Почему школьникам необходимы бесплатные обеды

У детей в Европе и США начинается новый учебный год, а тем временем правительства стран мира готовятся к собственному крупному событию в сфере образования

ФОТО: pixabay.com

На Саммите ООН по трансформации образования, который пройдет с 16 по 19 сентября, у правительств появится шанс начать преодоление глобального школьного кризиса, усилившегося из-за пандемии Covid-19 и роста уровня детской бедности и плохого питания.

Им следует начать с поддержки старого проекта, который сегодня приобрел новое актуальное значение: обеспечение бесплатным школьным питанием детей, которые в ином случае будут слишком голодны, чтобы хорошо учиться.

Из-за закрытия школ во время пандемии сотни миллионов детей лишились возможности учиться. Бедные страны закрывали школы на более длительный срок, чем богатые. В значительной части Африки, Южной Азии и Латинской Америки целиком потеряны от одного до двух учебных лет. При этом как в богатых, так и в бедных странах возможности удаленного обучения нередко оказывались доступны лишь детям из зажиточных домохозяйств.

Теперь, когда школы вновь начали работать, становятся в полной мере очевидны масштабы потерь в образовании, вызванные их закрытием, а также факты роста неравенства. Данные из бедных странах свидетельствуют об огромном спаде относительно и так уже крайне низких уровней. Согласно оценкам Всемирного банка, доля детей десятилетнего возраста, которые не могут прочесть простой рассказ, увеличилась с допандемического уровня 57% до более 70%. А в ходе недавнего исследования, проведенного в Малави, выяснилось, что закрытие школ на семь месяцев привело к потере базовых знаний, полученных в течении более чем двух лет: дети начинают забывать то, что знали до карантина.

Миллионы детей, которые сейчас возвращаются в школы, несут на себе тройное бремя – потеря знаний, рост бедности, плохое питание. Голод усиливался даже до того, как нападение России на Украину добавило новый виток инфляции в мировой продовольственный кризис. Исходя из региональных оценок Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) можно предположить, что в Африке южнее Сахары и в Южной Азии в 2021 году голодали 179 миллионов школьников, что на 35 миллионов больше, чем в 2020-м. При этом в Африке почти четверть детей школьного возраста страдала от недостаточного питания.

Кризис не ограничивается Глобальным Югом. В США число детей, живущих в домохозяйствах, которые с трудом обеспечивают себя едой, резко увеличилось относительно допандемического уровня – с 12 млн до 18 млн. В Великобритании дебаты по поводу кризисавызванного ростом стоимости жизни, в основном сосредоточены на ценах на электроэнергию и энергоносители. Но рост цен на продовольствие тоже сжимает доходы домохозяйств, из-за чего растет количество голодающих детей. В Великобритании за один только первый квартал 2022 года доля детей, которые живут в домохозяйства, испытывающих недостаток продовольствия, увеличилась с 12 до 17% (по данным опросов Продовольственного фонда). В условиях роста счетов за отопление и цен на продукты Великобританию сейчас ожидает осенний кризис голодающих детей.

Как в бедных, так и в богатых странах недостаток питания превратился в колоссальный – и быстро повышающийся – барьер, мешающий восстановлению процесса обучения. Все родители и учителя понимают, что голодным детям трудно учиться. У них выше вероятность бросить школу, меньше вероятность реализовать свой потенциал, выше риск оказаться в пожизненной ловушке лишений и нищеты.

Однако существует антидот. Хорошо спланированные и надлежащим образом профинансированные программы бесплатного школьного питания способны защитить детей от голода, одновременно позволяя им воспользоваться выгодами обучения.

Есть масса убедительных доказательств, что питание в школе помогает повысить посещаемость, снизить количество случаев прекращения обучения, улучшить учебные результаты, причем особенно у беднейших детей. Как выяснилось в ходе оценки такой программы в Гане, она помогла улучшить средние учебные результаты у всех групп школьников, при этом у детей, живущих в экстремальной бедности, были зафиксированы самые сильные улучшения, эквивалентные девяти месяцам учебы.

Польза эффективных программ школьного питания не ограничивается сферой образования и распространяется на поколения. Программа «Полуденное питание» (сокращенно MDM) в Индии (это самая большая в мире программа школьного питания) привела к росту уровня знаний, в том числе благодаря созданию стимулов для продолжения обучения девочек. Как показывают последние данные, девочки, охваченные программой MDM, позднее выходят замуж и рожают детей, они активней пользуются медицинскими услугами, а у их детей ниже риск быть чахлыми и малорослыми.

До пандемии Covid-19 многие развивающиеся страны расширяли программы школьного питания, хотя и относительно низкого базового уровня. В Африке, где примерно четверть детей была охвачены такими программами, правительства утверждали амбициозные планы по расширению доступа к школьному питанию. К сожалению, многие из этих планов сегодня отложены в сторону, потому что неподъемные размеры долга, замедление темпов экономического роста и сокращение доходов резко сократили бюджетное пространство властей, что привело к уменьшению помощи детям в тот момент, когда они в ней отчаянно нуждаются.

Во время пандемии у богатых стран была возможность использовать программы школьного питания для защиты малоимущих детей. Впервые за 75 лет своего существования «Национальная программа школьных обедов» в США стала доступной всем детям, при этом была отменена обязательная проверка семейных доходов. А в Великобритании футбольный игрок Маркус Рашфорд сумел убедить сопротивлявшееся правительство предоставить детям питание во время школьных каникул. К сожалению, подобные послабления сегодня постепенно отменяются, несмотря на усиление голода.

Сегодня необходимо глобальное движение за школьное питание. На сентябрьском Саммите по трансформации образования правительства должны поставить перед собой цель предоставления всеобщего бесплатного школьного питания.

В беднейших странах достижение этой цели потребует международной поддержки. Согласно оценкам Коалиции школьного питания, потребуется $5,8 млрд ежегодно для восстановления работы программ, нарушенной из-за Covid-19, и для расширения охвата школьным питанием 73 млн детей дополнительно. Для правительств, для предоставляющих помощь финансовых доноров, для Всемирного банка и других многосторонних банков развития предстоящий саммит открывает возможность определиться как именно они закроют эти финансовые дыры. Им следует начать с поддержки предложения бывшего премьер-министра Великобритании Гордона Брауна создать новый механизм финансирования образования.

Впрочем, этот саммит должен уделить внимание и тем школьникам, которые могут страдать от голода в богатых странах. Фонд защиты детей призвал администрацию президента США Джо Байдена последовать примеру штата Калифорния и ввести всеобщее бесплатное школьное питание, однако эта возможность была упущена при принятии нового закона «О снижении инфляции». В Великобритании ни один из кандидатов на пост премьер-министра, стремящихся заменить Бориса Джонсона, не упомянул в качестве приоритета борьбу с детским голодом, не говоря уже о включении в повестку дня вопроса о расширении охвата школьным питанием. И всё это несмотря на тот факт, что в Британии каждый третий ребенок школьного возраста, живущий в бедности (а это 800 тысяч детей), не имеет доступа к бесплатному школьному питанию.

В адрес правительств и НКО, которые будут участвовать в Саммите по трансформации образования, звучат призывы «взглянуть по-новому на образование». Без четких целей, без реальной стратегии, без чувства общего дела всё это выглядит как приглашение к очередным бесплодным разговорам.

Участники саммита могут «взглянуть по-новому» на всё, что им хочется. Но детям нужны смелые практические действия и адекватное финансирование, чтобы уменьшить голод и сделать возможным их обучение. Они имеют право на это. Любые попытки предоставить им что-либо меньшее станут карикатурным позором.

Кевин Уоткинс, бывший гендиректор организации «Спасти детей» (Великобритания), приглашенный профессор в Африканском институте им. Фироза Лалджи при Лондонской школе экономики

© Project Syndicate 1995–2022 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12985 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить