Почему уголовная ответственность за налоговые преступления в Казахстане - фикция

13703

В своем недавнем послании народу президент сказал, что необходима дальнейшая декриминализация экономических преступлений

Фото: © Depositphotos.com/AndreyPopov

Президент отметил, что государственные органы допускают в своей работе недочеты и перегибы. Как я помню, в прошлые годы подобные задачи решались за счет повышения порога суммы платежей, не поступивших в бюджет, чем разграничивается административная и уголовная ответственность. Если не считать, что была отменена уголовная ответственность за лжепредпринимательство, так как его состав дублировал выписку фиктивных счетов-фактур.

В целом уголовная ответственность за налоговые преступления в Казахстане представляет собой некую юридическую фикцию. Статья 245 УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в размере свыше 50 000 МРП. Такие нарушения выявляются по итогам налоговых проверок в виде начислений, которые зачастую бывают очень субъективны, так как основаны на различном толковании норм закона. Налогоплательщики обычно обжалуют результаты проверок, и, если обжалование было безуспешным, налоговики передают материалы в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности.

Самое интересное, что с 2017 года в примечании к статье 245 оговаривается, что лицо, совершившее уклонение от налогов, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольной уплаты начисленных сумм. Причем с 2019 года отсутствует какое-либо ограничение по кратности совершения этого преступления. На мой взгляд, это означает, что никого не интересует уголовная ответственность в налоговых правоотношениях. Главное, чтобы виновник заплатил начисленные суммы налогов и пени. Поэтому, думаю, целесообразно вообще отказаться от статьи 245 УК.

Также хотел бы обратить внимание на статью 216 УК, которая предусматривает ответственность за выписку фиктивных счетов-фактур в виде лишения свободы до трех лет без конфискации полученного дохода. Предусмотрена конфискация имущества при отягчающих обстоятельствах, в том числе если государству причинен особо крупный ущерб в размере 50 000 МРП. Отмечу, что добытые преступным путем средства можно передать другим людям и не регистрировать на себя имущество. В результате человек может отбыть наказание с условно-досрочным освобождением и остаться с незаконными средствами. В отношении же налогоплательщика, который пользовался услугами такого «поставщика», уголовная ответственность не предусмотрена. Ему нужно лишь исключить из вычетов по КПН и зачета по НДС расходы по счетам-фактурам, признанным фиктивными, и погасить образовавшуюся налоговую задолженность с пеней. По сути, это тоже исключительно материальная ответственность.

Сложно судить, насколько это хорошо или плохо в казахстанских реалиях. Но если сравнивать с другими странами, где неуплата налогов расценивается как опасное экономическое преступление, предусматривающее наказание в виде лишения свободы, то текущая ситуация в казахстанском уголовном судопроизводстве вызывает вопросы. Поэтому интересно понаблюдать, каким образом будут выполняться поручения президента в этом вопросе. Не хотелось бы, чтобы просто в очередной раз подняли суммовой порог непоступивших платежей. Думаю, нужно сделать акцент на разработке механизмов по привлечению к ответственности и взысканию налоговой задолженности непосредственно с поставщиков, уклонившихся от уплаты налогов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить