Левый центр и глобализация

Народные волнения во Франции угрожают разрушить надежды, которые столь многие возлагали на президента Франции Эммануэля Макрона после его избрания в мае 2017 года. Когда его партия La République En Marche! («Республика, вперёд!») получила абсолютное большинство в парламенте, Макрон пообещал провести трудные реформы не только во Франции, но и в Евросоюзе. Однако теперь он столкнулся с крупнейшим кризисом своей президентской власти

Фото: ИноСМИ

Для оживления Евросоюза уже давно был нужен сильный лидер во Франции, способный перестроить экономику страны. До появления предложения о топливном налоге, которое в ноябре заставило выйти на улицы движение «жёлтых жилетов», Макрону удавалось преодолеть оппозицию реформам на рынке труда. Эти реформы, хотя и являлись политически трудными, были необходимы для снижения дефицита бюджета страны до уровня менее 3% ВВП, что соответствует правилам ЕС, а также для модернизации щедрой французской системы социального страхования на фоне радикальных изменений, вызванных новыми технологиями.

В мае один из авторов этой статьи (Кемаль Дервиш) писал, что традиционный центр – и правый, и левый – слишком глубоко укоренился в европейской политической жизни, чтобы новоявленное политическое движение, подобное движению Макрона, могло его с лёгкостью стереть. Для сохранения популярности Макрон обязан сотрудничать либо с правым центром, либо с левым, или же каким-то образом интегрироваться с ними.

В первом туре президентских выборов 2017 года две трети левоцентристского электората Франции проголосовали за Макрона. Тем не менее, когда он вступил в должность, перед ним были открыты два пути. Выбрав первый путь, он мог принять повестку правого центра и проводить такую трудовую, налоговую и инвестиционную политику, которая бы помогала «адаптации» Франции к «капиталистической» глобализации. Немного неожиданно, но это был именно тот путь, который он сразу выбрал, быстро превратившись в любимчика ориентированной на бизнес международной прессы.

Другой путь потребовал бы от Макрона использования уже существующей, хотя и немного смутной концепции левого интернационализма. На практике этот означало проведение политики помощи среднему классу с одновременным обновлением устаревшей программы левого центра для учёта эффекта новых революционных технологий и бизнес-моделей. Экономист Дэни Родрик уже давно утверждает, что расширение глобализации требует расширения роли государства для компенсации потерь тех, кто лишился работы из-за свободной торговли, либерализации капитального счета и так далее. Без таких компенсаций нет гарантии, что глобализация будет и дальше широко поддерживаться обществом.

Это не означает, что Франция может обойтись без правоцентристских реформ. Бюджет невероятно важен, а для сокращения размера дефицита всегда будут требоваться непопулярные меры по снижению расходов и повышению налогов. Кроме того, французский рынок труда традиционно перекошен в сторону инсайдеров, затрудняя поиск работы для всех остальных. Государственная система железных дорог также отчаянно нуждается в перестройке. В течение первых полутора лет в должности Макрон начал заниматься всеми этими проблемами и сумел сверстать бюджет с дефицитом, соответствующим правилам ЕС.

Проблема в том, что, проводя эти реформы, Макрон проигнорировал свою левоцентристскую избирательную базу. Шаг за шагом его реформы стали выглядеть как приносящие выгоду исключительно богачам. В результате, когда было объявлено, что правительство намерено повысить налог на дизельное топливо, представители среднего и рабочего класса, которым приходиться издалека ездить на работу, вышли на улицы. Поскольку опросы показывали, что примерно 70% французов поддерживают протестное движение «Жёлтых жилетов», Макрону пришлось отступить.

Существовала ли какая-нибудь полноценная левоцентристская альтернатива, которую вместо этого мог бы реализовать Макрон? Краткий ответ – нет. Реформаторы, озабоченные в первую очередь проблемами неравенства доходов и богатства, экологической стабильности и демократии, до сих пор пытаются понять, каким должен быть подход левых к глобализации. В отличие от неолиберализма, с его чёткими политическими рецептами, левоцентристский подход должен предложить совершенно новый общественный договор, позволяющий справиться с последствиями технологических изменений, усиления глобализации и изменения климата.

Кроме того, левым необходимо понять, что они не могут выиграть битву, концентрируясь на одних только вопросах внутренней политики. Технологические инновации и глобальные сети, которые способствуют распространению этих инноваций, невозможно повернуть вспять или разорвать; в лучшем случае можно замедлить их развитие. Однако те, кто решит сопротивляться переменам, в экономике будущего станут просто менее конкурентоспособны. Следовательно, единственный реальный вариант – двигаться вперёд, но с обязательными реформами системы социальной помощи с целью защитить каждого гражданина и обеспечить компенсации тем, кто проигрывает. Следует также выделить достаточно ресурсов для помощи в обучении и содействия новым карьерам.

Надо ли говорить, что новый левоцентристский общественный договор потребует значительных государственных ресурсов, которые следует применять с умом и зачастую на уровне местной власти. Одновременно правительствам надо будет сотрудничать для предотвращения международного шантажа в виде смены юрисдикций ради налогов и регулирования. Неуправляемая глобализация стимулирует капитал и получателей высоких доходов уходить в юрисдикции с низкими налогами, тем самым, лишая правительства доходов, которые необходимы для поддержания систем социального страхования. К счастью, «Большая двадцатка» начинает считать эту ситуацию проблемой. Впрочем, необходимо проделать намного больше работы для адаптации налоговой системы, а также систем здравоохранения и образования к глобальной экономике, в которой технологические гиганты создают новые формы монопольной власти.

Данные усилия потребуют серьёзных раздумий и нового мышления. Со своей стороны, левоцентристские лидеры должны начать изучать идеи для создания новых, радикальных и инновационных платформ управления на национальном и международном уровнях. Им было бы полезно прочесть новую книгу историка Юваля Ноа Харири «21 урок для XXI века», в которой предлагается проект решения коллективных проблем, таких как изменение климата и ядерное распространение.

Мир переживает технологическую революцию, которая потенциально может принести пользу нам всем. Но многое будет зависеть от наличия лидеров, способных управлять предстоящими радикальными переменами. Альтернативный вариант – угроза повторения политических катастроф и мировых войн XX века в новой версии. В любом случае Макрон задаёт тон, потому что происходящее во Франции будет касаться не только Франции.

© Project Syndicate 1995-2019 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6690 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторах:
Загрузка...
18 октября родились
Есжан Биртанов
заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан, председатель совета директоров KASE
Елжан Биртанов
министр здравоохранения РК
Эдуард Огай
председатель совета директоров ТОО «Казахмыс холдинг»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить