Почему затягивается проект расширения КТК?

4360

Новый гендиректор КТК Николай Брунич рассказал в интервью газете "КоммерсантЪ",  которое публикуется во вторник, 28 мая, почему постоянно переносятся сроки расширения трубы и когда проект выйдет на окупаемость

— Почему затягивается проект расширения КТК?

— КТК был создан для того, чтобы прокачивать добываемую в Казахстане нефть по территории России в порт Новороссийск, а оттуда дальше в Европу. Сегодня мощность нефтепровода составляет 32 млн тонн в год. Поскольку у наших акционеров-нефтяников есть перспективы роста добычи на месторождениях в Казахстане, мощность нефтепровода необходимо увеличить до 67 млн тонн.

Проект расширения реализуется КТК с 2010 года. За это время мы столкнулись с некоторыми сложностями. Первую фазу планировалось ввести сначала в июне 2012 года, потом в декабре. Но в силу как объективных, так и субъективных причин ввод первой фазы был перенесен на 2013 год. На данный момент мы сделали полный анализ всей линейной части трубопровода и действующих нефтеперекачивающих станций; есть основания говорить о том, что к сентябрю текущего года первая фаза работ будет завершена.

Ввод первой фазы даст возможность дополнительно прокачивать по 12 млн тонн нефти в год. В первую очередь объемами воспользуется Agip (дочерняя структура итальянской ENI), которая ведет добычу на месторождениях Карачаганак и Кашаган. Проект расширения КТК будет окончательно завершен в 2015 году, пропускная мощность увеличится до 67 млн тонн в год.

— Бюджет проекта окончательно определен?

— Бюджет окончательно сформирован и составляет $5,4 млрд. На сегодняшний день из них освоено $2,5 млрд. Средства в основном расходуются на проектные работы, оборудование длительного изготовления, строительно-монтажные работы, управление проектом.

И даже с учетом того, что сроки строительства увеличились, мы обходимся финансированием из собственных средств. У КТК вполне достаточно оборотных средств для того, чтобы всю финансовую модель проекта расширения инвестировать за счет выручки, полученной от прокачки нефти. Тариф сегодня составляет $38 за тонну, он был принят в 2007 году.

— Рассматриваете ли возможность увеличения тарифа?

— Пока этот вопрос не обсуждался ни на совете директоров, ни на собрании акционеров.

— Когда КТК выйдет на окупаемость?

— С учетом всех инвестиций, направленных на проект расширения, а также планируемых уровней добычи нефти — в 2021 году.

— Сейчас обсуждается тема о том, что уровень запасов нефти на месторождениях в Казахстане оказался несколько ниже ожидаемого. Может ли это как-то сказаться и на проекте КТК?

— По моей информации, по тем заявкам, которые приняты КТК от добывающих компаний, изменений не было. Мы работаем по договору "качай или плати". Поэтому как у поставщиков, так и у КТК есть обязательства друг перед другом. На данный момент ни один из акционеров свои планы по добыче не корректировал.

Да, есть небольшие задержки по реализации проектов нефтедобычи, но у меня нет информации о том, что запасы по месторождениям не подтверждаются. Поэтому к 2017 году КТК будет прокачивать как минимум 50 млн тонн нефти. Хотя, конечно, мы прекрасно понимаем, что любое месторождение, которое находится в стадии освоения, может преподносить сюрпризы.

— Вы говорили об объективных и субъективных проблемах при реализации проекта расширения. Каковы они? Каких больше?

— Когда КТК только начал реализовывать проект, после проведения нескольких ревизий стало ясно, что у западных акционеров другие требования, например, к проектной документации. Поэтому из-за множества изменений произошла задержка в подготовке и передаче проектной документации, и, как следствие, появилось отставание в поставках оборудования с длительным сроком изготовления.

— В последнее время у России и Казахстана много спорных вопросов — Байконур, импорт нашего топлива. Политические факторы как-то сказываются на процессе реализации проекта КТК?

— Я недавно был в Казахстане, встречался с руководством акиматов. Могу сказать, что никаких политических рисков у нашего проекта нет, ни одного слова на эту тему сказано не было. Поэтому я уверен, что все наши планы, задачи будут выполнены.

— Каковы итоги деятельности КТК в 2012 году? И планы на 2013 год?

— Всего в 2012 году по трубопроводу было прокачано 33,3 млн тонн нефти, из них на морской терминал отгружено 30,6 млн тонн и 2,7 млн тонн сдано в трубопроводную систему Казахстана. В рамках операционной деятельности отработано свыше 17 млн часов без несчастных случаев, связанных с потерей трудоспособности. Получены положительные финансовые результаты, выручка от оказания услуг составила $1,1 млрд.

На 2013 год КТК принял на себя обязательства по транспортировке нефти грузоотправителей на морской терминал в объеме не менее 33 млн тонн. Причем из Казахстана объем поставок нефти должен увеличиться по сравнению с прошлым годом с 27,9 млн до 30 млн тонн. Это станет возможным благодаря вводу в эксплуатацию объектов первой фазы проекта расширения осенью текущего года. 

Справка

 Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) был создан в 1992 году решениями правительств России, Казахстана и Султаната Оман для строительства трубопровода протяженностью 1,5 тыс. км для транспортировки нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до терминала в Новороссийске. На данный момент КТК отгрузил 300 млн тонн нефти. КТК состоит из двух акционерных обществ — российского ЗАО КТК-Р и казахского АО КТК-К. Сейчас продолжается реализация проекта расширения КТК с примерно 30 млн тонн нефти в год до 67 млн тонн. Акционеры консорциума: Россия (представленная "Транснефтью" — 24% и "КТК Компании" — 7%) — 31%; Республика Казахстан (представленная "Казмунайгазом" — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) — 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%; LUKARCO B.V.— 12,5%; Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%; Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%; BG Overseas Holding Limited — 2%; ENI International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.С российской стороны КТК возглавляет Николай Брунич, с иностранной — Деннис Фэйи. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить