Платные автострады могут быть только там, где есть альтернативные дороги

3208

Тулкин Ташимов (КазТАГ). Недавно власти озвучили планы о взимании платы за проезд по некоторым дорогам Астаны и Алматы. Понятно, что с общественностью своими планами они поделились не случайно. Как и с вопросом повышения пенсионного возраста женщин, они следят за реакцией населения. Если промолчат и «проглотят», планы могут оказаться далеко не иллюзорными. Если начнут возмущаться, а СМИ поддержат, возможны различные варианты, вплоть до полного отказа.

Причем, странно не само заявление вице-министра транспорта и коммуникаций РК Романа Скляра, устами которого в начале июня и были озвучены вышеупомянутые планы.

Довольно странно выглядит вся подготовительная работа. По словам Р. Скляра, «в законопроекте есть такая норма, которая позволяет внедрять платность не только на международных трассах республиканского значения, но и на улицах города республиканского значения и столицы». То есть, келейно власти протащили через парламент законопроект, где разрешается внедрять плату за проезд на улицах Алматы и Астаны.

Пока готовил статью, казахстанское общество «облагодетельствовали» сенаторы. 20 июня они приняли поправки в законодательство по вопросам реформирования автодорожной отрасли. В законопроекте есть норма о введении, в случае необходимости, платности проезда по отдельным улицам городов республиканского значения.

Теперь документ пойдет на подпись президенту Казахстана.

А то, что «прерогатива внедрения - какие улицы, порядок взимания платы - останется за правительством», как отметил Р. Скляр, вряд ли кого успокоит.

Все хорошо, прекрасная маркиза?

Властям на самом деле крупно повезло.

Когда они инициировали изменения в законодательстве, устраняющие обязательное наличие альтернативных дорог республиканского значения, население промолчало.

Когда совсем недавно ввели плату за проезд по автомагистрали Астана-Щучинск, население хранило тишину.

Когда власти уже заявили общественности, что платными должны стать отдельные участки строящегося коридора Западная Европа - Западный Китай, ничто не нарушило полное безмолвие.

Люди у нас хорошие. Они только на форумах ругаются, но это не считается.

Такая вот народная традиция.

Возможно, население ничего не имеет против платности дорог, которые соединяют города и населенные пункты Казахстана. Оно и понятно. Чем мучиться десятки, а то и сотни километров по колдобинам, лучше заплатить денег и прокатиться с ветерком.

Так, скорее всего, и думало большинство тех, кто по платным дорогам поедет.

Для большей убедительности приведенных доводов могу посоветовать несогласным один раз прокатиться по маршруту Алматы-Талдыкорган. После такой экстремальной поездки многие из вас согласятся: лучше хорошая дорога за деньги, чем плохая, но бесплатно.

Кого и почему «жаба душит»

Что касается платности улиц в городах республиканского значения, то и здесь, на первый взгляд, все более-менее пристойно. Власти аргументировали нововведение дороговизной дорожного строительства, необходимостью содержать дороги в хорошем состоянии, привлекать квалифицированных специалистов.

Мажилисмены аргументам вняли и проголосовали за законопроект, сенаторы их поддержали.

Но больше всего поражает удивительное единодушие народных избранников. Один только депутат Владислав Косарев оказался против: «Вы вводите, что в столицах будут платные дороги, улицы. Не повлечет ли это за собой, что чиновники разделят город на платные и неплатные дороги, а люди потом будут говорить: платные для одних, а бесплатные - для других, и не приведет ли это к последствиям таким, когда по бесплатным дорогам будет ехать весь транспорт, в пробках, выбоинах и так далее?» - обратился В. Косарев к Р. Скляру.

Но его, по большому счету, никто не слушал.

Кстати, до внесения изменений в законодательство власти были бы вынуждены параллельно автотрассе Астана-Щучинск строить еще одну – бесплатную. Согласно новым нормам законодательства альтернативной дороги, пусть и похуже качеством, казахстанцам теперь не видать.

Получается, что власти на официальном уровне признаются: жаба душит.

Хотя, по большому счету, наличие еще одной дороги, например, между Астаной и Щучинском, было бы только на пользу дорожной инфраструктуре. Если и по другим ключевым направлениям строить платные и альтернативные дороги, то вот вам и хорошо развитая дорожная сеть.

Да, денег уйдет уйма, но, с другой стороны, дорог много не бывает.

Власти вводят платность проезда по улицам двух крупнейших городов в самое неудачное время. Сегодня общество «достали» оптимизацией выплат по декретным, пенсионной реформой. На фоне такой нервной обстановки введение платных улиц ну никак умным решением не назовешь.

Пора бы и очки купить, чтобы лучше видеть

Меня, а возможно, и многих других казахстанцев, просто убивают неуклюжие попытки властей слепо копировать и переносить на нашу почву опыт развитых стран мира.

Что более всего удивительно, мы постоянно «обжигаемся», дуем на пальцы, но упорно не хотим делать выводы. Примеров море.

Например, когда с нуля построили новый город на месте Акмолы, кварталы которого отдаленно напоминают западные столицы, то, вероятно, думали, что и заживем по-западному: улицы станут чище, а люди перестанут материться. По инициативе главы государства Казахстан начал активную борьбу со жвачками, которые несознательные сограждане оставляли где попало. Но прошло время, полиция на несколько суток сажает тех, кто мусорит в городах, но города от этого чище почему-то не стали.

Другой пример. Казахстан выиграл право провести EXPO-2017, и теперь на каждом углу власти только об этом и говорят. Вроде как иностранцы нас уважают, доверяют, возможно, любят. Но ведь мы сами своими же руками ближе к выставке превратим Астану в одну большую строительную площадку, как всегда, не успеем убрать строительный мусор, закроем его громадными баннерами, чтобы гости невзначай не увидели. Как бороться с мусором, если власти сами этот мусор и производят?!

За 4 года до выставки могу спрогнозировать следующее: рядовые казахстанцы от EXPO-2017 получат три вещи: головную боль (куда деться из столицы на время проведения выставки), ускоренное умерщвление нервных клеток (автомобильные пробки станут еще плотнее) и долги (денег, как всегда, не хватит, и правительству придется занимать на стороне).

А возможно, чиновники увидели платные дороги на Западе, где они часто бывают по служебной нужде. Да, платные дороги там ухоженные, чистые, ровные и гладкие. Все верно.

Но…

Здесь как раз начинаются «но». Во-первых, боюсь, отечественные чиновники все не так поняли. В европейских странах платными, как правило, являются мосты, тоннели или въезд в центр города. Мосты и тоннели – это обычно отдельно взятые дорогостоящие объекты, инвестиции в которые нужно отбить. Что власти и делают.

Платный въезд в центры городов введен для того, чтобы минимизировать загазованность мест, где обычно люди собираются, гуляют, кушают, отдыхают.

У нас же получится «как всегда».

Плату начнут взимать на всех ключевых улицах двух крупнейших городов. И получится так, что проехать в любую точку города, не заплатив денег, станет невозможным.

И автомобильных пробок станет больше. Например, в Алматы все автомобили соберутся на «Саяхате», если платной сделают Восточную объездную дорогу, или на улице Ташкентской, если платной станет улица Рыскулова.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать - введение платы за проезд по улицам Алматы и Астаны будет способствовать тому, что оба города просто «встанут», а люди будут искать лазейки, чтобы пробраться через автомобильные пробки.

Токио – не Астана: у них - как положено, у нас – как получится

В принципе, платные дороги в городах некоторых стран мира все же существуют.

Самый яркий тому пример – столица Японии Токио. Накануне Олимпиады японское правительство инициировало строительство частных платных дорог, чтобы избавить столицу от автомобильных пробок.

Муниципальные дороги остались, и потому частные платные дороги сделали дорожную сеть Токио еще более разветвленной.

Кроме того, токийцы и гости столицы получили право выбора: если хочешь быстро доехать до нужного места, плати. Если времени достаточно, не спеша едешь по муниципальной дороге.

Все очень просто и ясно.

В отличие от Токио Алматы не имеет дорог, которые дублировали бы Восточную объездную дорогу или улицу Рыскулова. Они сейчас муниципальные, строительство которых, кстати, оплачивалось из наших с вами налогов. И их хотят сделать платными. А так как альтернативной дороги нет, хочешь не хочешь - заплатишь.

Выбора нет.

Плата за проезд по улицам в нашем случае - еще один дополнительный налог.

Власти утверждают, что деньги, собранные за проезд по улицам города, пойдут на содержание дорог и оплату услуг квалифицированных специалистов. Не верю!

Почему?

А все потому, что деньги, собранные за коммунальные услуги, никак не улучшают обеспечение населения газом, водой и электричеством. Тарифы на газ растут, но даже счетчики владельцы жилищ вынуждены покупать за собственный счет. Водопроводные трубы рвет постоянно, свет дают с перерывами, угадать которые никто не в состоянии.

Все мы платим дорожный налог, тогда как состояние дорог хуже некуда. Вот совсем недавно в нашей новостной ленте прошла информация, что в Алматинской области на ремонт дорог выделена рекордная сумма денег. Представьте, ведь никто из жителей региона особой радости не испытал. Не верят они, что деньги дойдут до дорог. До карманов отдельных ответственных чиновников - легко, до дорог – никак.

Посему мне интересно посмотреть, каким образом деньги за проезд по улицам городов дойдут до адресатов, упомянутых Р. Скляром. И не только мне.

И потом, не нужно ставить в один ряд Токио, Алматы и Астану. В Японии все за все платят. Например, владельцы частных дорог платят компенсации жителям столицы, на уровне окон квартир которых проходит дорога. Причем, компенсации за неудобства. Даже несмотря на то, что трассы оснащены шумопоглощающими экранами с обеих сторон.

Ну, и самое примечательное, специально для наших чиновников. Согласно японскому законодательству, работодателей обязывают выплачивать стандартную сумму затрат на дорогу, поэтому в итоге финансов на дорогу уйдет почти вдвое меньше. У нас за дорогу платит работник, а властям, в принципе, не интересно, где он найдет на это деньги. Разница, согласитесь, ощутимая.

Потому японские, европейские, американские стандарты в Казахстане просто не работают. Как только наши улицы станут платными, туда сразу перекочует элита, которая платить не будет, а простые автолюбители ринутся на бесплатные улицы, тем самым создав еще большие заторы.

Вы спросите меня, как это элита платить не будет? А я отвечу – а вот так же, как приближенные к власти люди никогда не платили, например, за проезд на Медео через экологический пост, который, к счастью, сейчас закрыли. Все очень просто: для избранных был отдельный шлагбаум в сторонке.

Идет охота на волков, идет охота…

Со своей стороны власти сделали все возможное, чтобы заставить нас раскошелиться. Законопроект, который разрешает вводить плату за проезд по улицам двух крупнейших городов Казахстана, успешно прошел через мажилис и сенат. Теперь настала очередь думать главе государства.

Такое впечатление, что нас, обывателей, хотят обложить, как волков.

Подумайте сами. В Алматы платными станут еще не построенная Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) и Восточная объездная дорога. Вслед за ними платными могут стать улицы Рыскулова, возможно, Абая, Фурманова, трасса в аэропорт.

В Астане платными могут стать улица Кенесары и проспект Республики. Возможно, и другие улицы. Мы об этом не знаем, кто знает, пока молчит.

Обычно, платными делают улицы с плотным трафиком движения. По подсчетам специалистов, ежедневный трафик на БАКАДе составит порядка 38 тыс. автомобилей в день. Весьма плотный трафик и на других перечисленных улицах.

Кстати, больше всего смущает то, как власти принимают решения, касающиеся миллионов людей.

Речь даже не идет о возможном референдуме по вопросу введения платных улиц в Астане и Алматы: нынешний политический истеблишмент настолько далек от мысли сверять свои решения с желаниями простых людей, насколько Земля далека от Большой Медведицы.

Временами кажется, что общественность нужна властям только для одной, причем самой примитивной, операции: чтобы открывать и закрывать кошельки, доставать наличность и оплачивать неэффективное государственное управление.

Страна исключений

Кстати, в стране, где закон работает избирательно, одного – прогибает до земли, другого вообще не касается. Ничто не работает так, как оно работает в странах, где закон прогибает всех без исключения.

В этом плане Казахстан – страна исключений.

Как только появятся платные улицы, сразу появятся документы, всем известные «вездеходы» с правом бесплатного проезда по платным улицам, правда, не для всех. Не верите? Я – верю.

И тогда, например, Алматы будет четко поделен на улицы для богатых и улицы для бедных.

Но есть у этой дифференциации и позитивный момент. Это упростит работу полиции.

В каком смысле? В самом прямом: она будет крайне осторожно ездить по платным улицам, зная, что может «нарваться». И еще: полиция будет смело-нагло-дерзко ездить по бесплатным улицам, точно зная, что не нарвется на «крутых».

Не знаю, кому как, но мне лично такая перспектива жить в городе, где бедные четко отделены от богатых, не хочется. Хотя у нас давно и везде так устроено.

Просто власти делают вид, что не видят, а бедным – не до этого, выживать надо.

Ну, на самом деле!

Одни могут брать из банков миллионные кредиты, не платить и жить спокойно. Другие за долг перед банком всего в 50 тыс. тенге могут лишиться квартиры, машины и на долгое время - душевного покоя.

Сейчас власти Алматы активно устанавливают паркоматы. Но само наличие платных автостоянок еще не гарантия, что все будут платить. В частности, вероятность того, что представители местных властей, силовых структур, фискальных органов могут не заплатить, но машину ставить, выше, чем вероятность того, что они заплатят.

Впрочем, у нас давно среди богатых и успешных стало модой не платить за электричество, газ и воду. Не платят - и спокойно спят. Рядовым гражданам платежи задерживать строго воспрещается: засудят, вынудят заплатить и еще мораль почитают.

Есть все подозрения, что с введением платных улиц одновременно будут введены или особые пропуска, стикеры, или магнитные карты для машин акимата, специальных служб, правоохранительных структур. А потом появятся и другие категории лиц, которые обязательно сделают или купят льготу.

Еще раз повторю, Казахстан – это страна исключений.

Есть кое-какие предположения, которыми хочу поделиться. Как мне представляется, главу государства кто-то очень сильно напугал тем, что Казахстан недополучит внешних вливаний из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Поэтому он и поручил правительству предпринять профилактические меры к минимизации дефицита. Сначала урезали декретные, потом принялись за пенсионную реформу, ввели плату за проезд по дороге Астана-Щучинск, а теперь хотят ввести плату за проезд по улицам Алматы и Астаны.

Дальше что? Плата за то, что дышишь воздухом?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
КАК ДЕЛАЛИ РЕЙТИНГ БОГАТЕЙШИХ БИЗНЕСМЕНОВ КАЗАХСТАНА Смотреть на Youtube