Почему солнечный лётчик хотел рекламировать Expo на стратолёте, но не стал

Недалеко от столицы Швейцарии – величественного, хоть и небольшого Берна, на военном аэродроме в Пайерне, где каждые 15 минут с мощным ревом взлетают истребители, стоит неприметный ангар, принадлежащий проекту Solar Stratos

Рафаэль Домжан
Фото: AFP/Fabrice Coffrini
Рафаэль Домжан

Сторонний наблюдатель, засмотревшись на военные машины, не обратит на него особого внимания. Между тем этот проект, как и его руководитель – знаменитый летчик, испытатель, инженер, программист, путешественник, борец за экологию Рафаэль Домжан, уже успел наделать изрядного шума во всем мире.

Родившийся в швейцарском Невшателе 45 лет назад, Рафаэль всегда испытывал тягу к приключениям и впервые сел за штурвал самолета еще в 15. Однако по мере взросления юноша стал задумываться о том, какое будущее ожидает человечество, чему в немалой степени способствовало увлечение фантастическими романами Жюля Верна. В итоге молодой человек проникся идеями бережного отношения к планете и использования альтернативных источников энергии, в частности солнечной. В 2001 Домжан стал сооснователем проекта Horus Network – первого веб-сайта, полностью работающего на энергии солнца. А в 2005 вместе с партнерами начал куда более сложный и дорогостоящий проект строительства бесшумного катамарана на солнечных батареях, способного преодолевать целые океаны. В итоге при поддержке правительства Швейцарии и частных инвестиций удивительный Turanor PlanetSolar был не только создан, но и совершил первое в мире для подобного судна кругосветное плавание. Экспедиция во главе с Домжаном продлилась с 2010 по 2012, при этом (кто бы мог подумать!) одним из участников проекта стал Жан Верн, правнук его любимого писателя. Об исследователе заговорил весь мир, СМИ публиковали отчеты о ходе экспедиции. Домжан после ее окончания стал часто появляться на телеэкранах и в различных аудиториях, пропагандируя изучение и применение ВИЭ.

В 2014 он дал старт очередному «солнечному» проекту – Solar Stratos – по созданию летательного аппарата на солнечных батареях, который мог бы подниматься в стратосферу (то есть на высоту 11–50 тыс. метров, где находится озоновый слой и пролегает верхняя граница жизни в биосфере). Современные боевые и сверхзвуковые коммерческие самолеты летают в стратосфере на высотах до 20 км, высотные метеозонды поднимаются до 40 км. В последнее время в военных кругах США большое внимание уделяют освоению слоев стратосферы выше 20 км, называемых «предкосмосом». Предполагается, что беспилотные дирижабли и самолеты на солнечной энергии смогут длительное время находиться там, оставаясь неуязвимыми и обеспечивая связью большие территории.

Домжан ставит цель в 2018–2019 поднять двухместный Solar Stratos на высоту 25 км. Подъем займет около пяти часов. В мае, всего за несколько дней до нашей встречи, состоялся первый семиминутный полет, в ходе которого стратонавт (он сам так себя называет) поднялся на 300 метров. Не страшно ли ему летать на неизвестном ранее аппарате?

- Нет, я сконцентрирован и выполняю задачу. Конечно, это полеты с высоким риском, а в стратосфере невозможно будет использовать парашют и катапультироваться. Но я профессионал и тщательно готовлюсь, – просто отвечает он.

Сам одномоторный «солнечный самолет» белеет внутри полуприкрытого ангара, кажется, едва не задевая его стены крыльями, размах которых необычайно широк по сравнению с небольшим «телом»: 24,8 против 8,5 метра при весе всего 450 килограммов. Крылья покрыты темно-серыми фотоэлементами, которые занимают площадь 22 квадратных метра. Машина, на непосвященный взгляд, выглядит хрупкой и даже несколько старомодной – из-за винта. С трудом верится, что она способна дотянуться почти до космоса. В голову почему-то приходит имя другого французского писателя – Антуана де Сент-Экзюпери с его Маленьким принцем.

Рафаэль, улыбаясь, морщится при каждом новом старте военного самолета – шумно, агрессивно, неэкологично. Он предлагает человечеству другой путь – летать высоко, долго, далеко и без горючего, на одной энергии солнца. Кстати, помимо все того же швейцарского правительства и спонсорских денег (90% финансирования), у него теперь появились партнеры. Например, в России изготовили специальные скафандры для полетов в стратосфере – там большой опыт в этой области.

- Это компания «Звезда», которая делала скафандр для самого Гагарина, – особо подчеркивает собеседник. Участвует в проекте и Германия. Всего на создание экспериментального самолета с 2014 было привлечено около $5 млн.

В настоящее время команда ищет звездного напарника для Домжана, который согласился бы подняться вместе с ним в стратосферу, став своего рода бренд-амбассадором Solar Stratos и в целом идеи использования «чистой» энергии. В частности, по его словам, идут переговоры с Леонардо ДиКаприо, поклонником авиатехники, снявшимся в фильме «Авиатор», который к тому же известен своей активной деятельностью в защиту окружающей среды. Среди других кандидатов – князь Монако Альбер II и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. Не исключен вариант и коммерческого использования второго места – стоимость полета на сегодня оценивается в $60 тыс.

Впрочем, в целом о возможной коммерческой составляющей, как и о будущем серийном производстве солнечных стратолетов, Рафаэль говорит неохотно:

- Я начал этот проект не для того, чтобы заработать денег. Цель в том, чтобы как можно больше людей увидело, что использование солнечной и иной альтернативной энергии в самых разных облас­тях – это вполне реально, это уже не фантастика. Было бы желание у каждого из нас.

На вопрос о том, нет ли у него намерения в будущем подняться на еще большую высоту и стать космонавтом (тем более что подготовка и форма позволяют), Домжан неожиданно твердо отрезает:

- Нет. Я не астронавт, а стратонавт, это совсем другое.

Кстати, по ходу разговора выяснились интересные подробности, касающиеся нашей страны. Во-первых, Рафаэль приезжает 11 августа в Астану, где в швейцарском павильоне Expo-2017 представит свой проект и продемонстрирует кабину стратолета со всей начинкой. Во-вторых, оказывается, изначально была идея совершить на Solar Stratos тур по городам Европы, с остановками в Париже, Лондоне, Берлине и т. д., параллельно рассказывая об Expo-2017 и проекте, а затем прилететь на стратолете в столицу Казахстана. Однако, как это нередко у нас бывает, соответствующие переговоры заглохли из-за молчания руководства НК «Астана ЭКСПО-2017».

- Теперь, к сожалению, это уже невозможно – слишком мало времени на подготовку, – разводит руками Домжан.

Остается надеяться, что казахстанская выставка просто испытывала переизбыток интересных предложений, с помощью которых можно заявить о себе во всем мире. «Солнечному летчику» же хочется пожелать успеха – и не обжечь крылья.

Forbes Kazakhstan благодарит МИД Швейцарии за организацию поездки

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


главный редактор журнала Forbes Kazakhstan

 

Статистика

2010
просмотров
 
 
Загрузка...