АНАЛИЗ-Перемены: пять трансформаций ЕС после Brexit

2474

БРЮССЕЛЬ (Рейтер) - Выход из Евросоюза, которому в среду официально даст старт премьер-министр Тереза Мэй, может привести к трансформации Великобритании, но он также изменит ЕС. И вот как:

БЮДЖЕТ ЕС: ЧТО БУДЕТ С ДЕНЬГАМИ?

На бюджет ЕС приходится лишь 2 процента госрасходов в блоке. Однако на востоке на поступления из Брюсселя приходится гораздо более значительная доля - порядка 8 процентов польского и почти одна пятая болгарского бюджета.

Без Британии у Брюсселя будет примерно на одну шестую меньше средств для направления странам, которые являются их чистыми получателями, что спровоцирует борьбу между западными и восточными государствами блока за семилетний план расходов с 2021 года.

В краткосрочной перспективе также ожидается противостояние блока с Британией вокруг того, какие права Лондон сохранит за собой после выхода из ЕС. Британия может продолжить платить за доступ к ряду ключевых бюджетов ЕС, например, к исследовательскому. Однако крупные сегменты, такие как сельскохозяйственные субсидии, могут быть радикально пересмотрены.

БАЛАНС СИЛ: ДРУЗЬЯ БЕЗ ПОДДЕРЖКИ

Британия использовала свою 12-процентную долю голосов в ЕС для ограничения расходов Брюсселя и продвижения свободной торговли. Ее выход тревожит менее крупные страны-члены на севере блока, включая скандинавские государства и Нидерланды.

Менее обеспеченные восточные страны, за членство которых в ЕС выступала Британия, беспокоятся, что Германия и Франция могут увеличить барьеры для их дешевой рабочей силы или упрочить позиции тех, кто выступает за федерализацию блока, что не нравится странам бывшего соцлагеря. Государства, которые только стремятся вступить в ЕС, в частности на Балканах, также теряют союзника в борьбе с богатыми западными странами, настороженно относящимися к дальнейшему расширению блока.

Девятнадцать стран еврозоны освободятся от одной из основных преград для одностороннего принятия решений. Они и сейчас имеют перевес в голосах против остальных стран ЕС, но лишь незначительный. Однако после выхода Британии блоку стран, сохранивших нацвалюты, во главе с Польшей и Швецией нужны будут значительные разногласия внутри еврозоны, чтобы не дать ей самостоятельно устанавливать политику ЕС.

Франция станет единственной страной блока, обладающей ядерным оружием и правом вето в Совете безопасности ООН, и лишится настойчивого оппонента, выступавшего против амбиций Парижа, касающихся усиления сотрудничества в ЕС в области обороны за пределами возглавляемого США НАТО; вопросы обороны уже вернулись в повестку дня Брюсселя.

Германия, которая считается доминирующей в Европе силой благодаря своей экономической мощи, а после Brexit станет страной проживания практически 20 процентов населения ЕС, беспокоится о том, как сохранить равновесие, особенно на фоне экономических проблем Франции.

ЕС В МИРЕ: ОСЛАБЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ

ЕС теряет весомого посредника в общении с США и англоговорящим миром в целом. Проницательность и влияние Британии, опытной в дипломатических и военных вопросах, были выгодну Евросоюзу. Средства, которые Великобритания выделяла из бюджета для нужд Африки, источника растущего беспокойства о миграции, и другие сферы влияния страны также играли ключевую роль.

Жёсткая позиция Лондона по отношению к Москве встретила одобрение со стороны стран Балтии и Нидерландов, которые опасаются, что более мягкий подход Франции, Италии и, вероятно, Германии подорвёт единство в вопросе сохранения санкций против России за её роль в украинском конфликте и снижения зависимости от российского газа.

           

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ДА ЗДРАВСТВУЕТ BREXIT?

Британские чиновники, хоть и занимающие не так много должностей в институтах ЕС, в течение 44 лет членства в блоке играли ключевые роли на руководящих постах, а также в парламенте Евросоюза. Этого больше не будет, так как граждане Британии лишаются свободного доступа к рынку труда ЕС.

Многие власти, особенно в небольших государствах, ценят то, что считают британским подходом к управлению, который более прагматичен и предполагает политику невмешательства, нежели централизованная традиция дирижизма, заложенная в основу ЕС Францией.

Вероятно, единственным наследием, которое останется у ЕС после развода с Великобританией, будет английский язык, являющийся рабочим языком в Брюсселе, несмотря на надежды Парижа восстановить положение французского.

   

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ: СНЯТЬ ТАБУ НА РАЗВОД

После решения британцев проголосовать за выход из Евросоюза лидеры блока заговорили о возобновлении единства оставшихся 27 стран-членов. Опросы показывают, что поддержка ЕС со стороны общественности в целом выросла. Однако переговоры об условиях Brexit станут проверкой этого единства в связи с различными приоритетами разных стран.

Беспрецедентное использование Статьи 50 Лиссабонского договора о ЕС снимает табу и подразумевает, что разговоры о "неделимом Союзе" теперь звучат неискренне. Брюсселю придётся столкнуться с угрозами выхода других стран из ЕС, что будет влиять на процесс принятия решений в регионе в течение долгих лет.

(Аластер Макдональд при участии Уэверли Колвилл. Перевели Марина Боброва и Ксения Орлова. Редактор Антон Колодяжный)

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить