Первый тест для короля Бориса
Войны заканчиваются, когда воюющие стороны перестают сражаться. Самый надёжный способ добиться этого (и иногда наименее деструктивный) – провести решающую битву, за которой следует безоговорочная капитуляция. Убедительная победа Бориса Джонсона на декабрьских всеобщих выборах в Великобритании стала именной такой битвой
Оппозиционные партии оказались полностью разгромлены, и теперь Джонсону досталась та неограниченную власть, которой наделяются британские премьер-министры, имеющие значительное большинство в парламенте. Неписаная конституция Британии лишена сдержек и противовесов, имеющихся в других национальных конституциях, и наделяет абсолютным суверенитетом парламентское большинство, которое часто называют «избираемой диктатурой».
Всё это выглядит пугающей перспективой, учитывая сложившуюся у Джонсона репутацию безответственного человека, однако, судя по истории, у избираемой диктатуры есть одно важное, оправдывающее её свойство. Концентрация власти означает концентрацию ответственности. Поскольку парламентская оппозиция потеряла теперь какое-либо значение, Джонсону придётся столкнуться с намного более сильным противником – экономической и социальной реальностью. Он будет вынужден примирить свои многочисленные противоречивые обещания и непоследовательные решения – и на него персонально будет возложена вина, если он не сумеет, сложив два плюс два, получить пять.
Анатоль Калецки: Неизбежен ли сегодня брексит?
Во времена политических потрясений события могут перейти от невозможного к ... →
Теперь, когда решено, что Брексит произойдёт 31 января 2020 года, самой важной задачей, стоящей перед Джонсоном, станут переговоры о новых отношениях Британии с Евросоюзом. Их исход определит, что ждёт Джонсона на посту премьер-министра – успех или провал. Уже спустя три дня после выборов этому процессу был дан плохой старт: Джонсон пообещал принять закон, исключающий возможность продления переходного периода после Брексита, который заканчивается в декабре 2020 года. Это означает, что переговоры должны быть завершены за 12 месяцев, а это абсолютно нереальный срок.
Объявление Джонсона вызвало почти панику на финансовых рынках, а фунт начал быстро терять стоимость, которая сразу после выборов росла. Такая реакция понятна, ведь этот нереальный срок означает продление изнуряющей неопределённости, отравлявшей британскую экономику в уходящем году.
Но что если строгий 12-месячный срок, отведённый Джонсоном на переговоры, – это просто блеф? Карьера Джонсона до сих пор никак не страдала от нарушенных обещаний, а в парламенте у него большинство, то есть он может отменить установленные сроки так же легко, как и закрепить их в законе. Ключевой вопрос, следовательно, не в том, что Джонсон заявляет по поводу переговоров с ЕС, а в том, какая тактика на переговорах будет соответствовать его интересам. У Джонсона имеются сильные стимулы вести переговоры с Европой настолько бесконфликтно, насколько это вообще возможно, если, конечно, он хочет достичь своих экономических, политических, региональных и национальных целей.
Британия превращается в Зимбабве?
Хотя наибольший ущерб от брексита понесёт Великобритания, сценарий выхода б... → →
Начнём с экономики. Программа правительства Джонсона полностью зависима от сильного роста инвестиций бизнеса и уверенности потребителей, что должно обеспечить дополнительные налоговые доходы, которые понадобятся для финансирования предвыборного обещания повысить государственные расходы. Для конвертации успехов предвыборной кампании в политический авторитет Джонсону надо доказать, что его «фантастическое соглашение о Брексите» действительно соответствует экономическим интересам Британии, – а для этого он обязан избегать какого-либо резкого разрыва экономических отношений между Британией и ЕС. Любой повтор паники минувшего лета, вызванной риском провала переговоров с ЕС, приведёт к продлению инвестиционного спада нынешнего года и может поставить Джонсона перед угрозой финансового кризиса ещё до того, как он добьётся каких-либо политических успехов. Одно из возможных логических объяснений установленного Джонсоном 12-месячного срока переговоров состоит в том, что он, возможно, выступает за поэтапный подход: сначала будут урегулированы вопросы, не вызывающие споров, например, беспошлинная торговля промышленными товарами, а более трудные переговоры о финансовых услугах, сельском хозяйстве и рыболовстве будут отложены на 2021-й и последующие годы.
Существует и политическая необходимость в уклонении от конфронтации на переговорах с ЕС. Джонсон победил на выборах, выступив с лозунгом «Доведём Брексит до конца». Для большинства избирателей это означало, что Джонсон и другие политики перестанут, наконец, говорить только о Европе и сосредоточатся на повседневных внутренних вопросах, таких как здравоохранение, преступность и транспорт. Ещё один год новостных заголовков и парламентских дебатов, в которых будет доминировать тема переговоров с ЕС, станет политической катастрофой для Джонсона. И это дополнительная причина, почему он, по всей видимости, хочет урегулировать нетрудные вопросы, например, о пошлинах, за 12 месяцев, одновременно пытаясь отложить политически трудные решения, связанные с сектором услуг, регулированием и иммиграцией.
Кроме того, есть ещё региональная политика. Своей убедительной победой Джонсон обязан в основном избирателям из промышленных районов страны, которые ранее голосовали за лейбористов. Расположенные здесь заводы крайне зависимы от торговли с Европой. Поставить под угрозу экономику этих регионов, сделав ставку на разрыв торговых отношений с ЕС, означает совершить политическое самоубийство. С другой стороны, промышленные регионы Британии будут приветствовать высокие стандарты социальной и трудовой защиты, которых требует ЕС в качестве условия для свободной торговли.
Наконец, есть вопрос, который, наверное, имеет важнейшее значение для итогового места Джонсона в истории: выживание Британии как унитарного государства. Декабрьский электоральный успех Консервативной партии Джонсона был вполне сравним со столь же впечатляющей победой Шотландской национальной партии в Шотландии и ослаблением позиций пробританских юнионистских партий в Северной Ирландии. Если в следующем году экономические показатели Британия останутся слабыми, или же в стране начнётся финансовый кризис любого рода (вину за этот кризис можно будет убедительно свалить на Брексит), тогда на следующих парламентских выборах в Шотландии, которые должны состояться в мае 2021 года, сепаратисты, скорее всего, получат внушительный мандат. В этом случае Джонсон не сможет воспрепятствовать проведению референдума о шотландской независимости, поскольку британское общественное мнение с достаточной симпатией относится к шотландскому сепаратизму – и совершенно точно не потерпит конфронтации в каталонском стиле.
Чтобы защититься от нарастающего шотландского сепаратизма, который, конечно, аукнется и в Северной Ирландии, Джонсону необходимо избегать любых потенциальных экономических провалов или финансовых кризисов, связанных с Брекситом. А наилучший способ сделать этого – вести переговоры о долгосрочных отношениях Британии с Европой так, чтобы они не попадали в заголовки новостей, то есть сделать их максимально скучными и бесконфликтными, а также откладывать наиболее трудные решения настолько долго, насколько это возможно.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook