Как открыть бизнес в Китае

5376

Как открыть бизнес в Китае, вместо того чтобы покупать у них? Такая идея мне пришла не сразу. Впервые я приехал в Китай 10 лет назад, когда занимался поставкой российским предприятиям пищевых добавок и ингредиентов; этот приезд развеял иллюзию, что в Китае всё есть. Я увидел, что даже в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу практически отсутствуют импортные продукты питания и напитки, а также товары премиум-класса (предметы роскоши). При этом покупательная активность китайцев, в том числе в провинциях, постоянно растет, по информации Rambler.

Всерьез я задумался об экспорте из России в Китай лишь в середине 2008 года, когда, несмотря на уверения властей в том, что Россия – островок стабильности в море мирового кризиса, спрос на нашем внутреннем рынке стал падать. Одновременно ухудшался таможенный сервис и росли тарифы. В то время в Китае количество зарубежных заказов уменьшилось и власти стали помогать переориентировать экспортные мощности на внутренний рынок. Улучшение качества жизни было объявлено государственной задачей, что, кроме прочего, предполагало расширение ассортимента импортных товаров.

К началу 2009 года я разработал бизнес-план экспорта из России в Китай качественных продуктов питания и напитков. В первый год мы привезли три контейнера продукции (около 3000 дкл), а сегодня поставляем уже по два контейнера в месяц (24 000 дкл в год). Конечно, это небольшие объемы на фоне транснациональных корпораций Diageo, Pernod Ricard или Bacardi. Их результаты показывают, что емкость китайского рынка велика и места на нем хватит всем.

Что мешает компаниям вести малый бизнес в Китае

К сожалению, в России и других бывших советских республиках власти не поддерживают предприятия пищевой промышленности, способные занять нишу на китайском рынке. А правительства США, Мексики, стран Южной Америки и стран Евросоюза в течение многих лет проводят политику поддержки экспорта и активно пропагандируют и продвигают продукцию на китайском рынке под эгидой своих национальных импортных ассоциаций. Партнерство небольших и средних компаний при государственной информационно-правовой поддержке дает ощутимый эффект. Благодаря просветительской и информационной работе растут продажи импортируемых товаров, постоянно расширяется их ассортимент.

 

Выбор ниши для экспорта из России в Китай

Китайцы экономят на всем, кроме еды и напитков. Они не хуже нас умеют отмечать праздники и веселиться. Обязательный подарок – алкоголь. Руководствуясь этим при открытии малого бизнеса в Китае, мы стали думать о поставках спиртных напитков.

Я посещал магазины, бары и рестораны, анализировал ассортимент и цены. Изучал сайты конкурентов и запрашивал у них оптовые цены. Выяснял предпочтения китайских знакомых и партнеров, даже не связанных с алкогольным бизнесом, давал дегустировать продукцию.

Правильность выбора подтвердили статистические исследования – отчеты китайского статистического ведомства, данные таможенной статистики Китая и стран-экспортеров (США и ЕС) говорили о том, что объемы продаж на китайском алкогольном рынке с 2003 года неуклонно растут.

 

Как открыть бизнес в Китае и попасть в точку с продукцией

Первым делом мы наладили экспорт из России в Китай шустовского армянского коньяка «Ной» (производитель – комбинат «Арарат») и водки под веселой торговой маркой «Чижик». В России и Армении у нас уже были налажены связи с производителями.

Китайский рынок алкоголя имеет многовековую историю, и на нем представлены разнообразные спиртные напитки. Например, популярен крепкий рисовый напиток байцзю (38–67%), рисовые и цветочные вина (12–18%). Поэтому поставщики должны привозить товар, который не уступает им в качестве и при этом отлично оформлен. Качество упаковочных материалов, полиграфии и рекламы имеет принципиальное значение: упаковка должна восхитить (именно восхитить!) китайца, подчеркнуть принадлежность товара к высокому классу заморской продукции (таковы коньяки Remy Martin или Martell). В понимании китайца в дешевой и некрасивой бутылке не может быть добротного алкоголя. Отличный пример того, каким должен быть товар, – американская водка Skull («Череп»): подарочный набор из хрустальной бутылки-графина и рюмок (все в форме черепа) моментально стал суперпопулярным на китайском рынке. Наша водка «Чижик» заняла место в линейке более дешевого алкоголя. У нас простая, но качественная бутылка, чуть более узкая и высокая, чем обычные водочные, с забавной этикеткой (на ней – веселая и немного пьяная птичка в галстуке-бабочке, с букетом цветов, и подпись на английском языке «Чижик-чижик, где ты был?»). Эта водка понравилась китайской молодежи и людям среднего возраста, уставшим от формальных и однотипных гербов, медалей и вензелей.

Малый бизнес в Китае: как назначить адекватную цену на товар

Если работать через дистрибьюторов и агентов, минимальная рентабельность на китайском алкогольном рынке – 30%. Интернет-продажи и прямые поставки в торговые сети приносят чистой прибыли чуть больше. Мы осуществляем как прямые поставки (в пять торговых сетей, а также в бары и рестораны Шанхая, Даляня, Сямыня и Пекина), так и поставки через дистрибьюторов в разные города (Гуйян, Ханьдань, Ханчжоу, Чэнду) и провинции (Сычуань, Гуйчжоу). Исходили из того, что будут соблюдены интересы дистрибьюторов, агентов и розничных сетей и цена на наши товары окажется как минимум на 5% ниже стоимости аналогов. Цены колеблются в зависимости от престижности сети: разница составляет 5–15%, чего потребители, как правило, не замечают (у каждой сети свой клиент). Внутри сетей в магазинах цены одинаковые.

Выбор формы организации малого бизнеса в Китае

Есть два варианта: зарегистрировать компанию со стопроцентными иностранными инвестициями или создать совместное с китайскими партнерами предприятие. Второй вариант проще в оформлении и требует меньше ресурсов, включая размеры минимального уставного фонда и ряда затратных статей бюджета. Но все знакомые бизнесмены отговаривали меня поступать таким образом: по их словам, с продажами в совместных предприятиях проблем нет, а вот с управляемостью и распределением прибыли возникают немалые трудности. К тому же обе российские фирмы, которые на тот момент уже ввозили в Китай алкоголь, были зарегистрированы как компании со стопроцентным иностранным капиталом. Так же поступали и импортеры из других стран. Я последовал их примеру.

Как показывает время, это решение было единственно правильным. Создание автономной компании с хорошими внутренними возможностями для роста избавило нас от многих ограничений. Например, сегодня компания уже занимается не только торговлей – мы также оказываем другим иностранным торговым фирмам услуги по таможенному оформлению, ответственному хранению и дистрибуции продуктов. Среди наших клиентов – компании, завозящие вино из Испании, текилу из Мексики, виноградное бренди из Чили.

Легко ли вести бизнес в Китае

Моя практика позволяет говорить, что ведение малого бизнеса в Китае – процесс более упорядоченный и формализованный, чем в России. Это дает возможность сконцентрироваться на самом бизнесе, а не на решении посторонних проблем. К примеру, налоговые инспекторы и другие проверяющие действуют четко по инструкции, не придираются и не набиваются в друзья.

Сложности есть, но они носят технический характер и решаются в рабочем порядке. Например, часто меняются правила маркировки импортных пищевых продуктов, что замедляет процесс прохождения грузов через службу импортного санитарного контроля. Другая проблема – медлительность таможенных инспекторов, из-за чего получение груза задерживается. Но все относятся к этому с пониманием, потому что знают, что задержки не вымогание взятки: они вызваны особо тщательным контролем качества продуктов питания.

В ближайшие годы китайские власти обещают продолжить снижение таможенных пошлин на продукты (за последние пять лет пошлины на вина снижались два раза, в общей сложности на 10%, а на крепкий алкоголь – на 5%). Поэтому мы планируем расширить ассортимент за счет натуральных соков, кондитерских изделий, марочных вин и алкоголя класса премиум. Возможно, впрочем, что снижение коснется не всех импортеров. Например, Китай установил на вина из Чили пошлины в три раза ниже стандартных, потому что эта страна приняла аналогичные меры в отношении Китая.

Потребление в Китае

Эксперты компании Ernst & Young прогнозируют, что потребление в Китае предметов роскоши в 2015 году будет в два с лишним раза выше, а доля Китая в этом секторе на мировом рынке достигнет за три года 20% (21,7 млрд евро).

В Китае активно растет потребление вина: это седьмой по величине рынок в мире и крупнейший в Азии. По оценкам экспертов, потребление вина в Китае достигнет 1,3 млрд бутылок, увеличившись почти на треть по сравнению с 2013-м. В Гонконге за последние четыре года продажи выросли на 76%, в том числе за счет того, что два года назад была ликвидирована пошлина на вино. Потребление вина за последние годы увеличилось на 52% и теперь составляет 6,6% мирового потребления.

Как открыть бизнес в Китае

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить