На пути к инклюзивному миру. Как в Казахстане обучают профессиям людей с ограниченными возможностями

5868

В Алматинской области казахстанцы с инвалидностью осваивают профессии портного и парикмахера, грибовода и пекаря, мастера по ремонту обуви и специалиста по маникюру, а также учатся компьютерной грамотности и основам SMM-маркетинга. О том, как инвалиды могут получить востребованную профессию и зарабатывать, рассказала директор политехнического колледжа «Прогресс» Жанна Тельпекбаева

ФОТО: Shutterstock

Жанна Тлеубековна, 650 миллионов человек, или около 10% населения Земли, являются инвалидами. Каковы показатели в регионе, где работает ваш колледж?

- В Алматинской области, по официальным данным Министерства труда и социальной защиты РК, проживает 67 648 инвалидов. А в Илийском районе, где находится наш колледж -  около 4 тыс. инвалидов.

В некоторых странах безработица среди инвалидов достигает 80%. Как обстоит дело с трудоустройством людей с ограниченными возможностями у нас? Что делается для решения проблемы государством, НПО, бизнесом? И какие проблемы до сих пор остаются нерешёнными?

- Вопросы обучения, трудоустройства, адаптации и социализации инвалидов сложные, и решать их нужно совместными усилиями. Отличный эффект даёт социальное партнёрство между бизнесом, общественными организациями и государством. Наш колледж обучает людей с особыми образовательными потребностями и помогает им трудоустроиться или открыть собственное дело. Для этого в Илийском районе уже 10 лет действует проект обучения профессиональным навыкам взрослых людей с 2 и 3 группами инвалидности, который реализуется нашим колледжем при поддержке «Филип Моррис Казахстан». Эта компания является его спонсором и идейным вдохновителем, помогающим принимать участие в различных социальных ярмарках. Государство также оказывает проекту поддержку - отдел социальной защиты населения информирует о нём и содействует в трудоустройстве через Центр занятости.

В Казахстане приняты многие необходимые меры государственной поддержки для людей с инвалидностью, но их всё ещё недостаточно. В системе реабилитации инвалидов по-прежнему доминируют изоляционистские, а не инклюзивные подходы. Они не способствуют социализации инвалидов и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому я считаю, что необходимо активно подключаться НПО, в том числе и через систему специальных социальных услуг. Также есть потребность в создании эффективных механизмов стимулирования частных инвестиций в инклюзивное образование. Важным представляются вопросы формирования в обществе позитивного отношения к людям с инвалидностью, как на уровне официальной идеологии, так и на уровне частных инициатив.

Всё большую роль для решения проблемы трудоустройства инвалидов имеет инклюзивное образование, на котором и специализируется ваш колледж. Расскажите, пожалуйста, о ваших основных успехах.

- При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать «особых» учеников к существующим требованиям стандартного обучения, а искать иные педагогические подходы, чтобы учитывать особые образовательные потребности учащихся. Необходимо воспринимать индивидуальные особенности учащихся не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания. Поэтому мы ищем у наших учеников склонности и таланты к разным профессиям и обучаем малыми группами с индивидуальным подходом к каждому. В колледже открыты спецкабинеты: швейный цех, парикмахерский зал, пекарский цех и другие, созданы специальные учебные программы, работает ресурсный центр по обмену опытом. 

Немаловажный момент в обучении - творческое развитие. Наши ученики изготавливают изделия из ярких тканей, подбирают интересные формы и приятные ароматы для мыла, художественно подходят к росписи новогодних медовых пряников. В 2020 году наши ученики научились делать брендированные подарки для корпоративных клиентов. Сделали очень качественные новогодние подарки под заказ предприятий, заработали деньги, что явилось очень хорошей материальной помощью. Гордимся тем, что несмотря на инклюзивное обучение можем делать очень качественную и конкурентоспособную продукцию.

В рамках проекта люди с инвалидностью обучаются профессиям, которые в дальнейшем помогут им трудоустроиться или начать своё дело. Для этого у нас есть программы обучения предпринимательским навыкам. Мы участвуем в ярмарках, где можем продемонстрировать работы наших учащихся и продать готовые изделия, дав им возможность заработать. Наши ученики сами участвуют в составлении калькуляции, выводят прибыль и делят заработанное.

Пандемия коронавируса негативно повлияла на рынок труда в целом, а людям с ограниченными возможностями сейчас приходится вдвойне нелегко. Изменились ли как-то ваши подходы, ваши программы в связи с пандемией и вызванными ей ограничениями?

- Да, мы перевели обучение в дистанционный формат. Изделия изготавливаем в домашних условиях. Положительный момент в условиях карантина - мы научились продвигать свой проект и изделия через социальные сети. Сейчас наши ученики изучают возможности SMM-маркетинга, так как время диктует свои условия и мы не хотим отставать от новых технологий. Завели для нашего проекта страницу в Instagram, на которой рассказываем не только об обучении профессиям, но и рекламируем выпускаемую продукцию. Те же корпоративные подарки можно посмотреть и приобрести через эту страницу. А в планах -  открытие персональных страниц наших учащихся.

Обучение в колледже для людей с ограниченными возможностями бесплатное, как вы решаете вопрос с покрытием расходов на оплату сурдопереводчикам, на разработку программ обучения, закуп материалов и оборудования?

- Спонсором нашего проекта с самого его основания, то есть уже 10 лет, является «Филип Моррис Казахстан». Размер финансирования, которое мы получаем ежегодно, покрывает все необходимые расходы. Мы закупаем каждый год новое оборудование для обучения востребованным на рынке профессиям, расходный материал, проводим итоговые конференции. Также выплачиваем заработную плату преподавателям и тренерам, менеджерам, сурдопереводчику, психологу.

Жанна Тлеубековна, насколько, на ваш взгляд, доступны сегодня государственные программы поддержки казахстанцев с особыми потребностями? Хорошо ли налажена информационная работа по ним?

- Государственные программы поддержки людей с инвалидностью в Казахстане налажены, информационная работа тоже. Вопрос в другом - необходимо развивать инклюзию, как для детей, так и для взрослых людей с особыми потребностями в обучении. Необходимо дать им возможность стать конкурентоспособными на рынке труда, обучить их профессиональным навыкам, социализировать.

Что, по вашему мнению, можно и нужно изменить, чтобы поддержка инвалидов в нашей стране стала более эффективной? И каких важных шагов в этом направлении не хватает на законодательном уровне?

- Нужно создавать дополнительные рабочие места для трудоспособных людей с инвалидностью. И делать это можно через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса, профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов. Важно предусмотреть нормы государственного стимулирования участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов. Создать механизмы, обеспечивающие экономическую заинтересованность бизнеса в социальном партнерстве с государством. Также необходимо предусмотреть меры по государственному инвестированию в специализированные цеха и предприятия инвалидов, работать над тем, чтобы их становилось больше. Ну и, конечно, проводить научно-практические конференции и семинары по проблемам реабилитации инвалидов, чтобы формировать новое видение проблем инвалидности в общественном сознании.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить