Алматы хотят сделать туристической столицей Центральной Азии

47132

Идею предложил кыргызский эксперт в сфере туризма

Фото: © ilyas-dautov/unsplash

Как сделать Центрально-Азиатский регион привлекательным для туристов, а Алматы — равным по потенциалу Милану и Нью-Йорку, обсуждали на пресс-конференции, прошедшей 21 ноября в южной столице Казахстана. Спикерами стали как игроки рынка, так и представители госорганов.

Заместитель руководителя управления туризма Алматы Акмарал Ещанова привела цифры, доказывающие, что туристическая отрасль в Казахстане динамично растет, идет развитие «эко-, делового, событийного, культурного, спортивного туризма».

– За первое полугодие 2023 года в Алматы побывало 972 тыс. туристов, что на 25,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, – сообщила спикер.

Акмарал Ещанова
Акмарал Ещанова
Фото: © Кайрат Конуспаев

Замглавы управления заверила, что в следующем году в Алматы приедет не менее 520 тыс. иностранных туристов, а к 2030 году мегаполис примет целый миллион.

Выводы Акмарал Ещановой подтвердила руководитель Almaty Tourism Bureau («Туристическое бюро Алматы») Камила Лукпанова. Бюро — это бывший Туристский информационный центр Алматы (Visit Almaty). Новая команда работает в Almaty Tourism Bureau всего около четырех месяцев, занимаясь маркетингом города.

Камила Лукпанова
Камила Лукпанова
Фото: © Кайрат Конуспаев

– В целом могу сказать, что настрой у нас хороший, мы посещаем международные выставки, видим, как меняется мир, и идем в ногу с глобальными трендами. Мы всегда в поисках новых идей, открыты к обсуждениям, – отметила Камила Лукпанова.

Следующий спикер, эксперт по туризму, экс-заместитель министра туризма Кыргызстана Максат Чаки тут же выдвинул свою идею для развития туризма в регионе.

– Сегодня объем мирового рынка туризма составляет $7 трлн. На страны Центральной Азии приходится 0,2% от этой цифры, а если брать туристический поток, то еще меньше – 0,1%. Мы никто на мировом туристическом рынке, к нам приезжают «по остаточному принципу», за экзотикой, после того, как посетили Стамбул, Нью-Йорк, Милан, Шанхай и другие центры мирового туризма, – охладил пыл участников встречи Максат Чаки. – Как бы мы ни хвастались, у нас нет собственного, «упакованного» продукта, ни у одной страны.

Максат Чаки напомнил, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил инициативу – создать бренд Центральной Азии.

– Господин президент понимает, что на мировом рынке, и не только туристическом, нас не видно. До сих пор о Центральной Азии, о Казахстане судят как о «-стане». У Центральной Азии нет своего образа, и я бы хотел предложить нашим братьям — казахам, узбекам, таджикам — сделать первые шаги к интеграции. К сожалению, политическая интеграция у нас на сегодняшний день не видна, но есть отрасль, которая может нас объединить, – туризм, – заявил эксперт.

Максат Чаки и Камила Лукпанова
Максат Чаки и Камила Лукпанова
Фото: © Кайрат Конуспаев

По мнению Максата Чаки, у Центральной Азии много общего, и было бы разумно выбрать «туристический геоцентр» – город, где будет создана объединяющая все страны региона туристическая площадка.

– Это должна быть не столица, потому что столица – это политический центр, – считает эксперт, приводя в пример Стамбул, Нью-Йорк, Шанхай, а также Самарканд и Санкт-Петербург. – И в этом смысле я вижу только город Алматы. Почему бы его не продвигать как геотуристический центр Центральной Азии? Алматы может стать не только хабом, но и лицом, брендом Центральной Азии.

Камила Лукпанова от лица туристического сектора поддержала идею кыргызского коллеги.

– Я обеими руками за! Это то, к чему мы должны стремиться, – сказала она и привела свой пример. – Дубай тоже не столичный город, который сумел стать самой популярной дестинацией в мире.

Затем спикер напомнила, что большинство европейских туристов выбирают Казахстан как часть «стан-трипа»: прилетают в Алматы, а далее едут в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, возвращаются в Алматы и отсюда улетают.

– В плане авиасообщения Алматы – город, логичный как тревел-хаб, – отметила Камила Лукпанова.

В ответ Максат Чаки предложил еще одну инициативу – объединить популярные в туристическом отношении города региона – Самарканд, Каракол, Худжанд – в альянс и выйти на мировой рынок с единым продуктом.

– Сегодня мы замкнулись на своих локациях и конкуренции, пора открывать границы! – призвал спикер.

С экспертом из Кыргызстана согласился еще один спикер пресс-конференции, директор туристического агентства Булат Сабалаков: «Крутая идея, полностью согласен». Особо он отметил необходимость «центральноазиатского шенгена» – общей «стан-визы» и напомнил, что зарубежные туристы из некоторых стран и обычную туристическую визу в Казахстан получают с трудом.

Булат Сабалаков
Булат Сабалаков
Фото: © Кайрат Конуспаев

– Не хватает инфраструктуры: гостиницы, особенно в Алматы, переполнены. Туристические локации вроде Кольсайских озер в выходные дни напоминают барахолку. Есть проблемы с автобусами и туалетами, да и стоимость мест в отелях высокая, – перечислил Булат Сабалаков. – Неплохо бы создать рабочую группу из предпринимателей, чтобы мы могли обсуждать проблемы, а также участвовать в принятии решений по распределению госсубсидий. Также было бы круто, если бы в Казахстане упростили легализацию, открытие бизнеса — многие запрашивают такую услугу, видя уровень цифровизации у нас в стране. Но им усложняют путь, тогда как наши казахстанцы имеют недвижимость в Дубае или Турции. Такие же предприниматели есть и в соседних странах, кто хотел бы иметь недвижимость в Казахстане.

Глава Almaty Tourism Bureau Камила Лукпанова тут же пригласила Булата Сабалакова к сотрудничеству с бюро и общественным советом, а Максат Чаки продолжил развивать свою мысль о формировании из Алматы регионального бренда. По его мнению, сначала надо выбрать одно направление, и это не должна быть привычная для алматинцев концепция «города яблок».

– Начните с Big Idea, – посоветовал эксперт. – Вот Канны – это город кинофестиваля, и они не идут в экотуризм или кулинарию. Нужно, чтобы город Алматы разработал свой бренд, но не казахстанского, а регионального уровня, как минимум центральнозиатского. Не «родина яблок», а что-то большее, масштабное.

Камила Лукпанова в ответ назвала направления, которые сейчас обозначены в стратегии бюро: 1) город у гор и в целом природа (в радиусе 350 км все климатические и природные зоны); 2) гастросити (кулинарный туризм); 3) вайб, атмосфера города; 4) мультикультурность: город, где все чувствуют себя комфортно; 5) Шелковый путь – то, что объединяет страны Центральной Азии.

– Согласна, что без определения четкого бренда, ценности города, того, что будет привлекать, не получится, – согласилась Камила Лукпанова и заверила, что в следующем году бюро обязательно этим займется.

Фото: © Кайрат Конуспаев

Со своей стороны Максат Чаки предложил выбрать «атмосферу столичности».

– Алматы – бывшая столица, и надо вокруг столичности «крутиться», но не в рамках Казахстана, а выводить на глобальный уровень. Я думаю, тогда из Алматы получится второй Стамбул, – оптимистично закончил спикер.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить