Алькальд Рома Кодина-и-Масерас: В Испании не хватает казахской кухни

11122

Как из рыбацкой деревушки создать центр туристического притяжения, который в год принимает более миллиона гостей, журналисту Forbes.kz Татьяне Трубачёвой рассказал алькальд (мэр) испанского города Льорет-де-Мар Рома Кодина-и-Масерас

Фото предоставлены пресс-службой мэрии Льорет-де-Мара

Туристическая история рыбацкой деревушки на побережье Коста-Брава началась в 1960-70-х, когда у европейцев поменялось отношение к туризму. Людям стало тесно в собственных городах, их потянуло в дальние края. Вот тогда в Льорет-де-Мар (провинция Жирона, автономное сообщество Каталония) начали приезжать туристы из самой Испании и близлежащих стран – Франции, Голландии, Германии.

Алькальд (мэр) испанского города Льорет-де-Мар Рома Кодина-и-Масерас.

– Их привлекла красота природы – море, пляжи, многочисленные бухты, которые есть у нас, в Льорет-де-Маре, а также гостеприимство местных людей, – перечисляет «изюминки» алькальд Рома Кодина-и-Масерас.

Сначала в Льорет-де-Мар приезжали туристы на личных автомобилях. Позже, когда направление стало приобретать популярность, они потянулись группами на автобусах. Когда местностью заинтересовались крупные операторы, а в городе стали расти, как грибы, отели, рестораны, кафе, бары и дискотеки, развилась инфраструктура курорта, отдыхающие стали добираться до курорта самолетами, которые «паркуются» в близлежащих Жироне и Барселоне.

Ставка на гостиницы

В самом начале туристического бума в Льорет-де-Маре жило 5-6 тыс. человек. К 2002 население выросло до 20 тыс., а затем произошел резкий скачок – 3-4 года назад эта цифра достигла 41 тыс. Сейчас здесь живут выходцы из более чем 100 стран, в том числе 3 тыс. – из бывшего СССР.

Центростремительную силу Льорет-де-Мару придало активное строительство. С 2002 в Испании стало легко получить кредиты для возведения или приобретения недвижимости – и завертелось! В Льорет-де-Маре барселонцы начали строить так называемые дачи, инвесторы – отели или апартаменты. Буквально за несколько лет в городе-курорте выросло два абсолютно новых квартала – Фанальс и Риераль.

Во время строительного азарта город чуть не потерял свое историческое лицо: сносилось много старых сооружений. Однако мэрия вовремя спохватилась, и нынешний план развития Льорет-де-Мара предполагает бережное отношение к «внешнему» виду города, под снос будут идти только здания в аварийном состоянии.

Если еще говорить о решениях мэрии, которые повлияли на развитие курорта, то во время бурного строительства Льорет-де-Мар сделал ставку на отели. Многие города поставили на апартаменты, которые шли на продажу, и это затормозило развитие туризма. В Льорет-де-Маре частное жилье «обложили флажками» – его строили в строго отведенных зонах, потому что город хотел оставаться именно туристическим центром.

– Раньше здесь было много небольших отелей с ограниченным количеством номеров. Когда стали возводить большие отели, маленькие оказались нерентабельными и начали закрываться, – рассказал мэр города.

По информации Жорди Оробитг-и-Соле, советника по вопросам туризма, торговли и экономическим вопросам мэрии Льорет-де-Мара, отдыхающим здесь предоставляется широкий выбор гостиниц – от 2- до 5-звездных. Наибольшая долю занимают 3-4-звездные отели. В Льорет-де-Маре сосредоточено 60% 5-звездных гостиниц всего побережья Коста-Брава.

Сейчас номерной фонд города составляет 40 тыс. единиц. Это на 10% меньше, чем в Салоу – туристическом центре побережья Коста-Дорада. Но Салоу больше по территории, к тому же рядом с ним расположен один из самых известных тематических парков развлечений в Европе – PortAventura.

– Коста-Брава – это самые красивые пляжи и бухты. Но наши пляжи они никогда не получат, а вот мы тематический парк можем построить, – надеется мэр.

Город даже готов предоставлять определенные льготы инвесторам, которые будут развивать туристический потенциал курорта.

Посторонним вход разрешен

В год Льорет-де-Мар встречает более 1 млн туристов (более 5 млн «человеко-ночей»). Это 5 строчка в рейтинге самых посещаемых мест в Испании, включая Канарские и Балеарские острова.

Как считает глава города, туристов, в первую очередь, сюда привлекает красота и доступность пляжей. Все они в Испании принадлежат государству, за вход на них деньги не взимаются. Кроме того, в свое время было принято решение ничего не строить на первой береговой линии и оставить ее свободной на радость отдыхающим.

Из-за гор в Льорет-де-Мар не провели железную дорогу (ближайшая станция находится в соседнем Бланесе, что в 6 км от города), сюда не заворачивает скоростная трасса, здесь не построили фабрики и заводы (верфи были, но с развитием туриндустрии строительство судов сошло на нет). Всё это могло превратить город в «депрессивный населенный пункт» (если выражаться языком наших чиновников), однако сыграло на руку курорту. Отсутствие всего перечисленного помогло сохранить чистыми горы, море и пляжи. Сейчас четыре из пяти пляжей Льорет-де Мара имеют особый знак качества - голубой флаг, который выдает международная экологическая организация за чистоту и инфраструктуру пляжей.

– Мы находимся в удачном месте: рядом Барселона, Жирона, Франция. Это значит, что у туристов, которые приезжают в Льорет-де-Мар, есть возможность посмотреть ближайшие города и даже страны, – отметил Рома Кодина-и-Масерас.

Счастье есть

Сам Льорет-де-Мар тоже не даст туристу заскучать: здесь можно найти занятие на любой вкус и кошелек.

– У нас очень много кафе, ресторанов. Город способен удовлетворить любые гастрономические пристрастия: можно перекусить кебабом, а можно отведать блюда высокой кухни. Кухня в основном каталонская, испанская, итальянская, здесь много готовят из морепродуктов. Есть русские, грузинские рестораны. А вот казахского ресторана пока нет, – подкинул предпринимателям бизнес-идею алькальд Льорет-де-Мара.

В городе - около 2 тыс. ресторанов, кафе, баров, дискотек. Все точки питания проходят две стадии контроля. Сначала их проверяют перед получением лицензии (отметим, что стоимость лицензий колеблется от €3 тыс. до €50 тыс. в зависимости от местоположения бизнес-проекта, занимаемой площади, вида деятельности), а затем заведения постоянно инспектирует санитарный контроль. К слову, от бдительного ока администрации не ускользают также бассейны, отели и другие подобные учреждения.

Все оттенки отдыха

Курорт славится своими дискотеками. Считается, что самые тусовочные туристы приезжают из Великобритании: они сразу покупают недельный абонемент на посещение дискотек и не пропускают ни одной. В этом году для любителей «клубиться» привозили известных ди-джеев на ежегодный Costa Music Festival.

Чтобы сделать привлекательным отдых для всей семьи, в городе создают соответствующую инфраструктуру – в ресторанах есть детское меню, на пляжах детские зоны, где можно оставить ребенка и пойти искупаться.

В Льорет-де-Маре проводится уикенд Формулы-1, тогда в город привозят машины и пилотов. Здесь можно посетить соревнования по триатлону, увидеть марафонцев «в действии», покататься с горок в аквапарке WaterWorld, прикупить товару на антикварной ярмарке, принять участие в карнавале. Словом, в городском календаре событий «нет свободных мест».

– Зимой у нас гостят в основном испанские пенсионеры, которые приезжают подышать морским воздухом. С конца февраля до Пасхи (примерно до середины апреля) – время спортивного туризма. На спарринги и тренировки прибывают спортсмены из Испании и других стран. Для них в Льорет-де-Маре есть спортивный комплекс, футбольные поля, олимпийский бассейн. Пасхальные каникулы здесь проводят испанцы, французы, бельгийцы. С мая и до конца июня длится сезон культурного туризма. Потом уже начинают приезжать молодые люди, чтобы тусоваться. Сентябрь и октябрь – время семейного отдыха, – перечислил мэр.

Он добавил, что цель городской администрации – обеспечивать отели работой круглый год. Поэтому индустрию туризма пытаются диверсифицировать – развивать гольф-туризм, медицинский туризм, MICE-туризм (MICE – начальные буквы слов meetings, incentives, conferences, events).

– У нас очень много отелей, где можно проводить конференции, и здесь гораздо дешевле их устроить, чем в Барселоне, особенно в зимнее время. Есть отдел в мэрии, который развивает именно MICE-туризм, - отметил алькальд Рома Кодина-и-Масерас.

На уборку пляжей – €1 млн

По информации алькальда, в прошлом году бюджет Льорет-де-Мара составил €62 млн. Казна пополняется за счет местных налогов, прежде всего на имущество, а также за счет трансферта из центрального бюджета. Размер трансферта зависит от количества постоянно проживающих в населенном пункте. Также в городе остается 30% от туристического налога, который был введен в Каталонии в прошлом году.

В 2013 примерно €5-6 млн ушло на развитие инфраструктуры, остальное – на стандартные расходы города. Например, только на содержание пляжей в год тратится €1 млн.

– Во время туристического сезона население увеличивается до 150 тыс. человек, и мусор нужно убирать 5-6 раз в день. Когда живет 40 тыс., одного раза – более чем достаточно, – обосновал расходы мэр.

Что касается вложений самого города, то, по словам советника Жорди Оробитг-и-Соле, за последнее время было много сделано: появился театр, библиотека, олимпийский бассейн, спортивный комплекс.

Как продать город?

Директор туристического офиса Льорет-де-Мара Мауриси Карбо-и-Лисбона, исходя из собственного опыта, рассказал, как все-таки сделать город привлекательным для туристов. Перво-наперво - надо иметь продукт. Например, в Льорет-де-Маре – это пляжи, в Алматы – горы. А затем придумать, как продавать его, как продвигать на разных уровнях. Допустим, Льорет-де-Мар продвигала не только местная администрация, но и руководство провинции, и правительство страны в целом.

Также необходимо понять, кому и что именно нужно продавать.

– Мы смотрим, когда и как путешествуют казахстанцы, предпочитают отдыхать семьями или им интересен деловой туризм, в зависимости от этого формируем для каждого сегмента определенное предложение, – привел пример директор туристического офиса.

Он считает, что преимущество курорта в том, что город работает со многими международными рынками, не зависит от одной страны.

– Благодаря этому мы почти не почувствовали кризиса: как приезжало более 1 млн туристов, так и приезжает. Изменилась национальность визитеров. Сейчас 25% – это испанцы (раньше было больше), 75% – иностранцы. Наибольшее число приезжающих – туристы из Франции, второй идет Германия, затем Российская Федерация, – обозначил Мауриси Карбо-и-Лисбона. – Здесь создаются условия для русскоговорящих туристов – множество испанцев учат русский язык, в отелях есть русскоговорящие сотрудники, в точках питания – меню на русском.

Представители мэрии возлагают большие надежды на появившийся прямой рейс между Алматы и Барселоной (в ближайшее время чартером в Барселону можно будет отправиться 12 и 23 августа; вернуться, соответственно, 24 августа и 3 сентября – F.), они предполагают, что прямой транспортный коридор увеличит число отдыхающих из Казахстана.

– К клиентам из близлежащих стран мы пытаемся достучаться самостоятельно – через акции в интернете и социальные сети. В странах, с которыми нас разделяют значительные расстояния, мы поддерживаем отношения с туроператорами, посредниками, которые продают наш продукт. Для них проводятся вебинары, делаются презентации. Мы подключаем журналистов, которые рассказывают о нас, – перечислил Карбо-и-Лисбона.

Однако лучшим инструментом продвижения Мауриси считает «сарафанное радио». Он и его коллеги надеются, что казахстанцы, которые хоть раз побывали в Льорет-де-Маре, обязательно посоветуют своим родным и близким посетить этот замечательный курорт на берегу Средиземного моря.

Примечание: Автор благодарит за организацию поездки в Испанию на чартерном рейсе Алматы-Барселона авиакомпанию Air Astana, компанию Travelsystem, а также лично генерального директора Terramar Group Светлану Таранину за организацию интервью с представителями мэрии Льорет-де-Мара. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить