Инвесторы в крупные проекты не пойдут, пока государство не создаст прозрачный механизм взаимоотношений с ними

1861

Пока государство не создаст прозрачный механизм взаимоотношений с инвесторами, они в крупные проекты не пойдут, считает ведущий эксперт российской управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

По его мнению, для начала власти должны четко отработать схемы и формы привлечения инвесторов, и только потом проводить тендеры.

Неудачный опыт государственно-частного партнерства (ГЧП) в Казахстане уже имеется. Так, из-за того, что государство и инвестор (компания «Досжан темир жолы») не сумели договориться по госгарантиям, провалился первый в СНГ проект на принципах ГЧП – строительство железной дороги «Шар-Усть-Каменогорск».

«Исходя из такого неудачного опыта, государство и инвестор должны обо всем договориться еще «на берегу» (до начала осуществления проекта – КазТАГ), а потом стороны не должны отступать от уже достигнутых договоренностей», - сказал Д.Баранов в интервью КазТАГ во вторник.

Хотя среди чиновников обычно бытует мнение, что невыполнение обязательств со стороны государства – нормальная практика, а невыполнение обязательств со стороны инвестора – караться законом, заметил эксперт. В то же время он предостерег чиновников от недооценки последствий работы по принципам ГЧП.

«Несоблюдение достигнутых договоренностей, их нарушение какой-то одной из сторон, чревато не только потерей денег и выгодного контракта, но и ударом по репутации, потерей доброго имени», - сказал в этой связи Д.Баранов.

«Если пострадает инвестор, то он может обанкротиться и перестать существовать, а репутации государства может быть нанесен непоправимый ущерб. Кроме того, инвестиционная привлекательность страны может резко снизиться, и ему (государству – КазТАГ) будет очень непросто, практически невозможно привлечь инвесторов в свою экономику», - подчеркнул эксперт.

Как полагает Д.Баранов, соблюдение достигнутых договоренностей является непременным условием не только реализации каких-то конкретных инвестиционных проектов, но и залогом их (государства и инвестора – КазТАГ) успешной работы в будущем, вне зависимости от того, будут ли они осуществлять другие проекты вместе или порознь.

По словам эксперта, чтобы привлечь инвесторов к крупным проектам, государство должно создать соответствующие условия.

«Во-первых, вложения инвестора и его права должны быть максимально защищены. Государство должно гарантировать неприкосновенность инвестиций, возможность беспрепятственно вывозить капитал, не только вложенный в проект, но и прибыль от уже функционирующего объекта. Во-вторых, все отношения между государством и инвестором должны быть строго регламентированы и скрупулезно, до самых мелких деталей, прописаны в документах», - перечислил он.

Вместе с тем государство не должно менять политику в отношении проекта, по которому уже достигнуто соглашение с инвестором, по крайней мере, до выхода его на полную мощность, добавил Д.Баранов.

По его мнению, ни в коем случае нельзя ухудшать условия реализации таких проектов.

«В рамках ГЧП государство должно взять на себя часть расходов, допустим, по созданию инфраструктуры, которая будет обслуживать проект. А инвесторы должны получать от государства льготы и преференции. В частности, отложенные по времени налоги и сборы в бюджеты разных уровней», - добавил эксперт.

Напомним, в конце января президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая на совместном заседании палат парламента с посланием народу, поручил правительству ускорить работы по строительству Балхашской ТЭС.

Позже на расширенном заседании комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК министр финансов Болат Жамишев предложил осуществлять крупные проекты - строительство Балшахской ТЭС и Атырауского газохимического комплекса - за счет инвесторов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить