается в размере, установленном по вкладу до востребования.

 Таким образом, ставки вознаграждения по вкладам будут дифференцироваться, исходя из срока и вида вклада, права досрочного изъятия и пополнения.

3) по договорам банковского займа:

 - размер и порядок расчета годовой ставки вознаграждения, а также условия ее изменения;

-  метод погашения, график погашения;

- перечень комиссий и иных платежей, их размеры, которые в конечном итоге влияют на реальную стоимость кредита;

- размер годовой эффективной ставки вознаграждения, которая является показателем реальной стоимости кредита с учетом всех расходов заемщика на получение и обслуживание кредита. Данный показатель служит для сравнения аналогичных кредитов различных банков;

- порядок взыскания задолженности по займу, в том числе без согласия заемщика с его банковских счетов, открытых в  банках;

- порядок уступки права (требования) по договору банковского займа третьим лицам;

- передача задолженности на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству.

Обращаем внимание потребителей финансовых услуг на то, что в случае нарушения Ваших прав, Вы вправе обратиться:

•             в Национальный Банк Республики Казахстан: письменно по адресу 050000, г.Алматы, ул.Айтеке би, 67, e-mail: info@kzp.nationalbank.kz;

•             в Общественную приемную Национального Банка Республики Казахстан за  получением правовой помощи по адресу: г.Алматы, ул.Айтеке би, 67, телефон для справок 7(727)2619213, 7(727) 2788104 вн.5573;

•             в раздел «Защита прав потребителей финансовых услуг» мобильного приложения «НБК «Online», являющегося своего рода мобильной версией Общественной приемной Национального Банка (Мобильное приложение  «НБК «Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket)

•             в филиалы Национального Банка Республики Казахстан (по адресам, указанным на сайте Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz, в разделе Защита прав потребителей финансовых услуг (http://www.nationalbank.kz/?docid=1374&switch=russian)

•             к банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

Реквизиты банковского омбудсмана:  А15GП8Е2, г. Алматы, пр. Н. Назарбаева д.175 офис 302.

е-mail: office@bank-ombudsman.kz

Сайт: www.bank-ombudsman.kz

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить