Почему Израиль заигрывает с антисемитами

15368

Когда политические лидеры и их поклонники начинают утверждать, что Джордж Сорос, венгерско-американо-еврейский филантроп, дёргает за верёвочки мировой политики, мы знаем, что антисемитизм тут где-то рядом

ФОТО: © unsplash.com/Taylor Brandon

Но антисемитская природа этих заявлений не мешает премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, бывшему президенту США Дональду Трампу и их сторонникам распространять такие заявления.

И Орбан, и Трамп часто ссылаются на свою поддержку Израиля в качестве доказательства, что они не антисемиты. «Ни один президент не сделал для Израиля больше, чем я», – хвастался в октябре Трамп. Со своей стороны, Орбан называет Израиль и Венгрию «моделями успешных консервативных сообществ». Но при этом он также заявляет, что венгры «не хотят становиться людьми смешанной расы». Подобные заявления больше похоже на старомодный расизм, чем на симпатию к еврейскому народу.

Впрочем, в современной политической среде нет противоречия между антисемитизмом и поддержкой Израиля. Более того, у премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и даже более радикальных членов его кабинета имеется очень много общего с крайне правыми националистическими фигурами Европы и США, которых они поддерживают.

Дело в том, что крайне правые израильские экстремисты, подобно Орбану, являются этническими националистами. Например, министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир подходит к национальной идентичности с расовой точки зрения и призывает к изгнанию палестино-израильских граждан, подозреваемых в «нелояльности» еврейскому государству. Его главная ролевая модель – Меир Кахане, радикальный раввин, сравнивавший сосуществование с палестинцами с «сосуществованием с раком».

Надо ли после этого удивляться, что либеральные евреи по всему миру чувствуют всё большее отчуждение от Израиля, управляемого нынешним руководством? Конгрессмен-демократ Джейк Очинклосс заявил недавно, что его еврейские избиратели спорят по многим вопросам, но их объединяет озабоченность движением Израиля к «антилиберальной демократии». Даже сионистская Антидиффамационная лига осудила «еврейский расизм», которым характеризуется новое правительство Израиля.

Да, часть этих противоречий можно объяснить политическими различиями. Израильское правительство отвергает либеральные взгляды, которых придерживаются многие евреи в диаспоре. Тем не менее этот расширяющийся раскол отражает более глубокие сдвиги.

На протяжении европейской истории этнический национализм шёл рука об руку с антисемитизмом и в чём-то даже помогал определить его. Последний император Германии Вильгельм II, находившийся под влиянием яростного британского антисемита Хьюстона Стюарта Чемберлена, осуждал США и Британию как «евреизированные» страны. В отличие от ситуации в этих странах, в которых, по мнению Вильгельма, господствовали деньги и которые давали гражданство любому, кто был готов за него заплатить, у всех истинных немцев якобы были корни на родной земле. Адольф Гитлер, разумеется, разделял это мнение.

Хотя многие европейские и американские антисемиты считали евреев природными большевиками, подозрительное отношение к еврейскому народу не ограничивалось только правыми. Иосиф Сталин не подписывался под идеологией «крови и почвы», но всё равно считал евреев «безродными космополитами», чья лояльность всегда была под сомнением.

Антисемиты обычно ассоциируют еврейский космополитизм с многоэтничной природой американского общества. Подобные предубеждения нередко оказывались привязаны к антикапитализму, потому что стремление к обогащению считалось типичной чертой и евреев, и американцев.

Идеальным примером таких предубеждений крайне левых стала опубликованная недавно в газете «Guardian» карикатура. Она изображает Ричарда Шарпа, покидающего свой пост председателя ВВС и бывшего банкира Goldman Sachs, в виде плутократа с большим носом и толстыми губами, который несёт коробку с кальмаром, простирающим скользкие щупальца, и британским премьер-министром Риши Сунаком. В интерпретации нельзя ошибиться: еврей Шарп за кулисами контролирует Сунака.

Радикальный популизм, свойственный в основном крайне правым, но встречающийся и у крайне левых, отчасти стал ответом на глобализацию и господство банков, транснациональных корпораций, наднациональных организаций и свободных потоков капитала. Массовые страхи перед угрозой быть сметёнными этими глобальными течениями породили тягу к лидерам, обещающим вернуть власть «коренному» народу и уничтожить коррумпированные «глобалистские» элиты.

Не так уж и давно радикальные популистские лидеры традиционно определяли таких злодеев-глобалистов как американцев и евреев. Но под влиянием Трампа и его прислужников сама Америка превратилась в маяк для реакционеров во всём мире, включая нынешнее руководство Израиля.

Первые сионисты хотели сделать Израиль своей еврейской родиной, но никогда не предполагалось, что это будет страна исключительно для евреев. Евреи, приехавшие в Израиль и сделавшие его своим домом, не были «коренными жителями» этой земли, и лишь ортодоксально религиозные евреи считали, что она была дана им Богом. Кахане, который, несомненно, верил в это, в реальности родился в нью-йоркском Бруклине (и был убит на Манхэттене в 1990 году). Его взгляды во многом разделяют евангелические христиане США, считающие, что евреи обречены, если не примут христианство, когда наконец наступит Апокалипсис.

В 2022 году в городе Далласе (штат Техас) на Конференции консервативных политических действий (CPAC) Орбан, выступавший там с главным докладом, встретился со своим фанатом, также выступавшим на конференции, Ишаем Флейшером, международным представителем еврейских поселенцев в Хевроне. После того как он разместил в Twitter свою фотографию с Орбаном, его спросили по поводу предполагаемого антисемитизма премьер-министра Венгрии, на что Флейшер ответил, что его это не волнует.

Флейшер подчеркнул, что является не «евреем из диаспоры», а израильским евреем. И в качестве «дружественного суверена», он видит в Орбане союзника в борьбе против «глобалистской повестки, стремящейся навязать открытые границы и стереть национальную идентичность». Нельзя лучше описать нарастающий раскол между Израилем и еврейской диаспорой.

В 1898 году Теодор Герцль, отец современного сионизма, встретился с Вильгельмом в Иерусалиме, надеясь заручиться его поддержкой идеи еврейского отечества. Кайзер сидел на белом коне. Герцль стоял. Кайзеру было не интересно. Однако если бы он был жив сегодня, то, стоя на том же самом месте, он вполне мог бы обрадоваться увиденному.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить