На ЧМ-2023 по шахматам среди школьных команд пройдена половина пути

38561

В Актау, где проходит чемпионат мира по шахматам среди школьных команд, сыграны четыре тура из восьми. Как и ожидалось, лидируют школьники из Индии и Турции, но и казахстанские команды не утратили шансы на чемпионство

Актау. «Халык Арена». Общий вид зала, где проводится чемпионат мира-2023 по шахматам среди школьных команд
Актау. «Халык Арена». Общий вид зала, где проводится чемпионат мира-2023 по шахматам среди школьных команд
Фото: wstcc2023.fide.com

 

Всё врут рейтинги

С тех пор, как в 1883 году на международном турнире в Лондоне впервые были использованы шахматные часы (тогда ещё механические), каких только форматов контроля времени, отводимого на партию, не придумывалось!

Сейчас стандартом в классике считаются 90 минут на первые 40 ходов, затем 30 минут до конца партии с добавлением 30 секунд на каждый ход, начиная с первого. Именно такой контроль применялся, в частности, на недавнем чемпионате Азии в Алматы. Но всё большую популярность начинает приобретать формат, позволяющий проводить 7 туров по швейцарской системе в течение трёх дней – с вечера пятницы по воскресенье: 60 минут на партию с добавлением 30 секунд на каждый ход, начиная с первого.

Формально в Актау, где проходит первый в истории чемпионат мира среди школьных команд, играется не классика, а рапид 45+10 (45 минут на всю партию с добавлением 10 секунд за каждый ход, начиная с первого). Тем не менее, и тренеры, и болельщики обязательно держат в уме не только рейтинги, публикуемые рядом с именами игроков – рейтинги в рапиде, но и их рейтинги в классике, более точно показывающие силу игры.

Хотя шахматные баталии под крышей «Халык Арены» всё чаще заставляют перефразировать ставшие крылатыми слова старухи Хлестовой из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Всё врут рейтинги» (в оригинале «Всё врут календари»). Тем более, когда играют 12-летние.

Кошмарным выдался второй игровой день для рейтингового лидера в этой возрастной категории – команды павлодарской школы-лицея №8 для одарённых детей. Первую пробоину нанесла фавориту украинская команда – из Львова, причём усилиями игравших на 3-й и 4-й досках девочек. Сначала Руслан Абдрашев (1312) белыми не устоял против Софии Рогозы (1297), затем Сулейман Ахмет (1831) сравнял счёт, разгромив Юрия Масняка (1687), а Вадим Дерксен (1442), играющий в инвалидной коляске (у него сломана нога), удержал ничью против Станислава Пенцко (1673). Судьба матча решалась на 4-й доске, и решилась она, увы, не в нашу пользу: в уже опустевшем к тому времени зале Вероника Ростикус (1162) «на флажке» сумела-таки дожать Абылайхана Дуабека (1239)…

Павлодарский школьник Вадим Дерксен играет в Актау со сломанной ногой
Павлодарский школьник Вадим Дерксен играет в Актау со сломанной ногой
Фото: wstcc2023.fide.com

И совсем уж провалом обернулся для северян матч со школьниками из канадского Ричмонд-Хилла: Феликс Чжоу (1076) – Сулейман Ахмет – 0:1, Майкл Чен (1303) – Вадим Дерксен – 1:0, Джаспер Цзя (0) – Руслан Абдрашев – 1:0, Алекс Ляо (0) – Абылайхан Дуабек – 1:0. Пусть вас не удивляют фамилии соперников наших ребят: из 200 тысяч жителей этого города в провинции Онтарио почти треть имеют китайские корни.

Свято место, как известно, пусто не бывает, и в лидеры поднялись две другие наши команды – из Астаны. Которые и будут в 5-м туре оспаривать лидерство: столичная РФМШ сразится с индийцами, школа-лицей №72 – с поляками. Надеюсь, что и павлодарцы сумеют оправиться от вчерашних потрясений и вернуться в группу претендентов на призовые места.

Положение лидеров и казахстанских команд после четырёх туров:

Возрастная категория до 12 лет: 1. Velammal MHS Mogappair (Ченнай, Индия, средний рейтинг команды – 1463/стартовое место команды – 2) – 8 командных очков, 14½ индивидуальных очков; 2. РФМШ (Астана, 1242/5) – 7, 12; 3. Szkoła Podstawowa nr 48 im. Szarych Szeregów (Краков, Польша, 1135/13) – 6, 11½; 4. Школа-лицей №72 (Астана, 1271/4) – 6, 10½; 5. Saco Oliveros (Лима, Перу, 1152/12) – 6, 10; 6. Silver Stream Public School (Ричмонд-Хилл, Канада, 1193/10) – 6, 9½; 7. Львовская академическая гимназия (Украина, 1455/3) – 6, 9½; 8. El Altillo International School (Херес-да-ла-Фронтера, Испания, 1210/8) – 5, 9; 9. Школа-лицей №8 для одарённых детей (Павлодар, 1464/1) – 4, 10; 10. IT-лицей №9 имени О.Жолдасбекова (Шымкент, 1210/9) – 4, 10; 11. Школа-лицей №7 имени Н.Марабаева (Актау, 1044/18) – 4, 8. Всего 27 команд из 22 стран.

После партий и в перерыве между турами игроки могут расслабиться в лаунж-зоне
После партий и в перерыве между турами игроки могут расслабиться в лаунж-зоне
Фото: wstcc2023.fide.com

Поражение вместо победы

Ну, никак не должна была проигрывать в 3-м туре другая наша лидировавшая команда! В турнире 18-летних алматинская РФМШ играла против школьников из индийского Ченная. Капитан которых применил интересную схему, заявив на досках с 1-й по 4-ю игроков с рейтингами 1107 (?!) – 2158 – 1464 – 2008 и сделав запасным игрока с рейтингом 1595. Поскольку при замене кого-то из основной четвёрки идёт автоматическая сдвижка снизу вверх, такая схема позволяет хорошо «подстраиваться» под соперника.

Выставив против Эдгара Мамедова (2091) В. Л. Сантоша (1107), соперники дали понять, что, сразу отдавая нам очко на первой доске, они делают ставку на три остальные. Вот только по выходе из дебюта показалось, что ставка эта не сработает: у Имангали Ахилбая (2019) было явно лучше в партии с Сурешем Харшем (2158), перспективные позиции были у Амира Игена (1756) против C. Рохита (2008) и у Зарины Нургалиевой (1954) против Махадевана Мритхюнджая (1595).

Увы, игравший белыми Амир явно переоценил свои атакующие возможности, да ещё и пропустил смертельную атаку соперника, после чего был вынужден сдаться уже на 32-м ходу. Похожая история случилась с Зариной. И совсем уж обидно за Имангали, в позиции ниже не заметившего ход 29. …Лb5! Но и проигрывать после случившегося затем размена ладей было совсем не обязательно. Однако вмешался цейтнот, и проходная пешка белых при поддержке слона и коня оказалась куда более весомым аргументом для победы, нежели две проходные пешки чёрных с ладьёй...

Такая позиция сложилась в партии 3-го тура Суреш Харш – Имангали Ахилбай после 29-го хода белых. Чёрные пошли пешкой на g6, не заметив ход ладьёй на b5
Такая позиция сложилась в партии 3-го тура Суреш Харш – Имангали Ахилбай после 29-го хода белых. Чёрные пошли пешкой на g6, не заметив ход ладьёй на b5

За трёх битых четырём небитым дают. В следующем туре под горячую руку нашим ребятам (Зарину заменил Алихан Даулет) попали китайские школьники. А сегодня им нужна будет победа над перуанской командой, в которой играющим на двух первых досках братьям Рейес Савалета компанию составляют сразу три девушки, одна из которых – женский международный мастер, а две другие – женские мастера ФИДЕ (как и Зарина Нургалиева).

Не получается пока достойно поддержать своего лидера Мираса Асылова (2047) участникам команды алматинского лицея №92 имени М.Ганди. Может быть, сегодняшний игровой день станет переломным?

В любом случае для общекомандной победы в этой возрастной категории нужно побеждать чрезвычайно сильную турецкую команду. За которую здесь активно болеют (если можно так сказать о шахматных болельщиках) генеральный консул Турецкой Республики в г. Актау Сабри Альптекин, атташе по торговле Али Токсоз и их помощники. 

Положение лидеров и казахстанских команд после четырёх туров:

Возрастная категория до 18 лет: 1. ENKA High School (Стамбул, Турция, средний рейтинг команды – 2197/стартовое место команды – 1) – 8 командных очков, 15½ индивидуальных очков; 2. Velammal Vidyalaya Alapakkam (Ченнай, Индия, 1806/11) – 8, 13½; 3. Saco Oliveros (Лима, Перу, 1833/9) – 7, 10½; 4. РФМШ (Алматы, 1975/2) – 6, 12½; […] 13. Специализированный лицей №92 имени М.Ганди (Алматы, 1747/12) – 5, 10; 19. Областной лицей-интернат «Білім-Инновация» (Атырау, 1451/25) – 4, 8; 28. НИШ ФМН (Алматы, 1483/23) – 3, 6½; 39. Специализированная IT-школа-лицей (Актау, 1210/32) – 2, 5½. Всего 43 команды из 39 стран.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить