Почему Европа должна изменить подход к рынку критически важных сырьевых материалов

24787

На протяжении человеческой истории сырьевые материалы играли ключевую роль в экономическом развитии, международных отношениях и судьбах целых народов и цивилизаций

ФОТО: pexels.com

Шла ли речь о драгоценных металлах (серебро и золото), аграрных сырьевых товарах (сахар, резина, шёлк, специи) или энергетических ресурсах, таких как нефть и газ, изменения в спросе, спровоцированные развитием технологий, меняли структуру мировой торговли, уровень богатства и зачастую становились причиной конфликтов и эксплуатации.

В 2020-е годы стала расти наша зависимость от новой группы критически важных сырьевых материалов. В их числе редкоземельные элементы (сокращенно РЗЭ) и некоторые металлы – литий, галлий и германий. Это сырьё используется сейчас везде, начиная с солнечных панелей, аккумуляторов и ветряных турбин и заканчивая компьютерными чипами для промышленности и обороны. Именно поэтому они крайне важны для перехода к зелёной и цифровой экономике, который, в свою очередь, определит наше будущее на этой планете.

Европа никогда не сможет удовлетворить свой спрос на РЗЭ или литий за счёт внутренних источников, и она не должна ставить перед собой такую цель. Целью должно быть обеспечение надёжного доступа к критически важным сырьевым материалам – так, чтобы мы не оказались в полной зависимости от тех, кто может использовать эти материалы в качестве оружия (Кремль поступил так с углеводородами). Подобный доступ крайне важен для укрепления нашей стратегической автономности, поддержания нашей конкурентоспособности и реализации наших климатических амбиций.

Для достижения этой цели нам нужно не повторять ошибок прошлого, в том числе формирования избыточной зависимости от одного поставщика. Последние события – пандемия Covid-19 и полномасштабное вторжение России в Украину – подчеркнули важность надёжных производственно-сбытовых цепочек во всех отраслях экономики. И они подчеркнули существенное влияние крупнейших развивающихся стран мира (в том числе стран БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), которые доминируют во многих важнейших глобальных производственных цепочках, в том числе в производстве критически важных сырьевых материалов.

Поскольку мы будет и дальше проводить декарбонизацию и электрификацию экономики, важность этих металлов и минералов будет всё время повышаться. Глобальный спрос на одни только редкоземельные элементы, согласно прогнозам, увеличиться к 2030 году в пять раз. Но на стороне предложения на этом рынке сейчас господствует одна страна: почти 90% редкоземельных элементов и 60% мирового лития перерабатываются в Китае. И поэтому Евросоюз зависит от Китая, откуда поступают почти все импортируемые ЕС редкоземельные элементы.

Из недавнего опыты мы уже знаем, насколько серьёзны риски подобной зависимости. Чтобы избежать перебоев, Европа обязана провести диверсификацию и снизить риски в своих производственных цепочках. Однако серебряной пули здесь не существует. Проблему нельзя решить, просто инвестируя в европейскую добычу полезных ископаемых, и в этом, кстати, нет экономического смысла. Вместо этого нам нужно работать с партнёрами-единомышленниками во всём мире, помогая им нарастить мощности добычи и переработки.

Однако при этом нам всё же придётся принять ряд трудных решений, которые касаются горнодобывающих проектов внутри Европы, и нам нужно будет больше инвестировать в собственные перерабатывающие мощности и заводы, чтобы заложить фундамент для перехода к нетто-нулевой экономике замкнутого цикла. Это колоссальные проекты, которые потребуют значительных и постоянных инвестиций.

Прежние инициативы, например, «Аккумуляторный альянс» 2017 года, показали, что мы можем добиться успеха, если действуем вместе. В Европе сегодня располагается одна из самых зелёных и передовых в мире гигафабрик по производству аккумуляторов. При финансовой поддержке Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) шведский производитель аккумуляторов Northvolt вскоре будет выпускать две трети всех аккумуляторов для электромобилей, которые требуются ЕС.

Для повторения подобных историй успеха мы не должны рассматривать проблему критически важных сырьевых материалов изолированно. Все инициативы, связанные с обеспечением надёжности поставок, нужно интегрировать в единую, всестороннюю политику – именно так мы уже поступили в сфере борьбы с изменением климата. Выбрав такой подход, мы обязаны трезво оценить европейскую внешнюю политику, которая должна быть направлена на развитие и углубление стратегических партнёрств, а также на увеличение инвестиций в Европу и в страны-партнёры.

Принятый в этом году закон ЕС «О критически важных сырьевых материалах» уже подтолкнул необходимые политические изменения. Как отметила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своём сентябрьском послании «О положении в Союзе», многие страны мира хотят работать вместе над обеспечением надёжности глобальных производственных цепочек.

Очевидно, что Европа обязана активней защищать доступ к критически важным поставкам. Группа ЕИБ в полной мере участвует в этой работе, выделив за последние семь лет 3 млрд евро на укрепление цепочек производства сырьевых материалов. Однако мы также понимаем, что имеющегося сейчас у Европы набора инструментов недостаточно. Группа ЕИБ уже работает над инициативой, связанной с критически важными сырьевыми материалами, с целью гарантировать выполнение поставленных перед ней задач. И мы призываем других сделать то же самое, начиная с уровня урегулирования и заканчивая более низким уровнем специфических, конкретных проектов.

На протяжении истории экономическое богатство и развитие зависело от доступа к стратегически важным сырьевым материалам. Чтобы гарантировать наше будущее, мы обязаны проявить инициативу и сделать защиту доступа к новым важнейшим видам сырья XXI века одним из ключевых приоритетов.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить