«Общенациональный канал должен работать для всех»

6736

На государственные каналы возложена важная задача – развивать рынок производства казахстанских сериалов

Что дозволено коммерческим телеканалам, запрещено государственным СМИ, которые должны производить и выпускать в эфир лишь отечественную телевизионную продукцию. Бурное развитие сети интернет, а также альтернативных источников информации и развлечений бросают вызов самому существованию телевидения в традиционном понимании. Западные ценности представляют угрозу сохранению собственных традиций казахстанцев. Обо всем этом и о многом другом Forbes Kazakhstan рассказал председатель правления АО «Агентство «Хабар» Айдос Укибаев.

– На развитие и поддержку государственных СМИ выделяются значительные бюджетные средства, при этом эффективность государственного финансирования не раз подвергалась сомнению…

– Работа государственных СМИ имеет отдаленный по времени эффект. И он гораздо важнее, чем высокие рейтинги программ, привязанные прежде всего к сиюминутной коммерческой выгоде и потребительскому интересу аудитории. Миссия государственных СМИ значительно важнее по своей значимости, чем продажа эфирного времени рекламодателям. Попробую объяснить.

К примеру, коммерческие каналы никогда не пойдут на то, чтобы транслировать в эфире тематические, публицистические программы, заведомо нерейтинговые. Но такие программы необходимы как инвестиции в будущее, поэтому мы всегда вносим в свой программинг образовательный контент, имеющий прикладную пользу для зрителей. Если поднимать в эфире тему отечественной культуры, то она не ограничивается трансляцией эстрадных концертов казахстанских популярных исполнителей. Есть богатейший пласт большого историко-культурного наследия. Весь вышеперечисленный контент не является массовым, соответственно, не приносит высоких рейтингов и на него не «заходят» рекламодатели. Но в нем есть потребность. Вряд ли найдется частный канал, который захочет обратить внимание на глобальные проблемы экологии, дефицит питьевой воды, ядерную безопасность, всемирный экономический кризис, потенциал альтернативных источников энергии. Довести до казахстанцев такие важнейшие вопросы, актуальные проблемы страны и мирового масштаба – это уже задача государственных СМИ. Сложная, но выполнимая. И для ее решения государственная поддержка действительно необходима. Стоит отметить, что путь, когда на начальном этапе отрасль финансируется государством и лишь после этого телеканалы, на этапе зрелости, преодолев точку безубыточности, выходят на прибыльность, прошли многие ведущие мировые медиа.

На государственные каналы возложена важная задача – развивать рынок производства казахстанских сериалов. Такого количества сериалов в нашей стране не снимает ни один другой телеканал. По сути, мы формируем отечественную сериальную индустрию. Появляются новые талантливые режиссеры, актеры, продюсерские центры, которые специализируются на производстве такой продукции. Только в прошлом году общее число серий различных теленовелл, произведенных агентством «Хабар», превысило 130 эпизодов. Среди них особо нужно отметить исторические сериалы, которые снимались в стране впервые.

– Не считаете ли вы ситуацию, когда другие каналы покупают готовые телепроекты за рубежом, а агентство «Хабар» вкладывает все средства в собственное производство, заведомо проигрышной для вас?

– Мы не можем транслировать те ценности, которые нам навязывает иностранный продукт. Мы принимаем и понимаем важность поддержки государственной политики, нашу ответственность за все, что выдаем в эфир, необходимость соответствия наших программ характеру и ценностям именно казахстанской аудитории, привлечения зрителя яркими и интересными проектами. Пусть все это довольно тяжело объединить в единую эфирную политику, но вполне реализуемо. Да, нам приходится довольно трудно в конкурентной борьбе с коммерческими телеканалами за зрителя, так как многое, что могут позволить частные медиа, к примеру «подсматривать» через объектив камеры в замочную скважину, для государственных – слишком большая роскошь. Однако создаваемый государственными каналами отечественный телевизионный продукт, транслирующий в эфир доброту, сострадание, дружбу народов в условиях этнического и культурного многообразия, развитие Казахстана в позитивном ключе, я уверен, положительно влияет как на развитие страны в целом, так и на совершенствование отдельной личности.

Нельзя отрицать позитивную роль государственных СМИ в развитии государства и общества. Мы поддерживаем национальное самосознание, воспитываем чувство гордости казахстанцев за свою Родину, развиваем медийную отрасль, в том числе и отечественных производителей телевизионного контента, заказывая им телевизионную продукцию.

В то же время нельзя не признавать значение мировой телеиндустрии, которая привнесла в отрасль замечательные форматы, жанры, эффектные способы подачи. Мы активно используем весь позитивный международный опыт, перенося его на отечественный телепродукт. Сегодня на телевидении изобрести новый жанр, формат или содержание очень трудно. Тем не менее мы постоянно находимся в поиске, экспериментируем, объединяем. Мы открыли, на наш взгляд, ряд новых хитов, которые сразу пришлись по вкусу вдумчивой, требовательной аудитории, – это и «Орталық Хабар» – некий микс аналитики и шоу, и «Жансарай» – интеллектуальное ток-шоу, совмещенное с форматом интервью, юмористическое шоу-воспоминание «Көзкөрген», аналитическая программа «Бюро расследований».

– Какие концепции вам хочется воплотить, на какую аудиторию вы ориентируете свои передачи?

– Общенациональный канал должен работать для всех. А республиканский эфирный канал, с охватом 98,8%, должен найти своего зрителя практически в каждом. Так что наша аудитория – это много разных людей с огромным количеством предпочтений и многообразием вкусов. Не во всех населенных пунктах страны есть возможность смотреть коммерческие каналы, кабельное телевидение. Поэтому нам приходится лавировать с сеткой вещания в течение дня, для того чтобы максимально охватить все срезы целевой аудитории. Мы работаем из соображений целесообразности, а не в угоду своим эстетическим или художественным предпочтениям.

Жизнь страны и текущие события в мире мы транслируем в прямом эфире на телеканале 24KZ. Ток-шоу, масштабные социальные проекты, развлекательно-юмористические шоу, кино и сериалы показываем в эфире канала «Хабар». Программы, раскрывающие инвестиционный, культурный, туристический потенциал Казахстана, идут, разумеется, на первом казахстанском спутниковом телеканале Kazakh TV, технический охват которого, кстати, распространяется на 143 страны. Подлинные ценности нашего искусства и истории, познавательные передачи и научное документальное кино, великое достояние мировой культуры, грандиозные классические постановки представляет зрителям «Білім және Мәдениет».

Особое внимание мы уделяем трансляции главных событий большого спорта. За время существования агентства «Хабар», а в следующем году компания отметит свое 20-летие, все Олимпийские игры транслировались на наших телеканалах. Несмотря на очень сложную и дорогостоящую процедуру приобретения прав на трансляцию Олимпиады, для нас важность их показа в Казахстане очевидна. Подобные мероприятия, особенно с участием казахстанских спортсменов, благоприятно влияют на укрепление патриотических чувств граждан, стимулируют интерес подрастающего поколения к занятиям профессиональным спортом, дают толчок дальнейшему развитию спорта в стране.

– Относительно недавно в структуре агентства появились телеканалы 24KZ и «Білім және Мәдениет». Новых игроков любого рынка воспринимают настороженно, в чем же отличие этих каналов от других?

– Обеспечение информационной безопасности государства – проблема, которая с каждым годом становится все острее не только у нас. Казахстан недавно на себе испытал разрушительную силу неожиданной информационной атаки. Одно анонимное сообщение, распространенное через мобильную связь, за считаные часы посеяло панику среди населения и чуть не разорило сразу четыре системообразующих банка.

Чтобы быстро реагировать на подобные информационные атаки и предотвращать их негативные последствия, государству необходимы дееспособные каналы связи с населением. В настоящее время наиболее эффективным инструментом распространения информации в Казахстане остается аналоговое телевидение, обеспечивающее покрытие своим сигналом 98,8% территории республики. В стране имеется целый ряд эфирных телеканалов, имеющих большой охват вещания. Однако среди них нет ни одного новостного канала, формат которого лучше всего подходит для создания системы «информационного щита». Между тем единственный в нашей республике круглосуточный новостной канал агентства «Хабар» – 24KZ как раз способен стать подобным щитом: новости в прямом эфире каждые полчаса, корреспондентские пункты во всех регионах Казахстана, оснащенные передвижными телевизионными станциями с возможностью неотложного выхода в эфир из любой точки страны, могут экстренно среагировать на ситуацию.

За два года своего существования 24KZ уже приобрел собственную армию поклонников, которые предпочитают узнавать о последних событиях в стране и мире именно на этом телеканале. Журналистский коллектив сразу же завоевал доверие зрителей и дорожит своей безупречной репутацией.

На «Білім және Мәдениет» возложена гуманитарно-просветительская миссия. Именно этому телеканалу необходимо сыграть активную роль в формировании и укреплении ценностей казахстанского общества, эффективной поддержке развития культурного, интеллектуального и образовательного потенциала нации.

– Есть ли будущее у телевидения в целом, когда существует интернет как источник неограниченной информации и мультимедиа-контента?

– Заявление о том, что интернет становится популярнее, чем телевидение, слишком категорично. Это из серии: как интереснее читать книгу – на электронном или бумажном носителе? Телевидение является неотъемлемой частью цивилизации и останется ею в ближайшем будущем. Благодаря способности компилировать текст, голос и видео, возможности передавать информацию с мест событий в прямом эфире телевидение четче и быстрее других институтов способно обратить внимание общества на изменения, генерируя реакцию и общественное мнение.

Нельзя забывать и о том, что на тех же популярных в интернете видеосервисах видео не появилось само по себе, ведь львиная доля выкладываемого мультимедийного контента – это телевизионная продукция. Как отдельные яркие и интересные моменты, так и целые выпуски и серии различных телевизионных ток-шоу, сюжеты новостей, документальные фильмы, сериалы и многое другое. Поэтому интернет и другие формы современных технологий мы рассматриваем как дополнительный способ распространения телевизионного контента, расширения охвата аудитории в режиме реального времени.

Нужно помнить еще и о том, что сегодня интернет – один из наиболее эффективных способов наладить обратную связь со зрителем. Мы активно анонсируем все наши проекты на страницах телеканалов агентства в социальных сетях. На всех популярных блог-платформах Казахстана каждый из каналов имеет свой корпоративный блог. Это делается не только для популяризации наших проектов, но в первую очередь для того, чтобы на основе комментариев пользователей сделать наш эфир лучше.

– Вы сами подчеркиваете развитие технологий, наличие огромного количества разного видео в интернете. Зачем тогда продолжать вкладывать в ТВ как субъект культуры?

– Мы можем сколько угодно говорить о том, что сегодня не те времена, не те ценности, все не то. Однако надо понять и признать тот факт, что самой актуальной культурой остается та, что нам дали наши родители и бабушки с дедушками. Она ведь циклична, как и циклично стремление передавать ценную информацию и воспитание из поколения в поколение. Я вижу одной из задач телевидения создание непрерывающегося культурного трансфера. Мы очень хотим, чтобы дедушка и его внук, мама и ее дочь имели общие ценности, общих героев не только сегодняшнего дня, но и прошлых лет, вместе смотрели телевидение, совместно переживали эмоции. Нам важен фактор единения в семью, в народ, в государство.

Результаты недавно проведенного компанией GFK исследования смотрибельности, тематической направленности программ телеканалов агентства «Хабар» показали, что большинство аудитории считает наши передачи отвечающими следующим критериям: ориентир на потребности зрителя, качество, ответственность, верность традициям, акцент на важности всего происходящего в стране. Нам хочется быть именно тем культурным маяком, которого так не хватает сегодня и в СМИ, и в каждодневной жизни.

– С какими достижениями и показателями агентство отметило День журналистики и каковы планы на краткосрочную и долгосрочную перспективу?

– Если говорить о достижениях, то, безусловно, это увеличение числа зрителей телеканалов агентства. В первую очередь это связано с выходом канала 24KZ на аналоговую частоту и расширением географического охвата телеканала Kazakh TV, который смотрят уже на большей части земного шара.

Важным событием стало и назначение генерального директора информационного телеканала Euronews SA Майкла Питерса третьим независимым директором АО «Агентство «Хабар». Этот шаг позволяет нам говорить о повышении эффективности всей системы корпоративного управления, что, в свою очередь, сказывается на качестве эфира, а это самое главное.

Задача-минимум на ближайшие несколько месяцев – представить зрителям обновленную эфирную сетку, которая ознаменует собой старт нового телевизионного сезона, запланированный на осень. Как уже было сказано, базовыми в программе передач останутся проекты, которые направлены на реализацию государственной политики, культивацию высших ценностей и, разумеется, повышение рейтингов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить