Выживет ли в Казахстане средний бизнес

8753

Текущая экономическая политика не стимулирует роста среднего бизнеса. Если правительство не примет необходимых мер, то его может стать еще меньше

Внешний шок от падения цены на нефть привел к тому, что количество активных средних предприятий в Казахстане в 2015 году впервые сократилось в 2 раза, вернувшись на уровень 1999-го. 

В 2016 году малые предприятия (до 100 работников) составили 94% всех активных предприятий; средние (до 250 работников) – 4%, а крупные (свыше 250 работников) – 2%. Очевидно, что средний бизнес недостаточно развит – количество активных предприятий в нем (более 5000) лишь в 2 раза превышает число крупных.

Между тем на протяжении последних 20 лет количество действующих средних предприятий стабильно росло. Однако в 2015-м каждое второе приняло решение перейти в категорию малого бизнеса. Основная причина – снижение конкурентоспособности по сравнению с российскими компаниями из-за значительного укрепления национальной валюты к рублю.

Текущая государственная политика поддержки бизнеса направлена на развитие малого и среднего бизнеса. При этом развитие отдельно категории среднего бизнеса никогда не ставилось приоритетом в госпрограммах. Инструменты стимулирования среднего и малого бизнеса не имели принципиальных отличий, кроме объемов льготного финансирования. При разработке экономических программ не учитывались различия между малым и средним бизнесом. Кроме того, в текущей государственной политике нет механизмов стимулирования перехода малых предприятий в категорию средних.

Государственные поддержка и механизмы стимулирования непропорционально смещены в сторону малого бизнеса и в итоге стали антистимулами для развития среднего бизнеса. Это привело к тому, что предприниматели принимают рациональное решение о фрагментации бизнеса, для того чтобы он оставался в категории малого и не повышалась налоговая нагрузка. Кроме того, это позволяет им снизить политические риски: малые предприятия представляют меньший интерес для рейдерского захвата.

Отсутствие значительного числа средних предприятий привело к тому, что банковская система испытывает объективную нехватку качественных заемщиков. Малые предприятия, как правило, не могут представить достаточных гарантий. Поэтому банки для минимизации своих рисков вынуждены повышать требования к залогам. По мнению ЕБРР, существует прямая корреляция между размерами компании и ее способностью получать доступ к банковским кредитам. Кроме того, местный фондовый рынок не развивается из-за малого числа средних предприятий и их непрозрачности.

В связи с этим правительству необходимо сформулировать единую политику, направленную на развитие среднего бизнеса, которая позволила бы создать систему стимулов для роста числа компаний, переходящих из категории малого бизнеса в средний. Для этого основной упор господдержки предпринимательства должен быть направлен на средний бизнес.

Можно, в частности, использовать следующие инструменты. Во-первых, сделать налоговый режим для среднего бизнеса более привлекательным, чем для малого, чтобы стимулировать консолидацию фрагментированного бизнеса. Во-вторых, предоставить право участия в государственных закупках только среднему и крупному бизнесу с аудированной отчетностью за последние три года. Это позволит «вырастить» потенциальных клиентов для банков и будущих эмитентов для фондового рынка. В-третьих, внедрить строгую регламентацию любого взаимодействия государственных органов со средним бизнесом. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить