Почему Вьетнам заслуживает место в списке богатых и процветающих государств мира

18446

Сегодня Вьетнам удовлетворяет семи критериям из девяти для включения в индекс развивающихся рынков FTSE Russel, при этом официальное рассмотрение данного вопроса запланировано на сентябрь 2024-го

Фото: pexels.com

Соединенные Штаты сбросили на Вьетнам больше бомб, чем на нацистскую Германию во время Второй мировой войны. Нынешнюю картину, пожалуй, лучше всего обрисовал бывший посол США во Вьетнаме Тед Осиус в недавно вышедшей книге под названием «Нет ничего невозможного: примирение Америки с Вьетнамом». На взгляд автора, мировые капиталы и инвесторы вновь придут во Вьетнам, по мере того как эта страна перейдет от статуса «пограничного рынка» к статусу «развивающегося». Если даже Сингапур когда-то был беднее Африки, то Вьетнам точно заслуживает места в списке богатых и процветающих государств мира, убежден он.

Вьетнамцы умны и трудолюбивы, а местная экономика является одним из основных бенефициаров стратегии «Китай + 1». Программа «Китай +1» – это бизнес-стратегия, принятая компаниями (в особенности мультинациональными корпорациями) для диверсификации своих производственных площадок и цепочек поставок, в соответствии с которой к традиционно обеспечивающему весь мир производственными мощностями Китаю добавляется альтернативный источник промышленного производства.

Как сказал когда-то Стефан Цвейг, Бразилия – это страна будущего и всегда таковой останется. То же можно сказать и о вьетнамском рынке ценных бумаг, отвечая на вопрос, является ли он все еще пограничным или все-таки уже развивающимся. Мировые финансовые рынки всегда следуют определенным нарративам, и, чтобы поменять некое устоявшееся мнение, необходим своего рода катализатор. Повышение статуса Вьетнама может стать одним из таких значительных изменений. Но, как и будущее для Бразилии, на деле этот переход постоянно откладывается по разным причинам.

Между тем в начале 1990-х доход на душу населения в Сингапуре был в 125 раз выше, чем во Вьетнаме, сегодня же разрыв между странами сократился до 24 раз. Аналогичный показатель в Таиланде был в 16 раз выше вьетнамского, сегодня – лишь в 2,5 раза. В сравнении с Японией разрыв сократился с 267 до 16, с США – с 252 до 25.

Некогда бывшие заклятыми врагами, Вьетнам и Соединенные Штаты нынче – стратегические партнеры. Повышение статуса вьетнамского рынка до «развивающегося» еще не произошло, однако когда это случится, то станет мощным толчком для привлечения взглядов международных инвесторов к этой стране. Если Бог не отвечает сразу, это не значит, что Бог отказывает. Ликвидность на финансовых рынках можно сравнить с нью-йоркским такси в дождливую ночь – исчезает, когда нужно больше всего. Однако при этом профессиональные участники вьетнамского финансового рынка отмечают, что его ликвидность существенно возросла за последние несколько лет.

Ожидаемое повышение статуса до «развивающегося рынка» может привести к переоценке вьетнамских активов и, как результат, появлению сулящих прибыль инвестиционных возможностей. Включение вьетнамских ценных бумаг в некоторые признанные международные индексы может дать тот самый давно прогнозируемый толчок усилению интереса инвесторов к фондовому рынку страны.

И хотя сейчас большинство частных банков и управляющих активами все еще не могут покупать или продавать вьетнамские ценные бумаги напрямую, однако, с моей точки зрения, это можно считать скорее неким мотивирующим фактором. Потому что, хотя этот рынок еще не обнаружили радары большинства инвесторов, все признаки указывают, что Вьетнам окажется там уже скоро.

Сегодня Вьетнам удовлетворяет семи критериям из девяти для включения в индекс развивающихся рынков FTSE Russel, при этом официальное рассмотрение данного вопроса запланировано на сентябрь 2024-го. Что же касается индекса развивающихся рынков MSCI, то в настоящее время Вьетнам соответствует восьми из 17 критериев, и полномасштабное включение в индекс может произойти не ранее 2027 года. Вероятность того, что это случится, полагаю, довольно высока. Напомню, в индекс развивающихся рынков FTSE среди прочих входят такие мощные экономики, как Китай, Индия, Индонезия, Пакистан и Филиппины.

Вьетнам сможет считаться развивающимся рынком по методологии MSCI, если увеличится количество акций в свободном обращении, а инфраструктура рынка будет отрегулирована таким образом, чтобы стать более дружелюбной по отношению к иностранным инвесторам. Большинство пунктов, обозначенных MSCI как нуждающиеся в доработке для повышения статуса Вьетнама, носят технический характер и могут быть решены внесением изменений в законодательство. Однако самое существенное препятствие, которое необходимо преодолеть, – это настороженность вьетнамских бизнесменов по отношению к иностранным инвестициям. Помимо официального статуса MSCI, именно открытость внешним инвестициям способна сформировать наиболее положительное восприятие страны в глазах инвесторов.

Когда Вьетнам все-таки получит статус следующего уровня, его рынок может оказаться довольно прибыльным для умеющих выжидать инвесторов. Недавние сложности на рынке корпоративных облигаций страны могут заставить более скрупулезно подходить к оценке риска, а вопрос обеспечения «совместимости» клиентов и инвесторов – это не просто вопрос желания или возможности выплачивать по облигациям местным и международным инвесторам.

С другой стороны, рынки капитала и их экосистемы живут циклами, состоящими из подъемов и падений, и повышенный уровень среднесрочной волатильности – это признак динамичного, свободного рынка. Согласно исследованию Vina Capital и по данным Bloomberg, сейчас вьетнамские ценные бумаги торгуются на минимальных значениях за последние 10 лет. Вьетнам может предложить привлекательные инструменты с точки зрения диапазона доходности. На макроэкономическом уровне именно сильная балансовая ведомость способна выдержать экономические бури и потрясения.

Геополитические конфликты повлияли на цены на сырье и состояние экономик по всему миру, усилили существующее инфляционное давление и повысили риск возникновения нового витка роста инфляции. Разумеется, Вьетнам тоже не избежал этого.

Суммируя вышесказанное, в глобальном контексте стабильность вьетнамской экономики на фоне геополитической турбулентности и потенциального повышения статуса рынка страны до «развивающегося» – это вопрос не «если», а вопрос «когда». Позвольте завершить мои размышления старой китайской пословицей: «Фортуна благоволит смелым и подготовленным».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить