Самый кассовый казахстанский режиссёр – о любимом кино и бизнесе

23878

Говорят, что личность формирует среда, и Акан Сатаев – тому подтверждение. Кажется, он всю жизнь шел к тому, чтобы стать самым успешным казахстанским режиссером

Акан Сатаев – казахстанский режиссёр
Фото: Андрей Лунин
Акан Сатаев – казахстанский режиссёр

Основа для успеха Акана Сатаева была заложена еще в детстве, и в этом Сатаеву повезло. Ребенком он много времени проводил в Карагандинском драматическом театре, где его родители – оба народные артисты Казахской ССР – играли ведущие роли. Тогда у Сатаева и сформировалось трепетное отношение к искусству. И поныне, заходя в театр и чувствуя запах кулис и гримерки, режиссер, по его признанию, будто возвращается в детство.

- Вечерние и утренние репетиции, читка сценария, гастроли – я все это видел, потому что много времени проводил с родителями, – вспоминает собеседник.

Театр стал для Сатаева драматургической школой. Он так часто наблюдал за происходящим на сцене, что запомнил некоторые пьесы наизусть. Например, шекспировского «Макбета».

- Двадцать раз схожу на репетицию, десять – на представление, и все: текст у меня в голове, – улыбается режиссер.

Приходя домой, он брал игрушечных солдатиков, делал занавес из газет, декорации из книг и проигрывал весь спектакль, иногда импровизируя.

Удачный дебют

В казахстанское кино Сатаев триумфально ворвался с фильмом «Рэкетир» в 2007. При бюджете в $800 тыс. криминальная драма собрала в прокате $1,25 млн и продолжает приносить доход по сей день.

- Производственная стоимость картины еще меньше, – объясняет режиссер. – Просто мы включили в расходы покупку оборудования – световых приборов, кинокамеры Arriflex, которой потом сняли еще четыре фильма. Живыми деньгами на «Рэкетира» ушло порядка $300 тыс.

Сатаев признается: он не ожидал фурора, который произвел фильм. В первую неделю проката лента приносила по $100 тыс. в день. Неслыханное дело – кинотеатрам пришлось «срезать» американские и российские ленты: народ шел на «Рэкетира», билетов не хватало.

В один из дней Сатаеву позвонил прокатчик Бауржан Шукенов, изумленно сказав: «Акан, я не понимаю, что творится». Такой успех для казахстанского фильма был беспрецедентен.

Дорога в кино

Путь Сатаева в большое кино не был стремительным, хотя киноманом он стал еще в школьные годы: прогуливал уроки в кинотеатре, где смотрел все подряд. Американские блокбастеры тех лет вроде «Бездны», «Спартака», «Вождей Атлантиды» пересматривал десятки раз.

Окончив школу, Сатаев год проработал ассистентом режиссера на областном телевидении в Караганде и поступил в Алма-Атинский театрально-художественный институт (ныне – академия искусств имени Жургенова).

Фото: архив пресс-службы

Годы развала Советского Союза, на которые пришлась учеба Сатаева в институте, обернулись для будущего режиссера кино и телевидения одним большим плюсом – свободой. В качестве дипломной работы он снял рекламный ролик для салона офисной мебели из Германии.

- Не знаю, возможно ли такое сейчас, – улыбается собеседник. – Тогда это был новый формат.

Сатаев не только защитил диплом, но и получил заказ еще на пять роликов от хозяина салона. Это было только начало: до прихода в полнометражное кино в 2007 режиссер снял сотни роликов и музыкальных клипов. Рост рекламного рынка позволял ему хорошо на этом зарабатывать.

- У нас тут до 2008 все бурлило и кипело, бюджеты роликов доходили до $200 тыс., – рассказывает Сатаев. – Мы привлекали московских, украинских, западноевропейских специалистов.

Опыт работы в рекламе пригодился впоследствии: он не только овладел техническими навыками, но и набрал команду, с которой с тех пор и работает.

С этой командой – оператором Хасаном Кыдыралиевым и сценаристом Тимуром Жаксылыковым – Сатаев снял и свой новый фильм «Районы».

Наука сидения на корточках

Жанр криминальной драмы – один из любимых у Сатаева.

- Я часто пересматриваю «Крестного отца» и «Однажды в Америке», – говорит он.

Возможно, на пристрастия режиссера повлияли занятия боксом в детстве и ранней юности. Как бы то ни было, время от времени он возвращается к бандитской теме. Последний его фильм исследует ее через призму подростковой жизни в перестроечной Алма-Ате.

- Районы – это дань городу, где я провел больше половины сознательной жизни. Рассказы моих друзей-алматинцев так и просились на экран. Интересные, киношные истории из юности, – отмечает Сатаев.

Яркие эпизоды и образы из воспоминаний друзей легли в основу сценария. Временем действия создатели фильма решили выбрать 1987 – время расцвета «районовских субкультур».

- Потом начались 1990 с их барахолками, рэкетирами, и все изменилось, – поясняет собеседник.

Фото: архив пресс-службы

- В центре Алма-Аты, так называемых центрах, существовала реальная субкультура, – продолжает Сатаев. – Дресс-код, манера речи, пластика – все это уникально. У нас в Караганде было проще.

Свидетели и участники той жизни выступили консультантами фильма. Воссоздавали атмосферу кропотливо: просматривали фотографии из личных архивов, по всей стране собирали реквизит, обучали актеров жаргону.

- Сидение на корточках, оказывается, целая наука, – смеется собеседник.

«Районы» оказались первым опытом в большом кино для большинства снявшихся в нем актеров. Исполнитель главной роли Эльтерес Нуржанов учится в КазНУ на астрофизика, Шарип Серик и Женис Омаров знамениты в Instagram. Все они, по мнению Сатаева, отлично справились с работой.

Лента при бюджете в $350 тыс. уже собрала в прокате порядка 200 млн тенге ($588 тыс.). В планах – прокат «Районов» в России.

- Изначально мы не думали о российском рынке – история-то казахстанская, алматинская. Но на нас обратили внимание несколько дистрибьюторов. В декабре будет Международный кинорынок в Москве. Поедем, будем разговаривать, – делится планами режиссер.

К тому времени «Районы» уже пройдут в казахстанском прокате. Это, по мнению Сатаева, уменьшает шансы на всероссийский прокат, но региональный возможен. Особенно интересно казахстанское кино жителям приграничных с нами городов, Татарстана, Кавказа.

Маленький, да рентабельный

Работа в рекламе научила Сатаева планированию – снимает он довольно быстро. Сначала готовит раскадровку фильма «на бумаге», обдумывает риски.

В «Районах» Сатаев и Кыдыралиев использовали новую для них форму подачи: каждая сцена была снята одним планом, без монтажных склеек.

- Мы думали, что это оптимизирует съемочное время, но ошиблись: спланировать хореографию сцен оказалось сложно. Зато зрители отмечают, что получилось динамично.

Недооценили создатели фильма и то, насколько изменился Алматы. Много сил ушло на компьютерную графику: затирали кондиционеры, спутниковые антенны, современный транспорт.

- Снимаешь сцену, а вдали случайный прохожий. Вроде бы мелочь, но одежда так изменилась, что приходится убирать, – вздыхает Сатаев.

«Районы» – первый фильм, снятый при поддержке Astana Film Fund, который Сатаев учредил в конце 2015  совместно с Олжасом Тохтаровым (единственный крупный акционер Банка Астаны – 68,74 %) и продюсером Ернаром Курмашевым. Цель фонда – поддержка молодых кинематографистов. Для Сатаева важно открывать новые имена. В то же время кино, по его мнению, должно быть прибыльным.

- Мы хотим запускать фильмы с небольшим бюджетом, который окупался бы. Максимальная рентабельная для нас цифра – $350 тыс.,  рассказывает режиссер.

Фото: архив пресс-службы

Сатаев сам в последнее время придерживается этого «лимита». По его словам, он соответствует емкости казахстанского кинорынка. Это несколько ограничивает режиссера в выборе тем, но здесь на помощь приходит государство, финансируя эпические, воспитательно-патриотические ленты. Сатаеву повезло снять две такие картины – «Войско Мын Бала» и «Дорога к матери».

Другой важной задачей он считает расширение географии проката фильмов.

- Мы должны семимильными шагами идти в сторону России: это наши соседи, у нас общая 70-летняя история, мы друг друга понимаем, – говорит он. Российские прокатчики, правда, «не совсем открыты» к сотрудничеству, но, если продукт интересный, берутся за дело.

Хакеры и коммерсанты

Рассуждая о работе с прокатчиками, Сатаев знает, о чем говорит: в 2014 он снял свой первый англоязычный фильм «Хакер». Выход картины на экран затянулся. Только недавно Sony Pictures согласилась выступить дистрибьютором «Хакера» в Северной Америке и Великобритании. В прокат фильм вышел в начале декабря 2016.

- Я рад, что Sony взялась за это, и ожидаю определенного успеха, – надеется собеседник. – Мы были самоуверенными. Думали, что достаточно снять фильм с американскими актерами на английском языке – и успех в кармане. Оказалось, далеко не все так просто. (Cогласно сервису boxofficemojo.com, на 15 декабря 2016 "Хакер" в североамериканском прокате собрал всего $11 239. - F.)

Режиссер рассчитывает показать «Хакера» казахстанскому зрителю. От главной темы своего творчества при этом он отходить не собирается и уже планирует продолжение «Районов».

- Друзья рассказывали мне, как зарождался казахстанский бизнес в начале 1990-х. Если второй фильм будет самостоятельной историей, то это будет история про наших первых бизнесменов, – воодушевленно говорит Сатаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить