Как детская игрушка стала началом блестящей театральной карьеры режиссёра из Алматы

79752

Когда Антону Зайцеву было три года, тётя подарила ему перчаточную игрушку. Сегодня он – 28-летний режиссёр Государственного театра кукол, создатель собственного театра и организатор театрального фестиваля

Антон Зайцев – режиссер Государственного театра кукол, создатель собственного «Тотального театра» и организатор театрального фестиваля Total Fest
Антон Зайцев – режиссер Государственного театра кукол, создатель собственного «Тотального театра» и организатор театрального фестиваля Total Fest
Фото: © Андрей Лунин

Критики называют его одним из ярчайших явлений казахстанского театра последних лет. Работа Антона отмечена множеством наград, включая «Приз критиков» Объединения театральных критиков Казахстана в 2022 году – за постановку «Волк и семеро козлят» в номинации «Лучший кукольный спектакль». Недавно он был удостоен звания лучшего режиссера года на церемонии вручения театральной премии «Енликгул-2023». И попал в рейтинг Forbes Kazakhstan «30 моложе 30».

Внимание Антону приятно, но занимают его другие вещи. «Театр – это процесс, – говорит режиссер. – Выпускаешь спектакль – у тебя подъем, тебе кажется – ты понял про свою профессию все. Приходишь ставить следующий спектакль – и опять не знаешь ничего. Да что ж это такое – ты же вчера все понял! В этом ничего-не-знании – секрет жизни».

Практические испытания

В театр Антон пришел, когда ему было 13. Это был алматинский кукольный театр «Зазеркалье», который ставит спектакли для детей уже тридцать с лишним лет. Сначала Антон просто сидел на репетициях – так его завораживало происходящее на сцене. Потом стал пробовать себя как актер-кукольник, начав со спектакля «Дюймовочка». История дебюта комична: нужно было выпускать спектакль, а человека не хватало. «Меня спросили: «Может, ты хочешь?» Я: «Конечно! Это единственное, чего я хочу», – вспоминает собеседник. – Не представляю, что я тогда играл. Видимо, мне хватило рвения, которое все перекрывало. Я благодарен Надежде Павловне Майбо (основатель и худрук «Зазеркалья». – F) за терпение и педагогическую точность».

Кукольный театр заменил Антону последние школьные годы, чему он только был рад: «Зазеркалье» дало ему огромный практический опыт. В школе к решению променять учебу в старших классах на работу в театре отнеслись недоуменно. Но он был так уверен в собственной удачливости («Вы ничего не понимаете – меня в театр берут!»), что учителя сдались: разрешили проходить программу самостоятельно, а в школе появляться раз в неделю. Спустя два года Антон поставил свой первый спектакль в «Зазеркалье» – «Как хомячок Новый год встречал». Он до сих пор значится в репертуаре театра. «Небывалый успех!» – улыбается режиссер.

Наличие практического опыта помогло при поступлении на факультет театра кукол Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) в Санкт-Петербурге. Проучился там Антон восемь лет, правда заочно: оставлять работу в Алматы не захотел. При этом, приехав поступать на режиссерское направление, оказался студентом актерского: комиссия посчитала его слишком молодым. Впоследствии хотел перевестись, но понял, что правильнее будет овладеть тонкостями обеих профессий. Теперь у него два диплома РГИСИ: актерский и режиссерский. В 2016-м Антону предложили стать главным режиссером алматинского Государственного театра кукол. Ему было всего 20 лет. «Без образования я бы не смог поставить то, что сейчас ставлю, – рассуждает собеседник. – Но в первых постановках была непосредственность, которой сейчас, когда ты многое знаешь, не так просто достичь». Зато образование научило его «задавать правильные вопросы» – архиважный навык для режиссера.

Фото: © Андрей Лунин

Больше разного театра

Ставит Антон много и часто. Кроме родного Алматы, работает с театрами из Шымкента, Кокшетау, Семипалатинска, Актобе. Ставит разное – от детского «Винни Пуха» до фантасмагории «Абай. Впечатления» по мотивам романа Мухтара Ауэзова и «Слов назиданий» самого Абая. Накануне нашей беседы режиссер вернулся из Костаная, где готовит спектакль «Али-Баба и сорок разбойников» на основе знаменитой одноименной советской аудиосказки. «Представляете, у них (в Костанайском областном кукольном театре. – F) вся труппа поющая. Я сразу подумал: а не поставить ли «Али-Бабу»?» – радуется Антон.

Постановки для него – не самоцель. В последнее время он все чаще раздумывает перед тем, как согласиться на очередное предложение. «Что я могу дать этим людям, что они мне дадут? Одним словом, о чем мы будем пить чай?» – поясняет Антон. Это отражает его меняющееся отношение к профессии. «Раньше мне было интересно сказать: вот он я, какой режиссер замечательный. Сейчас смотрю на все это другими глазами. Хочется счастья себе и чтобы люди рядом были счастливы», – говорит он.

Люди рядом – это в первую очередь коллектив «Тотального театра» («ТТ»), основанного Антоном в 2019 году совместно с Еленой Локшиной и Анар Жанбековой. Название «ТТ» отражает стремление его создателей к разным жанрам и форматам («максимально разный театр», как объясняет режиссер). Сегодня «ТТ» – это детский и взрослый театры, а также театральная студия для детей от двух до десяти лет. Собственный театр дает Антону возможность ставить то, что интересно, и делать это в своем темпе. «Когда мы открывались, нам говорили: «Вы же частный театр, вам нужно деньги зарабатывать, надо что-то веселое для привлечения зрителей». – «А я не умею делать веселое». – «Ну тогда что-то остросоциальное?» – «Меня не интересует остросоциальное». – «А как же вы выживете?» – «Я не знаю», – рассказывает собеседник.

Пока Антону и команде «ТТ» удается привлечь зрителя. Этому способствуют как классические постановки, пускай и в новом прочтении («Рок. Кармен» по мотивам Мериме в интерпретации российского режиссера Элистина Михайлова, «Винни Пух» и «Дюймовочка» работы самого Зайцева), так и более экспериментальные вещи. Одна из них – философская постановка «Я есть» по мотивам книги «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» английского автора Сидни Хопкинса, известного под псевдонимом Финн. «Я есть» – спектакль о парне из Ист-Энда, которого заставила по-новому взглянуть на жизнь случайная встреча с маленькой девочкой Анной, по-детски открытой и добродушной. Роль Анны исполняет кукла – полноценный участник театрального действа. Постановка ставит вечные вопросы о дружбе, одиночестве, жестокости и любви. По словам Антона, чтобы поставить спектакль, коллективу (кроме самого режиссера это драматург и коллега по «ТТ» Елена Локшина, а также художник Юлия Чернова) понадобилось пять лет. «Ни один театр мира не смог бы нам такого позволить, – смеется он. – Мы почитали, подумали, через год встретились. Написали первый вариант инсценировки, второй, третий, четвертый. Стали репетировать: переписали инсценировку, сделали спектакль, посмотрели, выкинули все декорации на помойку. Пошли, еще подумали. А потом спектакль вышел за месяц».

Спастись от одиночества

Антон по-прежнему любит кукольный театр, хотя куклами себя не ограничивает. Признается: ему тесно в куклах – он приучил себя мыслить спектаклями. «Если мне нужно, чтобы в драматическом театре артисты играли в куклы, они будут играть в куклы. И наоборот – если в театре кукол мне нужно, чтобы артисты играли как драматические артисты, они будут играть так. Мне нужно, чтобы артисты могли все», – объясняет собеседник. В этих словах – чисто режиссерская требовательность. Антон вообще считает, что стал жестче с годами – не только как режиссер, но и как организатор. Того требует забота о его детище – «Тотальном театре». «Посмотрите, сколько всего мне нужно сделать», – он указывает на пестрящую клейкими листками пробковую доску на стене своего кабинета. Голова Антона часто занята организационными вопросами. Благо помещение у «ТТ» свое, хоть и арендованное. Два года назад театр переехал в уютное одноэтажное здание по адресу: Шевченко, 114, где раньше располагалась «Камерата Казахстана». Но и здесь растущему театру уже становится тесно.

ФОТО: © Андрей Лунин

Главное для Антона – иметь возможность ставить то, что ему интересно. Он выкраивает эту возможность даже в тех случаях, когда скован рамками официоза. Так, когда к нему обратились с просьбой поставить спектакль к 175-летию Абая, крепко задумался. Стал изучать источники, размышлять над высказываниями мыслителя. Когда наконец понял, о чем бы хотел поговорить с Абаем, решил поставить спектакль «Абай. Впечатления» в Государственном театре кукол. Постановка получилась совсем не празднично-бравурной. «Я понял ощущение ненужности, с которым жил Абай, – говорит Антон. – Величие каменных памятников и при этом совершенное одиночество. Это ужасно». Постановка была тепло принята критиками: на театральном фестивале «TeART-Кокше», прошедшем в Кокшетау в 2021 году, она была удостоена премии за лучшую режиссуру. При этом сам режиссер еще долго приходил в себя – так его поразило близкое знакомство с трагичной судьбой классика.

Антона от одиночества спасает театр. Общается с единомышленниками он не только в качестве режиссера и главы «ТТ», но и в роли организатора международного театрального фестиваля Total Fest. Мероприятие, которое проходит второй год подряд, объединяет независимые и государственные театры. В течение недели участники фестиваля показывают зрителю спектакли, объединенные общей темой. В этом году она звучала так: «Действующее лицо». Через призму опыта отдельно взятого человека участники и зрители Total Fest пытались осознать происходящие в мире события. «ТТ» показал упомянутую выше постановку «Я есть», Немецкий драматический театр – Osborn режиссера Наташи Дубс по пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе», ТЮЗ имени Мусрепова – моноспектакль «Кахар» по мотивам пьесы Жана Ануя «Медея» (режиссер – Дина Жумабаева). В Total Fest также принял участие петербургский театр «Особняк», показавший хоррор «Комната Герды» по мотивам пьесы Андерсена «Снежная королева» (режиссер – Яна Тумина).

Постепенно фестиваль становится важным событием в театральной жизни Алматы. Антон надеется, что Total Fest и театр в принципе не потеряют своей актуальности. Сложности современного мира наталкивают людей на размышления о жизни, а театр способен помочь им ответить на волнующие вопросы, считает он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить