Наши в Amazon: казахстанец работает над дроном для экспресс-доставки посылок

56370

И помогает отправить зонд на Луну

Арыслан Малик
Арыслан Малик
Фото: © Камила Исабаева

Будучи старшеклассником, участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30» Арыслан Малик не мог понять, кем именно хочет быть. Думал лишь, что нужно продолжить путь родителей и стать инженером.

Окончив Назарбаев Университет по специальности «механическая инженерия» в 2017 году, он продолжил обучение в США в Авиакосмическом университете Эмбри-Риддла – одной из первых авиационных школ в мире, которая за свою столетнюю историю стала ведущим научно-исследовательским центром в области авиации и аэрокосмической промышленности. К 25 годам Арыслан получил степень PhD и начал преподавать американским студентам.

В августе 2022-го он присоединился к команде Amazon Prime Air, разрабатывающей систему управления движением и навигацией дронов, которые будут использоваться для экспресс-доставки посылок. По словам 29-летнего инженера, сегодня производство дронов и разработка технологий для них – одна из наиболее динамично растущих индустрий. Этот процесс подтолкнул не только запрос компаний разных отраслей, но и военная отрасль. Арыслан надеется, что сможет вписать свое имя в историю новой индустрии. Согласно данным исследовательской компании Gartner, уже к 2026 году во всем мире для доставки товаров будет использоваться около миллиона дронов, хотя пока роль курьеров выполняют всего 20 тыс. беспилотных летающих устройств.

Всеохватывающая специальность

Арыслан родился в Караганде, учился в казахской школе вплоть до шестого класса, пока родители не отдали его в местный КТЛ (Казахско-Турецкий лицей). С детства увлекался конструкторами Lego, любил часами с ними возиться, пытаясь строить новые причудливые конструкции. Увлекся математикой еще в начальных классах, влюбился в точные науки опять же благодаря папе и маме, хотя по специальности те не работали. У родителей двух братьев (старший – Темирлан) небольшой бизнес в Караганде, несколько торговых точек по продаже продуктов и одежды. «Тем не менее родители плотно занимались моим развитием, у меня почти не было свободного времени. С утра я шел на дзюдо, после бежал в музыкальную школу, где играл на гитаре. Дальше ехал домой на обед, чтобы после сытым прийти на занятия в школу. Возвращаясь, знал, что дома ждут уроки и занятия английским языком», – вспоминает собеседник. Учась в школе, он регулярно участвовал в олимпиадах по математике, занимал призовые места, однако, перейдя в КТЛ, от интеллектуальных состязаний решил воздержаться. Вспоминает, как однажды учитель математики предложил заявиться на олимпиаду, но Арыслан, узнав про «бонус» в виде отсутствия выходного, наотрез отказался. Возвращаясь с интерната домой в конце недели, он отводил душу за компьютером, играя с братом в видеоигры. «Хотелось поскорее закончить уже эту учебу, чтобы наконец самому распоряжаться своим временем», – смеется собеседник.

Школу Арыслан окончил со знаком «Алтын белгі». Сначала хотел поступать в США, сдал требуемые тесты и отправил документы в пару университетов. Однако в конечном итоге передумал – не хотел обременять родителей. Хотя, говорит, отец настаивал на том, чтобы он отправился за океан. «Я даже получил скидку в 60% на обучение в Техасском университете, но всё же поступил в Назарбаев Университет (НУ), поскольку это было бесплатно, а уровень обучения там не сильно хуже», – вспоминает собеседник. Специальность «механическая инженерия» он выбрал просто потому, что ему нравилась математика, а это самое общее направление в инженерии. «Оно всеохватывающее – это дома, машины, самолеты, космические корабли. И это был мой первый осознанный выбор», – говорит Арыслан.

Во время учебы на первом курсе он еще больше увлекся компьютерными играми и почувствовал снижение успеваемости. «Хорошо, я быстро сообразил, что это не дело, взял себя в руки и закрыл первый год учебы с 3,8 балла GPA. Оказалось, что страх потерять всё очень сильно мотивирует», – улыбается собеседник. Знакомый старшекурсник посоветовал ему начать уделять время исследованиям, поскольку хороших оценок недостаточно, чтобы стать настоящим инженером. Вняв совету, Арыслан обошел каждого профессора на кафедре с вопросом, может ли быть чем-то полезен. Отозвался лишь Луис Рохас-Солорсано, который преподавал термодинамику. Он предложил подопечному исследовать… юрту. Точнее, насколько эффективно жилище кочевника в плане сохранения тепла. В 2016 году Арыслан в составе 20 лучших студентов НУ был направлен на летний семестр в Висконсинский университет в Мадисоне (США). «Мне очень понравился вуз, но Назарбаев Университет ничем не хуже. У нас тоже хорошие преподаватели и лаборатории», – говорит он.

В 2017-м Арыслан выступил от своего университета на научной конференции в Милане. Он представил доклад на тему, как вовремя и быстро находить и устранять задымление в автомобильном тоннеле после аварий. Между тем в НУ поездку на конференцию материально не поддержали, поскольку формально Арыслан уже месяц как окончил там обучение. Помог Научно-образовательный фонд им. Шахмардана Есенова. «Я позвонил в фонд по совету моего научного руководителя, и мне сразу одобрили финансирование. В день выступления в Милане мои сокурсники праздновали выпускной», – вспоминает собеседник.

От истребителя до космического аппарата

Уже имея на руках диплом бакалавра, Арыслан раздумывал, как строить свою жизнь дальше. Он вспомнил, что на одном из занятий профессор рассказывал о возможности поступить в американский Авиакосмический университет Эмбри-Риддла, причем сразу на программу PhD, минуя магистерскую степень. Они успели подать документы вместе с другом за неделю до дедлайна. Арыслан выбрал специальность «аэрокосмическая инженерия» – признается, что выбрал это направление, поскольку не хотел составлять конкуренцию товарищу, выбравшему «механическую инженерию». В итоге осенью 2017 года он прибыл в США, чтобы начать обучение.

Фото: © Камила Исабаева

Арыслан вспоминает, что первое время в знаменитом университете чувствовал себя подопытным кроликом, поскольку программа PhD там была сравнительно молодой. Пригодился давний совет знакомого по НУ – он начал спрашивать профессоров о возможности принять участие в исследованиях, и ему не отказывали. Первой была профессор Клаудио Морено, вместе с которой Арыслан исследовал феномен аэроупругости. Он объясняет, что аэроупругость тесно связана со структурой и теорией контроля, а его задачей было сделать фрагмент крыла истребителя на 3D-принтере и определить частоты, на которых при вибрации крыло может сломаться. «Когда истребитель летит, аэроупругие элементы начинают вибрировать. Интеракция между воздухом и структурой в определенных частотах может просто разорвать крыло. Это важный процесс, который необходимо исследовать как для истребителей, так и для гражданской авиации», – детализирует ученый. К сожалению, проект довести до финала не получилось, поскольку научный руководитель переехала в другой штат по семейным обстоятельствам.

Продолжил исследовательскую деятельность Арыслан под руководством профессоров Троя Хендерсона и Ричарда Празеники. Он отмечает, что с момента знакомства у них возникла взаимная симпатия. Да и тематика исследований оказалась интересной. Молодой инженер работал над проектом устройства EagleCam, которое уже в конце 2023 года должно отправиться к Луне. Устройство представляет собой систему камер, которую планируется установить на лунный посадочный модуль Nova-C. Последний будет доставлен к естественному спутнику Земли ракетой Falcon. «По нашему замыслу, EagleCam сделает первый в мире снимок космического аппарата, совершающего посадку на внеземное тело, от третьего лица. Он также должен стать первым студенческим проектом, совершившим посадку на Луну», – рассказывает Арыслан. Проект финансируют частные инвесторы, Космический центр Кеннеди при NASA и даже ВВС США.

Над EagleCam вместе с казахстанцем работала небольшая команда, и он впервые почувствовал, что значит быть наставником у младших студентов. «Я разрабатывал структуру устройства, рассчитывал, выдержит ли она при посадке на поверхность Луны. Нужно было знать свойства лунного грунта, который мы заказали у одной лаборатории. Проделывали эксперименты, высчитывали, с какой силой будет садиться спутник, какие возможны деформации. Когда зонд сядет на Луну, EagleCam будет всё снимать, – рассказывает Арыслан. – Мне только недавно удалось привыкнуть к мысли, что я приложил к такому руку. За время работы над проектом познакомился со многими «мозгами» из сферы аэрокосмической инженерии».

Идеальный кандидат

В декабре 2021 года Арыслан получил степень PhD в 25 лет. Университет предложил ему преподавательскую работу, и он проработал по контракту до августа прошлого года. Рассказывает, что долго боролся с синдромом самозванца, преподавая в столь раннем возрасте не где-то, а в престижном американском вузе.

Арыслану хотелось попробовать себя вне академической среды, так сказать, «поработать в поле». Однажды друг, с которым он получал ученую степень, прислал ему ссылку на вакансию в компании Amazon. Там искали научного сотрудника, который смог бы заняться разработкой системы управления движением и навигацией – ключевого аспекта программного обеспечения дронов. Проект по доставке покупок с помощью беспилотников Amazon начинал еще в 2013 году, однако полноценно он тогда так и не заработал. В какой-то момент проект был практически свернут, однако то ли самолюбие Джеффа Безоса (основатель компании, № 3 глобального списка Forbes), то ли изменение ситуации с индустрией дронов вновь его реанимировали. По словам Арыслана, летом прошлого года сотрудники подразделения Amazon Prime Air, отвечающие за доставку товаров дронами, пригласили его на ряд собеседований. «У меня было пять интервью с разными людьми. Один отвечает за оптимизацию, другой за динамику, третий за контроль. Они задавали много глубоких вопросов, где ты либо знаешь, либо нет. Меня буквально гоняли по теме, но я отвечал. Поскольку это то, что я любил на протяжении всей своей учебы – динамика и контроль», – улыбается Арыслан.

Арыслан Малик
Арыслан Малик
Фото: © Камила Исабаева

В августе он уже приступил к работе над системой управления дронами в должности научного сотрудника Amazon Prime Air, переехав в Редмонд (штат Вашингтон). Говорит, что работа занимает почти всё его время и ему это нравится. Кроме вычислений, симуляций и решения уравнений, Арыслан усиленно изучает искусственный интеллект. «Еще в университете я начал изучать AI для контроля роботической руки. Также использовал AI, чтобы определять степень возможного загрязнения камер EagleCam. Ведь когда зонд сядет на Луну, поднимется стена пыли, которая покроет в том числе камеры. Дворников нет, и нужно убирать грязь другим способом. Так вот, искусственный интеллект вместе с определенными высоковольтными приборами помогают очистить камеру от пыли без механического вмешательства», – объясняет собеседник.

Арыслан считает, что его работа будет по достоинству оценена спустя три-пять лет, когда проект наберет масштабы. «Я хочу работать здесь всё это время, вижу, как проект развивается, и намерен вписать свое имя в историю компании. Простой парень из Караганды у истоков такого глобального технологического проекта – можете себе представить?» – улыбается он.

Проекту Amazon Prime Air в этом году исполняется 10 лет, если считать с момента официального анонса. Пока он полноценно не перерос в работающую службу доставки товаров дронами, и Арыслан подчеркивает, что процесс этот не быстрый, поскольку в компании отрабатывают всё до совершенства. В конце прошлого года Amazon начал доставлять заказы при помощи дронов в тестовом режиме. Служба беспилотников Amazon Prime Air тогда доставила несколько посылок в Техасе и Калифорнии в преддверии праздников. В настоящий момент сервис доступен для жителей Локфорда (Калифорния) и Колледж-Стейшн (Техас). Доставка работает следующим образом: пользователи регистрируются в сервисе, указывая местоположение, а Amazon уведомляет о возможности доставки в указанном районе. Дроны летают в светлое время суток до пяти дней в неделю. Зона покрытия разделена на четыре сектора, каждый из которых предусматривают около 50 рейсов в день. В секторе подняться в воздух одновременно может только один дрон. Предполагается, что дроны смогут доставлять посылки максимальным весом чуть более 2 кг. После заказа клиент получает информацию по отслеживанию доставки, для которой можно указать предпочтительное время.

Корпус дронов Amazon имеет шестиугольную форму, устройства оснащены шестью пропеллерами. В компании отмечают, что в настоящий момент работу беспилотников контролируют операторы. Работа Арыслана и команды исследователей направлена на то, чтобы автоматизировать процесс управления. «Я много читаю и изучаю для того, чтобы быть востребованным, вне зависимости от того, над каким проектом мне нужно будет работать. Пусть это будет космический корабль или IT-проект», – говорит Арыслан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить