Посол США назвал главное условие для быстрого восстановления экономики Казахстана

206938

Уильям Мозер, посол США в Казахстане, дал большое интервью Forbes.kz

Посол США в Казахстане Уильям Мозер
ФОТО: архив пресс-службы
Посол США в Казахстане Уильям Мозер

Найти новые точки роста

F: Ваше превосходительство, в январе - июле 2020 ВВП Казахстана снизился на 2,9%. На ваш взгляд, насколько драматично такое падение для развивающейся экономики с сырьевым уклоном?

- Несомненно, последние несколько месяцев были непростыми для Казахстана с экономической точки зрения, и подобное снижение ВВП после стольких лет роста, безусловно, привлекает внимание.

Однако не стоит ошибочно соотносить снижение ВВП в течение одного или двух кварталов с потенциалом Казахстана для будущего экономического роста, который остается очень высоким. Поэтому важно сосредоточиться на следующих кварталах и предстоящих годах, и меня обнадежило известие о том, что правительство Казахстана работает над планом восстановления экономики после пандемии COVID.

На мой взгляд, привлечение высококачественных иностранных инвестиций будет иметь решающее значение для обеспечения быстрого и устойчивого восстановления в Казахстане, и я надеюсь, что в предстоящем плане восстановления экономики привлечение иностранных инвестиций займет центральное место в стратегии. Более того, я надеюсь, что Казахстан со всей серьезностью подойдет к вопросу ускорения своих планов по диверсификации, чтобы найти новые области экономического роста.

F: ВВП США втором квартале 2020 упал на 9,5% относительно предыдущего квартала. Реальный ВВП США упал на 32,9% во втором квартале 2020. Примерно так же упал потребительский спрос. Чтобы частично его восстановить, правительство Америки предпринимает беспрецедентные меры, в том числе запускает печатный станок и заливает экономику деньгами. На ваш взгляд, применим ли американский опыт по спасению экономики страны в Казахстане? 

- Экономика США и экономика Казахстана находятся в разных условиях. Например, в настоящий момент две экономики подвержены разному инфляционному давлению.

К сожалению, инфляция в Казахстане уже растет из-за обвала цен на нефть, начавшегося в марте. Когда цены на нефть снижаются, тенге имеет тенденцию обесцениваться, что увеличивает цены на импортируемые товары, необходимые Казахстану. Это яркий пример того, как увеличение иностранных инвестиций помогает Казахстану. Когда происходит вложение капитала из-за пределов страны, этот приток поддерживает стоимость тенге на валютных рынках и помогает смягчить инфляцию.

Почему утильсбор нецелесообразен 

F: В Казахстане за семь месяцев 2020 ожидаемо сократилось производство услуг - на 6,2%. Однако производство выросло на 2,1%, строительство - на 6,3%, обрабатывающая промышленность – на 3,8%. Как вы считаете, почему некоторые секторы экономики Казахстана показали рост? Хотя в тех же США все основные компоненты ВВП, кроме расходов федерального правительства США, упали. 

- Сложно делать многочисленные выводы, имея текущие данные. В казахстанской экономике, безусловно, есть много сильных секторов – некоторые из них более устойчивы, чем другие, некоторые пострадали от карантина и мер изоляции в большей степени, а некоторые просто отстают из-за сложившихся условий, что означает, что в этих секторах рост и снижение показателей наблюдаются через несколько месяцев после первоначальных потрясений.

Отсюда можно сделать важный вывод о том, что различные секторы по-разному реагируют на одни и те же общие экономические условия. Поэтому при рассмотрении того, как привлечь иностранные инвестиции и диверсифицировать экономику, нужно помнить, что не все секторы будут реагировать одинаково. Невозможно развивать сразу все отрасли, некоторые отрасли еще не готовы к развитию.

Казахстану следует ориентироваться на определенные секторы для привлечения иностранных инвестиций и развития, где у него есть сравнительные преимущества. Например, у Казахстана имеется большой потенциал для сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности. Казахстану следует сосредоточиться на сельскохозяйственном производстве и способствовать, а не препятствовать импорту необходимых ресурсов и технологий. Затем, когда производственный и перерабатывающий секторы будут достаточно развиты, другие будут естественным образом развиваться вокруг него.

Вот почему мы считаем, что утилизационный сбор за импортируемое сельскохозяйственное оборудование (также называемый налогом на переработку) нецелесообразен. Американские производители сельскохозяйственной техники предоставляют технологические решения и вносят большой вклад в развитие и модернизацию сельского хозяйства в Казахстане. Однако этот сбор делает лучшие технологии недоступными для многих казахстанских фермеров как раз в то время, когда Казахстан пытается развивать свое сельскохозяйственное производство. Кроме того, этот сбор ставит под угрозу будущие иностранные инвестиции в сельскохозяйственный сектор Казахстана, как инвестиции производителей оборудования, так и инвестиции потенциальных инвесторов в смежных секторах. Мы считаем, что именно поэтому многие казахстанские предприятия и деловые организации, такие как «Атамекен», Зерновой и Мясной союзы, выступают против этого сбора.

F: Экономики Казахстана и США, конечно, сравнивать невозможно. Тем не менее, не кажется ли вам, что развивающиеся и малые экономики в пандемии страдают меньше и более активней адаптируются к новым реалиям? 

- Странам, защищающим инвестиции, обеспечившим верховенство права и прозрачность, удастся лучше восстановиться от потрясений в мировой экономике. Если Казахстан хочет быстро оправиться от нынешнего глобального кризиса, страна получит больше преимуществ, создав условия, которые будут способствовать притоку иностранных инвестиций.

Инвестиции - не сбор доходов

F: В Казахстане в 2020 бюджет недополучил около 0,5 трлн тенге налогов. Сейчас в стране всерьез рассматривается вопрос повышения КПН до 24% и НДС до 16%. США тоже десятилетиями шли по пути повышения налогов. Как вы считаете, насколько оправдана эта мера сейчас в Казахстане? 

- Большинство экономистов согласны с тем, что рецессия – не лучшее время для повышения налогов, поскольку повышение налогов может еще больше замедлить экономический рост и свести на нет экономические выгоды от государственных расходов. Также важно помнить, что налоговая политика – это не только инструмент для увеличения доходов правительства, но и стимулирование экономического поведения, которое правительство хочет поощрять, например, увеличение иностранных инвестиций.

Я слышал, что некоторые американские компании выражали обеспокоенность, поскольку они считают, что их все чаще рассматривают в первую очередь как источники доходов для правительства. Иностранные инвестиции не следует рассматривать в качестве способа для сбора доходов, а скорее как долгосрочные инвестиции, которые стимулируют экономическое развитие и в конечном итоге расширяют налоговую базу. Новые налоги на иностранные компании могут поддержать государственные доходы в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе они нанесут ущерб Казахстану.

Некоторые механизмы сбора доходов могут выглядеть как меры по охране окружающей среды. И я снова возвращаюсь к утилизационному сбору за использование тяжелого сельскохозяйственного оборудования, кроме него в проекте Экологического кодекса имеются дискриминационные и карательные штрафы за сжигание природного газа. Однако это неэффективные меры, отпугивающие инвесторов. То же самое относится к частым налоговым проверкам и криминализации незначительных налоговых ошибок. Чтобы ускорить восстановление экономики, Казахстану следует принять прозрачную налоговую политику, поощряющую иностранные инвестиции.

F: Как вы оцениваете шаги правительства Казахстана по поддержанию экономики страны и деловой активности в пандемию?

- Нужно отдать должное, правительство Казахстана предприняло несколько оперативных и решительных действий в начале пандемии. Страна использовала многогранный подход, включая прямые выплаты гражданам, меры по увеличению кредитования, меры по поддержке малого бизнеса, меры по поддержке сельского хозяйства и так далее. Может пройти много времени, прежде чем мы в полной мере поймем, насколько эффективными были эти меры, или были ли одни меры более эффективны, чем другие.

Это естественная реакция во время кризиса – нужно опробовать разные способы в надежде, что некоторые из этих временных мер сработают. Задача, стоящая сейчас перед правительством, заключается в разработке долгосрочного плана восстановления. Часто в период кризиса возникает искушение принять политику, направленную на повышение государственных доходов в краткосрочной перспективе, чтобы возвести барьеры в попытке защитить местный бизнес и рабочие места. В конечном счете эта мера никогда не отвечает долгосрочным интересам страны. Пришло время подготовиться к будущему росту Казахстана за счет привлечения иностранных инвестиций, что было подчеркнуто госсекретарем Помпео и министром иностранных дел Тлеуберди во время июньского заседания министров иностранных дел C5 + 1.

Как привлечь инвестора

F: Из-за роста опасений инвесторов второй волны коронавируса сохраняется тренд на общее ослабление валют развивающихся стран, в том числе тенге. Также в кризисный период инвесторы меньше верят в развивающиеся рынки. США — один из крупнейших инвесторов за все время независимости Казахстана. Как вы считаете, какие меры могли бы помочь Казахстану привлечь деньги инвесторов в столь непростое время?

- Страны не могут просто сидеть и ждать, надеясь на силы международного рынка. Им скорее нужна адаптированная политика для решения внутренних проблем, которые в противном случае будут препятствовать притоку новых инвестиций. Я считаю, что Казахстан может предпринять пять действий для повышения своей привлекательности для иностранного капитала, и все они являются частью признанной во всем мире дорожной карты по привлечению и удержанию иностранных инвестиций.

Во-первых, целенаправленная диверсификация. Казахстан не сможет использовать все экономические возможности одновременно. Выявление нескольких ключевых секторов, в которых Казахстан имеет сравнительное преимущество, и сосредоточение на них поможет иностранным инвесторам узнать, на что направить свои усилия. Сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство, логистика и туризм – все эти отрасли могут стать новыми движущими силами для экономики Казахстана.

Во-вторых, реформа налоговой политики. Иностранных инвесторов привлекают благоприятные и предсказуемые налоговые системы.

В-третьих, ускоренная приватизация. В деловой среде Казахстана преобладают государственные предприятия, что препятствует процветанию местных и иностранных частных компаний. Планы приватизации были отложены из-за COVID-19, и мы призываем Казахстан активизировать эти процессы, как только это позволят рыночные условия.

В-четвертых, повышение прозрачности. Иностранные инвесторы ценят прозрачность на всех уровнях, в том числе в нормотворчестве, правоприменении и закупках со стороны государства и государственных предприятий. Казахстан уже добивается значительных успехов в этой области, и ему следует продолжать эти усилия.

Наконец, верховенство права. Считаю, что самый важный показатель для иностранных инвесторов – это соблюдение страной верховенства права. Казахстану следует продолжать укреплять верховенство права, расширяя общественные консультации в области нормотворчества, обеспечивая надлежащее осуществление и соблюдение законов, улучшая исполнение контрактов, защищая права интеллектуальной собственности и обеспечивая независимость судебной системы.

Учитывая все эти предложения, важно помнить, что иностранные инвесторы принимают решения, основываясь на опыте других иностранных инвесторов на рынке. Мир инвестиций невелик, и новости распространяются быстро. Принимая инвестиционные решения, компании внимательно следят за тем, как обращаются на рынке с их коллегами. Репутация имеет значение, а хороший опыт ведет к увеличению инвестиций. Точно так же плохое отношение к компании может увести других инвесторов с определенного рынка. Лучший способ привлечь больше инвестиций – уделять внимание потребностям имеющихся инвесторов.

Коррупция экономически неэффективна 

F: На ваш взгляд, наличие финансового центра «Астана», где действует английское право — это серьезный козырь для привлечения иностранных инвестиций в Казахстан?

- МФЦА имеет большой потенциал, особенно если он может служить инструментом для улучшения делового климата в соответствии с теми направлениями, которые я упоминал ранее. Например, думаю, что МФЦА мог бы многое сделать для повышения прозрачности и верховенства права, и он может сыграть важную роль в планах приватизации Казахстана. Более того, он предлагает некоторые значительные налоговые льготы для иностранных инвесторов. Важно помнить, что инвестиционная платформа для большинства инвесторов является второстепенным фактором. Прежде всего они выявляют финансово жизнеспособные инвестиционные возможности и оценивают общий инвестиционный климат.

Может ли МФЦА склонить чашу весов? Безусловно, но только если инвестиционная возможность уже существует и имеется благоприятный инвестиционный климат.

F: На ваш взгляд, насколько сильно коррупционная составляющая мешает экономическому благополучию Казахстана?

- То, что коррупция всегда экономически неэффективна – простой экономический факт. Она не только искажает рынки, но и приводит к неравномерному распределению доходов. Однако измерить масштабы и последствия коррупции в любой экономике сложно, потому что коррупция всегда происходит во мраке неизвестности.

Вот почему так важно повышать прозрачность. Когда процессы принятия решений и закупок прозрачны, коррупция становится очевидной, что, в свою очередь, означает, что лица, принимающие решения, подотчетны всем заинтересованным сторонам, включая акционеров, клиентов, сотрудников, директоров и общественность. Хочу подчеркнуть, что прозрачность должна быть не только в госаппарате, но и на деловом уровне. Надежное корпоративное управление и требования к раскрытию финансовой информации необходимы для обеспечения эффективной работы рынков.

Найти преимущества

F: В Казахстане уже много раз в том числе на высоких уровнях заявлялось о необходимости диверсификации экономики, импортозамещения и расширения внутреннего производства. Однако в большей степени это остается декларацией, не перетекающей в реальные действия. На ваш взгляд, почему стране не удается слезть с сырьевой иглы? 

- Об этом явлении, которое в некоторых кругах известно как «ресурсное проклятие», написано множество научных трудов. Такая ситуация присуща не только Казахстану; многие богатые ресурсами страны борются за диверсификацию своей экономики.

На мой взгляд, нужно отличать импортозамещение от диверсификации экономики и расширения внутреннего производства. Это не одно и то же. Например, экономика США является крупнейшей в мире и очень диверсифицированной. Однако мы без сомнения также являемся крупнейшим импортером в мире. Для нас было бы нецелесообразным пытаться производить все, что мы потребляем внутри страны, даже если бы такое было возможно. Мы выигрываем тогда, когда производим то, что умеем производить, и импортируем то, что производим менее эффективным образом.

То же самое и в Казахстане. Общая политика импортозамещения неустойчива. Казахстану потребуется более целенаправленный подход к решению проблемы диверсификации. Казахстану следует определить те области, в которых страна имеет преимущество, и сосредоточиться на развитии этих секторов, одновременно импортируя товары, которые другие страны производят лучше.

F: Для вас, наверное, не секрет, что самый крупный партнер Казахстана по ЕАЭС — Россия — очень часто чинит препятствия для казахстанских товаров. Конечно же, это не декларируется официально и на федеральном уровне. Однако на местах в российских регионах зачастую наши товары не приветствуются и запрещаются, например, органами санэпиднадзора. Как вы считаете, на сегодня Казахстан больше выиграл или проиграл от этого экономического союза? 

- У Казахстана уникальное географическое положение. Страна расположена между Европой и Азией и не имеет прямого выхода к океану, поэтому ей пришлось умело использовать свою «многовекторную» экономическую дипломатию для построения торговых отношений с соседями.

Я не буду рассуждать о положительном или отрицательном влиянии ЕАЭС на Казахстан; это решать только казахстанцам. Скажу, что цель Соединенных Штатов – диверсифицировать и расширять экономические возможности для народа Казахстана и улучшать связи региона с мировой экономикой, чтобы США и другие страны Центральной Азии не зависели ни от одной страны в вопросах торговли и развития.

Мы уделяем особое внимание формированию региональных экономических связей через нашу платформу C5 + 1, с помощью которой мы взаимодействуем со всеми пятью странами Центральной Азии по различным темам, от безопасности до экономики, энергетики и окружающей среды. Более процветающая, более безопасная Центральная Азия, имеющая более широкие связи, отвечает взаимным интересам стран Центральной Азии, США и мирового сообщества.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить