Как заставить международные саммиты работать

11350

Мировые лидеры, в июне собравшиеся в Париже на Саммите для Нового глобального финансового пакта, обязались мобилизовать ресурсы

Иллюстрация: © Depositphotos/nuvolanevicata

Это делается для поддержки развивающихся стран, борющихся с долговыми кризисами, и дать возможность Глобальному Югу играть более активную роль в глобальном управлении. Несмотря на то, что это достойные цели, зачастую такие громкие встречи на высшем уровне сопровождаются лишь групповыми фотографиями и пустыми обещаниями.

Вместе с тем, парижская встреча имеет большое значение, поскольку она подготовила почву для серии саммитов лидеров в сентябре: встречи G20 в Нью-Дели, встречи Finance in Common в Колумбии, а также саммита ООН по ЦУР в Нью-Йорке.

С учетом того, что поставлено на карту, эффективность этих саммитов приобретает еще большее значение. Рост крайней нищеты и бедности за последние три года, а также участившиеся гуманитарные и стихийные бедствия, многие из которых вызваны изменением климата, подчеркивают необходимость повышения устойчивости стран.

Но международное сотрудничество идет на спад именно тогда, когда мы больше всего в нем нуждаемся. Развивающиеся страны чувствуют себя исключенными из процесса принятия решений, который ставит потребности богатых стран на первое место, будь то в контексте пандемии COVID-19 или приоритизируя безопасность Украины по отношению к их собственной. Очевидно, что для активизации эффективного сотрудничества необходимы более согласованные усилия.

Это не означает, что международный саммит не может привести к значимым переменам. Например, саммиты G20, состоявшиеся в Вашингтоне в ноябре 2008 года и в Лондоне в апреле 2009 года, предотвратили глобальный экономический кризис и изменили финансовую систему. А Валютно-финансовая конференция ООН 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, которая началась и завершилась однодневными встречами лидеров, заложила основы международного экономического управления в том виде, в каком мы его знаем.

Вместе с тем, существует ряд ключевых элементов, которые имеют решающее значение для успеха международных саммитов. Баланс сил в зале – в частности, соответствие между тем, что участники могут реально реализовать, и тем, что они могут согласовать – имеет решающее значение.

Другим важным элементом является участие. В парижской встрече приняли участие лидеры многих развивающихся стран, в том числе Нигера, Египта, Южной Африки, Колумбии, Туниса, Шри-Ланки, Нигерии, Барбадоса, Саудовской Аравии и Пакистана. В нем также приняли участие главы многосторонних организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и крупные НПО. Однако многие лидеры G20 отсутствовали.

Для лидеров развивающихся стран Парижский саммит предоставил уникальную возможность донести информацию о своих потребностях до коллег из более богатых стран и глав международных организаций. Мировой банк, например, мог бы ускорить реализацию своего плана по увеличению кредитных возможностей на $50 миллиардов в течение следующего десятилетия. МВФ мог бы предложить более перспективные пути увеличения объема средств, доступных для развивающихся стран. Фонд мог бы также выступить за усовершенствование методов реструктуризации или списания суверенного долга, опираясь на свои собственные усилия и усилия других сторон по приостановке выплат в случае климатической катастрофы или пандемии. Более того, повышая эффективность и укрепляя сотрудничество, многосторонние институты могли бы максимально увеличить свое влияние.

Но чтобы увеличить ресурсы и инструменты многосторонних кредиторов или реализовать инновационные идеи финансирования, такие как международный налог на выбросы углерода от морских перевозок, страны G20 должны прийти к консенсусу. Например, введение налога на судоходство требует достижения соглашения о его введении и распределении ожидаемых доходов. В настоящее время существует несколько конкурирующих претензий.

Проблема в том, что главы некоторых крупных акционерных правительств отсутствуют на данной встрече. Президент США Джо Байден и премьер-министр Индии Нарендра Моди, например, не присутствовали на Парижском саммите, встретившись вместо этого в Вашингтоне. Поскольку в Соединенных Штатах приближается год выборов, а республиканцы осуждают позицию международных организаций, выступающих против ископаемого топлива, администрация Байдена сосредоточена на других вопросах. Моди также нацелен на выборы в следующем году и уже воспользовался председательством Индии в G20 для запуска Круглого стола по глобальному суверенному долгу с МВФ и Всемирным банком, а также экспертной группы по укреплению многосторонних банков развития.

В целом, когда речь идет о глобальном сотрудничестве премьер-министры и президенты борются друг с другом за центральное место. Мы наблюдали кое-что из этого на прошлой неделе, когда Великобритания и Украина боролись за участников Конференции по восстановлению Украины, которая совпала с парижским саммитом.

Помимо отсутствия лидеров G20, парижский саммит и другие встречи не были должным образом подготовлены, что снижает вероятность достижения жизнеспособных соглашений по целям и политике. Как отметил политолог Роберт Патнэм в своем новаторском исследовании встречи G7 в Бонне в 1978 году, подготовка может решить судьбу саммита. Динамичный подготовительный процесс может помочь политическим лидерам заручиться поддержкой международных соглашений, путем расширения спектра политик, которые группы, объединенные общими интересами, сочли бы приемлемыми (их «беспроигрышный набор»).

Например, во время саммита G7 в 1978 году правительство Германии столкнулось с давлением со стороны Бундесбанка, министерства финансов, бизнеса и банковского сообщества, а также Свободной демократической партии, ключевого члена правящей коалиции, с требованием выступить против глобального пакета экономических стимулов. За более экспансионистскую экономическую политику выступила лишь небольшая группа чиновников из канцелярии и министерства экономики вместе с социал-демократами и профсоюзами. Но переговоры G7 предоставили экспансионистам возможность привести свои аргументы и, в конечном счете, одержать скромную победу.

Предстоящие саммиты должны заложить основу для будущего глобального сотрудничества. Без активного наращивания общественной поддержки в странах-участницах обязательств, взятых на себя их лидерами, появление дублирующих друг друга и потенциально преобразующих «беспроигрышных наборов» крайне маловероятно.

На одной сатирической карикатуре был изображен саммит G7, на котором один из лидеров сказал: «Если нам не нужно делать то, что мы обещаем, то давайте договоримся об искоренении всей нищеты и бедности». Такой цинизм – роскошь, которую мы больше не можем себе позволить. В сегодняшнем быстро фрагментирующемся мире лидеры должны встречаться, участвовать в конструктивных дискуссиях и предпринимать решительные меры для содействия эффективному сотрудничеству. Тщательно подготовленные, с широким кругом участников саммиты стали бы хорошим началом.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить