Здесь, издалека, многое теряется из виду…

6603

По случайному совпадению за «эпохальным» конфликтом эпатажного финансиста Жомарта Ертаева и прокоммунистического общественного деятеля Ермека Нарымбаева довелось наблюдать из-за рубежа

С точки зрения европейца, такой конфликт – дело обычное не только для нынешнего века, но и в целом для той банковской модели, которая здесь развивается на протяжении столетий. Сторонники коммунистических (да и социалистических) взглядов традиционно не переваривают и банкиров, и вообще всех капиталистов. Последние платят им тем же. Обе стороны влияют на государство – каждая своими методами, отработанными веками. 

В общем, борьба и единство противоположностей. По поводу единства теополитологи замечают даже, что империализм – это концентрация капитала и власти в руках немногих, и в этом он тождествен коммунизму и национал-социализму, уничтожающим средний класс независимых граждан-собственников. Их цель – сделать всех наемными служащими единого мирового государства-корпорации.

Можно утверждать, что конфликты между банкирами и политиками левого толка не только неизбежны, но и двигают человеческую историю в основном вперед, по крайней мере в экономике. Если вернуться к столкновению Ертаева и Нарымбаева, то по времени оно совпало с успешным размещением еврооблигаций kaspi bank, вокруг отношений которого с заемщиками поначалу кипели страсти, а также со сменой топ-менеджмента в Альянс Банке, переходящем в частные руки.

Другое дело – причины, по которым произошло это неизбежное и не последнее столкновение банкиров и их клиентов. В том, что большинство граждан не овладеет основами финансовой грамотности и после миллиардных затрат государства на эти цели за два десятка лет с момента введения тенге, можно было не сомневаться. На том же Западе, где банковское дело ведется веками, таких финансово неграмотных тоже хватает. Менеджеры банков в большинстве своем нерадивы и плутоваты по всему миру, таковыми они и останутся, даже если исписать стены в их офисах этическими цитатами. Они служат золотому тельцу, который требует от них растущей прибыли и, как говаривали классики, за ее приличную норму продадут мать родную.

Каждый в этой бесконечной драме играет свою роль, будучи неидеальным актером. Лишь иногда мы узнаем о счастливых заемщиках, успешно рассчитавшихся с банками и легко шагающих дальше вместе с ними по финансовой жизни. Тем не менее десятки тысяч новых финансово неграмотных клиентов появляются в банках, которые, в свою очередь, пополняются новыми сотрудниками, не особо радеющими о высоких стандартах обслуживания. Финансовую жизнь невозможно остановить, как и ежедневный бардак на наших дорогах. Но ее можно и нужно регулировать, причем беспристрастно и быстро, как это делают камеры видеонаблюдения, в отличие от живых «жолполовцев», готовых за мзду отпустить нарушителей.

Розничная торговля финансовыми продуктами должна стать таким же объектом пристального внимания государства, как, например, производство и продажа хлеба. Если финансовая «булка» некачественная, потребитель вправе потребовать ее замены или компенсации. Государству же следует заставить нерадивого «хлебопека» отозвать свою продукцию с рынка вместе с ее рекламой, прекратить вводить в заблуждение потребителей и предать гласности имена виновных. А если нарушения повторятся вновь – то отзывать лицензию. Громоздкому Нацбанку такая миссия не по плечу, но ведь есть Агентство по защите конкуренции! Можно создать и самостоятельный орган на базе Комитета по защите прав потребителей финансовых услуг. И назвать его на британский манер – Financial Conduct Authority, то есть Управление по финансовому поведению. 

 
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить