Как развитие рынка электромобилей может повлиять на добычу критических металлов в Казахстане

15080

И как странам Центрально-Азиатского региона использовать эти возможности, а не стать «технологической периферией»

Фото: Depositphotos/ kasto

Новость о том, что китайский автопроизводитель BYD, который является одним из главных конкурентов Tesla по продажам электромобилей в мире, собирается более активно выходить на рынок Казахстана и других стран Центральной Азии, лишь указывает на более долгосрочную стратегию Китая по укреплению своих позиций в регионе в этой сфере.

Ведь для увеличения продаж таких автомобилей в Центральной Азии необходимо не только предложить выгодный по цене продукт, но также помочь создать широкую инфраструктуру для использования электромобилей, которые пока не очень популярны в регионе по причине своей дороговизны, отсутствия станций для подзарядки аккумуляторов и качественного ремонта, нестабильной подачи электроэнергии и многое другое.

Но кто первый начнет окучивать эти грядки, тот и снимет хороший урожай. Судя по всему, в Пекине это понимают и собираются вложиться.

Хотя возникает такое ощущение, что в этой сфере приоритетным партнером для Китая является не Казахстан, где китайские электромобили лишь собираются продавать. Более важным партнером является Узбекистан. Недавно появилась интересная информация о том, что Министерство инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана и китайский автопроизводитель BYD подписали инвестиционное соглашение об организации производства электрических и гибридных транспортных средств в этой стране. Если проект реализуется, то на первом и втором этапе хотят производить 50 тыс. автомобилей в год.

Более того, китайская компания Huawei Digital Power рассматривает возможность организации производства зарядных устройств для электромобилей в Узбекистане. Другая китайская корпорация DongFeng Special Car Company изучает вариант строительства в этой стране завода по производству электробусов, а ещё одна китайская компания собирается наладить производство аккумуляторов и устройств для зарядки электробусов.

Однако с геоэкономической точки зрения такая активность в этой сфере может еще больше подтолкнуть Китай, США и ЕС к конкуренции за разработку и добычу редкоземельных металлов в регионе. Например, в Казахстане, по официальным данным, могут быть запасы от 50 до 100 тыс. тонн лития. Поэтому для Китая наш регион является одним из дополнительных перспективных источников добычи редкоземельных металлов.

Естественно, что это беспокоит ЕС и США, так как речь идет не только о сырье для производства полупроводников или электромобилей, но также о проблемах с поставками сырья для военно-промышленного комплекса. Тем более что Европейский союз, как отмечают эксперты, уже сильно зависит от поставок редкоземельных металлов через Россию из Китая, который пытается занять лидирующее место в мире по запасам и добыче, и это является самым уязвимым звеном в цепочках поставок.

Поэтому Казахстан и другие страны ЦА важны для Запада по причине наличия запасов лития и других редкоземельных металлов, что и объясняет недавнее заявление Европейского союза о готовности помочь Казахстану не только в добыче редкоземельных и других критических металлов (к ним относятся те металлы, которые необходимы для энергоперехода: никель, кобальт, литий, медь, алюминий и другие), но и в их переработке.

Все это указывает на то, что страны ЦА имеют хорошую возможность использовать эту конкуренцию себе на пользу, в первую очередь исходя из собственных интересов модернизации своих экономик на основе развития новых инновационных отраслей, а не превращения в новые источники сырья для Запада и Китая. Другой вопрос, смогут ли страны региона грамотно использовать эти «окна возможностей» или обрекут себя на роль технологической периферии.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить