Антикризисное управление компанией сегодня

1632

Разберемся, в какой момент стоит действительно начинать беспокоиться и предпринимать меры антикризисного управления компанией.

В 2014 году рубль стал падать. Курс доллара превысил отметку 40 руб., а евро впервые в истории достиг рекордной отметки в 51 руб. Для сглаживания валютных колебаний Центробанк начал продавать валюту большими объемами. Сложившаяся ситуация поставила одни компании на грань разорения и пошатнула положение других. Помня о кризисе 1998 года, многие представители малого и среднего бизнеса поддались панике – начали скупать валюту, менять поставщиков, снижать издержки, по информации Rambler.

Антикризисное управление компанией при стремительном падении рубля

Совет 1. Сначала убедитесь, что колебания валюты не носят временный характер. Обычно руководители начинают делать попытки уберечься от колебаний валютных курсов в конце лета, когда на рынке нарастают пессимистичные ожидания относительно падения экономики, девальвации рубля и роста инфляции.

Я советую здраво смотреть на ситуацию и действовать только при реальном возникновении проблемы. Если проанализировать изменения курсов доллара и евро за период с 2008 (или даже 2005) года по настоящее время, то можно увидеть, что колебания не превышали 10% и в основном оказались спекулятивными. В этом году доллар и евро после нескольких месяцев роста также начали падать. Поэтому, прежде чем начинать переживать, подождите, пока рост курса составит хотя бы 15–20% от привычного уровня или 5% от ранее достигнутых исторических максимумов (например, 57–58 руб. за евро).

Совет 2. Переведите прайс-листы в условные единицы. Эти простые меры антикризисного управлениякомпанией позволят избежать влияния мелких колебаний курсов валют, независимо от того, чем занимается компания: поставками сырья и товаров, предоставлением услуг, производством или торговлей.

Условная единица равна доллару (евро). Приравняйте условную единицу, например, к доллару США по курсу ЦБ РФ на день расчетов. Или, как любят делать турфирмы, к одному доллару США плюс 2% от суммы заказа. Можно сделать привязку к курсу евро. Клиенты спокойно реагируют на такую схему. У нас была забавная ситуация. Десять лет назад некоторые клиенты, посмотрев прайс-лист на наши услуги, спокойно спрашивали, в чем указаны цены: в долларах или евро. Они были выражены в рублях. Тогда, благодаря подсказке клиентов, мы пересмотрели ценовую политику, не дожидаясь кризисов и падения курсов. С тех пор в нашем прайс-листе расценки указаны только в условных единицах.

Фиксированная условная единица. Если колебания курсов незначительны и Ваша деятельность не сильно связана с международным партнерством, за условную единицу можно принять фиксированную сумму, например 35 руб. Если курс доллара начнет скакать, можно будет скорректировать внутренний курс, не меняя цены в условных единицах. При этом реальные расчеты производить в рублях. Так часто поступают в сфере услуг. Пример – договоры аренды недвижимости. В них указывают, что оплата происходит в рублях, но имеет привязку к курсу условной единицы. Как вариант можно установить порог колебаний, в пределах которого курс будет фиксированным. Ставка пересматривается, только если валюта выходит за пределы коридора.

Условная единица приравнена к валюте поставщика. Если Вы импортируете сырье, комплектующие или готовую продукцию, оставлять цены в рублях рискованно. Логичнее привязать прайс-листы к курсу той валюты, которой оперирует поставщик. Однако на практике такое встречается редко, мне, например, приходилось лишь однажды видеть прайс-лист в японских иенах.

Ежедневный пересчет цен. Для производственных и торговых компаний выходом из положения становятся однодневные прайс-листы, когда цены пересчитываются раз в сутки с учетом курсов валют. Подобная мера дисциплинирует клиентов и поставщиков, позволяет добиться оперативной оплаты счетов и своевременного оформления документов. Так живут многие торговые и производственные компании, чья деятельность зависит от цен на зарубежное сырье или от условий обслуживания в иностранных банках.

Совет 3. Отличайтесь от конкурентов. Чтобы товар Вашей компании клиенты покупали даже при смене ценовой политики, нужно предлагать эксклюзивные условия на рынке, чем-то отличаться от конкурентов, иметь хорошее соотношение цена – качество. Другими словами, проблемой для Вас может стать не скачок валют как таковой, а отсутствие преимуществ перед другими игроками рынка. Когда у Вас все как у всех – и ассортимент, и качество, и цены, и местоположение, Вы не можете поднять стоимость товаров или услуг без того, чтобы не снизить конкурентоспособность.

Помните, что на абсолютно конкурентном рынке совокупная прибыль стремится к нулю. Если сильно влияние поставщиков, которые выкручивают руки и диктуют свои условия, если каждый год в нишу приходят все новые игроки и появляется больше заменителей или аналогов Вашего товара, то Вы сможете заработать ровно столько, сколько потеряют другие. Самое лучшее, что можно сделать, – не работать на таком рынке. Нужно искать другую, менее занятую нишу, предлагать качественно новый товар либо услугу. Или же как можно больше развивать эксклюзивность в данном сегменте и выживать за счет этого. Тогда и колебания курсов валют вряд ли сильно пошатнут Ваше положение на рынке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить