Кто хочет стать миллионером, играя за компьютером?

11817

Киберспорт сегодня - это перспективное направление, где талантливый спортсмен может заработать пару миллионов долларов всего за один турнир

Ержан Шакеев
Ержан Шакеев

Киберспорт во многих странах мира, в том числе и Казахстане, - официально признанный вид спорта. Одна из самых динамично развивающихся индустрий развлечений. Для примера, финал чемпионата мира только одной игры League of Legends 2018 посмотрело почти 100 млн человек. Такой аудиторией не всегда могут похвастать крупнейшие спортивные события, за исключением, пожалуй, ЧМ по футболу. Годовой оборот призовых в индустрии оценивается минимум в $800 млн, и, по прогнозам, через четыре года сумма увеличится до $1,5-2 млрд. О перспективах этого направления в Казахстане мы поговорили с менеджером киберспортивной команды Se7en Esports Ержаном Шакеевым.

- Активно играть в компьютерные игры я начал, когда мне было около 15 лет. Мой игровой никнейм – utarender. Играл ещё в Dota. Официально в Dota 2 наиграл более 20 тысяч часов. В бытность игроком я участвовал в любительских турнирах, но, к сожалению, не смог показать каких-то выдающихся результатов. Несмотря на то что я активно играл, успешно закончил школу. Получил два высших образования – по маркетингу и менеджменту – в КИМЭП. Примерно в 2016-м понял, что высококлассным игроком мне не стать, но я не хотел уходить из киберспорта. Мне всё это очень близко, я в этом разбираюсь. Поэтому решил применить свои навыки, свой опыт, свои профессиональные знания для развития этой индустрии.

Сейчас мне 26 лет. Последние 2 года я являюсь менеджером киберспортивных команд. В данный момент – команды Se7en Esports. Наша организация совсем молодая, создана в августе 2018. У нас есть несколько составов по разным играм. Сейчас стремимся создать мультигейминг, который займёт лидирующие позиции в Казахстане, а после и в СНГ. У нас опытные игроки, и мы уже успели стать победителями и призёрами на нескольких турнирах. Буквально на днях наш состав по Dota 2 занял первое место на Burabay Cyber Cup.

F: Сколько в стране профессиональных геймеров?

- Трудно подсчитать точное количество. Тех, кто занимается только киберспортом, не отвлекается на другую работу, а только соревнуется, зарабатывает на этом, – около 50 человек. Любителей и полупрофессионалов гораздо больше.

F: Какие игры популярны среди казахстанских игроков?

- В порядке очерёдности: CS:GO (Counter-Strike: Global Offensive), Dota, Hearthstone, FIFA, League of Legends, PUBG и так далее.

F: Может ли профессиональный спортсмен, играющий в CS:GO, сменить дисциплину и переметнуться в Dota?

- Знаю ребят, которые долго и упорно играли в одну игру, у них всё получалось не так хорошо, как хотелось бы, и они перешли в другую игру и там добились гораздо больших успехов. Но это займёт как минимум год-два.

F: Сколько у нас в стране команд?

- Здесь вообще очень трудно сказать что-то определённое. Потому что для участия в турнире нужно лишь собрать пять человек. Нужно только иметь мастерство. К следующему турниру эти ребята могут разбежаться по разным коллективам или что-то в этом духе. На любительском уровне не обязательно иметь спонсоров. Часто всё держится на одном энтузиазме и любви к киберспорту. Если говорить о профессиональных коллективах, которые действуют, то их около десятка.

F: Правда, что большинство казахстанских игроков большую часть времени проводят за рубежом?

- Есть такой момент. Например, из моей команды в России сейчас тренируются два состава (по CS:GO и PUBG). Ребятам, играющих в шутеры, необходимо качественное соединение. Отсутствие хорошего пинга является первой причиной того, что приходится тренироваться за границей. И это является неразрешимой проблемой – тут вина не в отсутствии сверхскоростного интернета, а в том, что игровые сервера находятся в Европе или Северной Америке, за многие тысячи километров от Казахстана. И для того, чтобы пройти это расстояние, сигналу потребуются дополнительные доли секунды. Появляются микроразрывы, которые обычный геймер даже не заметит. А в том же CS:GO, где многое построено на мгновенной реакции, это имеет решающее значение. Поэтому нам приходится отправлять своих ребят в Россию, Восточную Европу.

F: Какова зарплата профессиональных игроков?

- В нашей стране она начинается от 60-70 тыс. тенге в месяц. Это самый минимум. За такие деньги вы приобретёте только перспективных игроков, у которых позади нет большого бэкграунда. Зато ребята уже не будут отвлекаться на то, чтобы заработать себе на кусок хлеба, а будут уделять всё время тренировкам. Потолок же может достигать уже совершенно разных цифр – вплоть до миллиона. Но главное, к чему стремятся все игроки, – это повышение своего уровня, выступление на международной арене и, как следствие, - призовые. Здесь суммы уже могут исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами долларов. В Казахстане есть геймеры, которые за свою карьеру заработали очень хорошие деньги. Наверное, миллиона ещё никто не заработал, но стремятся к этому. Это реально.

F: Призовые делятся между игроками и организаторами коллектива?

- Везде по-разному. Есть российская команда Virtus.Pro, где спортсмены 90% призовых оставляют себе, а оставшуюся часть отдают организации. Понятно, что на эти деньги руководство не сможет содержать ребят, обеспечивать их и платить оклад. Для этого есть спонсоры. Скажем так, это больше условность. В основном призовые делятся между игроками и персоналом.

F: Какой самый престижный турнир, например, в вашей дисциплине - Dota 2?

- Наш регламент несколько схож с большим теннисом, где есть обычные турниры, потом турниры Большого шлема и итоговый турнир года. У нас так же, помимо множества коммерческих и спонсорских соревнований, в течение сезона проводится 13 официальных соревнований в категории Minor (призовой фонд каждого турнира $300 тыс.), 9 более крупных и престижных серии Major (призовой фонд каждого - $1 млн), а главным является The International. На него отбирается 8 команд, которые были наиболее успешными в турнирах серии Minor и Major, остальные 10 отбираются через региональные квалификации. Каждый год призовой фонд нашего главного турнира повышается. В 2018 общий призовой фонд перевалил за $25 млн. Команда-победитель получила более $11 млн, а финалист – свыше $4 млн. Учтите, что в каждой команде всего 5 человек, таким образом, победители сразу же стали миллионерами.

Здесь я бы хотел отметить пару интересных фактов. Так сложилось, что с момента образования турнира в 2011 The International по чётным годам выигрывали китайские команды, а по нечётным – западные коллективы. В прошлом году китайская PSG.LGD была очень близка к тому, чтобы продолжить эту традицию, в финале они вели со счётом 2:1, но в ходе невероятной борьбы европейский коллектив под названием OG одержал победу – 3:2. И второй момент. В составе OG есть финский игрок, которого привлекли в команду всего за несколько недель до решающего турнира. На тот период за свою карьеру он заработал всего $800. Спустя всего некоторое время он стал миллионером. OG были андердогами, в них никто не верил, на сам The International 2018 они пробились через квалификацию, полностью прошли всю сетку и в финале выдержали такое испытание…

F: Поддерживает ли кто-то вашу команду?

- Недавно нашими спонсорами стали две компании: Gorilla (безалкогольные напитки) и HyperX (компьютерные комплектующие). Помимо них у нас есть и частные спонсоры. Это инициативная группа людей, которая болеет за нашу индустрию, некоторые из них – сами активные геймеры. Именно благодаря таким людям и развивается киберспорт в Казахстане. Потом, когда к коллективам уже приходит какой-то успех, появляются более крупные спонсоры.

F: Сколько нужно денег для того, чтобы содержать команду, которая реально может претендовать на победу – пусть не на турнире The International, а рангом или двумя ниже?

- Здесь трудно говорить что-то конкретно, везде есть свои нюансы. Но в качестве примера для обрисовки ситуации приведу пару цифр. Если у вас есть возможность и вы не хотите заморачиваться на поиск жилья, пункта питания или привлечения повара, доставки игрового оборудования и так далее, то есть уже готовые варианты. Например, существует украинская тренировочная база для геймеров. Она полностью укомплектована для игроков, туда не нужно ничего везти. Неделя размещения в ней для команды из семи человек (пять игроков, тренер и менеджер) обойдётся в 170 тыс. рублей (почти 1 млн тенге). Сюда не входят затраты на перелёт и зарплату самим игрокам. Конечно, когда мы тренируемся дома, нам всё обходится гораздо дешевле. У нас своё помещение, своё оборудование, питание и так далее.

F: Какой график у спортсменов в период подготовки к турнирам?

- По-разному. Западные команды чаще всего тренируются чуть меньше по времени, но более интенсивно. Азиатские коллективы тренируются длительный срок. Мы перенимаем опыт китайских коллег. Если говорить о Dota-составе моей команды, то мы тренируемся по 12 часов 6 дней в неделю. В это время нельзя отвлекаться на социальные сети, какие-то иные развлечения. И даже когда ты не находишься на тренировочной базе, то всё равно на тренировки в день уходит от 6 до 10 часов. Это полноценный рабочий график. Есть ещё один нюанс, который определяет наш рабочий и тренировочный режим. Поскольку мы больше тренируемся с европейскими и американскими командами, то мы и ориентируемся на их часовые пояса. Поэтому у нас тренировки начинаются либо поздно вечером, либо ночью, и продолжаются до утра. Днём игроки спят. Это мера необходимости, обстоятельства.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить