Отказаться от работы в Google, чтобы развивать IT в Казахстане

Как Адина Магавина запустила спортивное программирование по всей республике

Адина Магавина
Адина Магавина
Фото: © Андрей Лунин

Наша беседа с Адиной Магавиной прошла в кофейне Алматы. В тот момент она еще не знала, что будет одной из участниц рейтинга 30 under 30 Forbes Kazakhstan, но на наше интервью девушка специально приехала из Астаны, буквально на один день. Когда мы в редакции увидели анкету Адины в заявках на участие в рейтинге, то сразу поняли — такая героиня нам нужна. Из анкеты мы узнали, что 29-летняя Адина Магавина является генеральным секретарем Федерации спортивного программирования Казахстана. Она проводит международные олимпиады и мировые чемпионаты, обучает преподавателей, школьников и студентов навыкам спортивного программирования и руководит национальной сборной девочек на European Girls Olympiad in Informatics. 

Мейнстрим в зародыше

На нашей личной встрече Адина рассказала, что ее путь в мир спортивного программирования начался в 11 лет. Учитывая, что мы почти ровесники, я хорошо помню, что в то время предмет «информатика» в программе многих школ был скорее на бумаге, нежели серьезным уроком и говорю ей об этом. Адина смеется и отвечает: «Только не в моей школе».

Адина училась в обычной общеобразовательной школе Костаная. В пятом классе на первом же уроке информатики ее учитель Андрей Иващенко объявил о наборе группы на спортивное программирование в рамках факультативных занятий. Чтобы школьникам было понятнее, о каком спорте идет речь, педагог показал видео о своих учениках — призерах олимпиады, среди которых были и девушки. Вдохновившись историями его выпускников, Адина пошла записываться на факультативные занятия. Однако дома ее выбор вызывал недопонимание.

«Мои родители не были связаны с IT. Мама — инженер в области земельных ресурсов, папа — финансист. Когда я пришла домой и сказала, что выбрала факультатив по информатике, они были в шоке. Это было непривычно, казалось вредным для зрения, и вообще — зачем девочке программирование?!» — разводит руками собеседница.

Адина Магавина
Адина Магавина
Фото: © Андрей Лунин

Несмотря на сомнения и отговоры со стороны родственников, Адина продолжала заниматься. Уже в шестом классе она участвовала в городской олимпиаде среди девятиклассников: более младшие классы до соревнований еще не допускались.

«Я была единственной из нашей школы, кто ничего не занял. Остальные ребята получили грамоты. Родители снова начали сомневаться: может, стоит попробовать что-то другое: языки, танцы, математику? Но я сказала, что в следующий раз все обязательно получится», — вспоминает Адина.

С тех пор все изменилось. В седьмом классе родители перестали спорить — увидев, с какой настойчивостью дочь идет к своей цели. Будучи ученицей 11 класса, в 2012 году она стала золотым призером республиканской олимпиады по информатике — одной из самых значимых в системе школьных IT-соревнований Казахстана.

Судьбоносный провал

К слову, спортивное программирование — это интеллектуальные соревнования, где участники решают сложные задачи с помощью кода. Задачи требуют не просто программирования, а алгоритмического мышления и умения находить оптимальные решения. Один и тот же результат можно получить за секунду или за несколько лет — все зависит от качества алгоритма. Существует два основных формата международных соревнований: IOI — олимпиады для школьников и ICPC —студенческие соревнования.

Попасть на IOI — вот о чем больше всего мечтала Адина в школе. Победа на республиканской олимпиаде позволила приблизиться к этой цели: девушка оказалась среди 12 лучших школьников страны. Но чтобы поехать на IOI, нужно было попасть в четверку сильнейших.

«Но я не прошла отбор. Это был сильнейший удар. После всего, что я вложила в эту цель, казалось, что все рухнуло», — уже с улыбкой вспоминает Адина.

Тогда ее учитель дал совет, который стал поворотным: «Раз не получилось самой — вырасти тех, кто поедет». И в 17 лет она начала сама обучать школьников, затем поступила в Международный университет информационных технологий (МУИТ) и переехала из Костаная в Алматы. В студенческие годы она также продолжала участвовать в соревнованиях — в том числе в престижной студенческой олимпиаде ICPC, дойдя до полуфинала. Параллельно продолжала учить школьников и вскоре открыла собственный образовательный центр Math and Code, специализировавшийся именно на спортивном программировании.

Команда казахстанских школьников на IOI под руководством Адины Магавиной
Команда казахстанских школьников на IOI под руководством Адины Магавиной
Фото: личный архив

«Для набора учеников я приходила в школы, тестировала всех детей с пятого-шестого классов, смотрела, у кого есть логика, интерес, потенциал, и собирала их по группам», — рассказывает Адина.

Результаты не заставили себя ждать. Уже в первых потоках появлялись призеры IOI.

«У меня было много медалей на IOI — не моих, но тех учеников, кого я вела с нуля. И это очень ценно. Когда видишь, как ребенок раскрывается и выходит на мировую арену — это дает невероятную мотивацию двигаться дальше», — признается Адина и добавляет, что этим центром она уже не занимается, но он все еще функционирует.

Заманчивые предложения

В 2019 году Адину пригласили в Астану — возглавить развитие спортивного программирования в только что открывшемся Astana IT University. Цель была амбициозной: создать студенческую команду, которая дойдет как минимум до финала чемпионата мира по программированию. Спустя два года цель была достигнута. «С тех пор университет каждый год попадает в финал», — уточняет Адина. Но, несмотря на хорошие результаты, она решила закончить с образовательной деятельностью, уйти в сферу индустриального программирования и принять участие в разработке крупного IT-проекта. Причем опыт хотелось получить именно в международной компании, может, даже за рубежом.

Адина Магавина
Адина Магавина
Фото: личный архив

«В студенчестве у меня уже был такой шанс. На третьем курсе я участвовала в соревнованиях от Google, я хорошо прошла все задания и по их результатам меня пригласили на экскурсию в их центральный офис в Mountain View. А потом я получила приглашение пройти собеседование в их компанию, чтобы после четвертого курса я могла устроиться работать в Google. Тогда я выбрала преподавание, но в 2021-м захотелось не обучать студентов, а самой писать коды, решать задачи и развиваться как разработчица», — говорит Адина.

Летом 2022 года Адина получила еще одно приглашение — пройти собеседование в офис Google в Цюрихе. Она прошла несколько этапов проверок и встреч, но при подготовке к очередному туру раздался звонок, который снова перевернул все.

«Позвонил Данабек Калиаждаров, директор школы Alem. Он сказал: «У Багдата Мусина (тогдашнего министра цифровизации — F) появилась идея — создать Федерацию спортивного программирования. Сейчас есть шанс сделать это системно. Если появится человек, который все выстроит — государство готово поддержать». Я поняла: это знак», — говорит Адина.

Так наша героиня снова сделала выбор в пользу образования, отказавшись от дальнейшего собеседования в Google. И на этот раз ей предстояло учить не студентов конкретного университета, а детей со всей страны.

С чистого листа

Первое, с чего начала Адина Магавина при создании Федерации спортивного программирования, — это сбор сообщества digital nomads, чтобы обсудить идею и получить обратную связь. Затем создала устав и оформила юридические документы. На все ушло больше полугода, и в декабре 2022-го федерация была официально создана. Как вспоминает Адина, она сама прошла все этапы — от школьника до организатора олимпиад — и хорошо знала, где в системе слабые места. Главное — отсутствие системной работы с регионами. В олимпиадах участвовали одни и те же школы и вузы: НИШ, РФМШ, МУИТ или КБТУ, а талантливые ребята из других городов оставались без поддержки.

На старте федерация сфокусировалась на студентах, но вскоре стало ясно: начинать нужно с более раннего возраста. Работать только со студентами — неэффективно, ведь многие из них, кто хотел бы заниматься спортивным программированием, не имеют подходящей для этого базы. Так появилась идея выстроить полноценную экосистему подготовки — от 5 класса до 4 курса.

Фото: личный архив

Сейчас федерация охватывает более 3000 школьников и студентов, обучает преподавателей, создает материалы на казахском языке и организует тренировки и сборы.

«Наше главное направление — создание качественных образовательных материалов на казахском языке. Мы переводим сильные курсы и создаем собственные статьи, видео и задачи. Потому что на русском и английском языках информации много, а на казахском — практически нет», — говорит Адина.

Еще одно важное направление — подготовка преподавателей. В федерации разрабатывают и внедряют обучающие программы для учителей информатики и вузовских преподавателей, вне зависимости от их начального уровня. «Зачастую даже преподаватели информатики нуждаются в базовом обучении программированию, и мы предоставляем такую возможность. Все наши материалы доступны, они бесплатны и открыты для использования», — объяснила Адина.

Тренировки проводят как онлайн, так и на местах. На каникулах для школьников и студентов организуют сборы — региональные и республиканские, и, разумеется, продолжают готовить команды для мировых чемпионатов.

Из утопии в реальность

Еще в студенческие годы Адина вместе с единомышленниками мечтали о том, чтобы финал международной студенческой олимпиады ICPC прошел в Казахстане. Но тогда это казалось какой-то утопией. И вот, спустя всего несколько месяцев с начала работы федерации в 2023 году, Адина с командой осмелились подать заявку на проведение финала ICPC в 2026–2027 году в РК.

И заявку одобрили…, но не на 2026-й, как планировалось, а на 2024-й. «У нас было всего 12 месяцев на подготовку, и мы не знали, за что хвататься, но мы понимали: это шанс, который нельзя упустить», — поясняет собеседница.

Адина Магавина, Багдат Мусин и президент ICPC Билл Паучер на подписании Letter of Commitment — соглашения о проведении финала чемпионата мира ICPC в Казахстане
Адина Магавина, Багдат Мусин и президент ICPC Билл Паучер на подписании Letter of Commitment — соглашения о проведении финала чемпионата мира ICPC в Казахстане
Фото: личный архив

Заручившись поддержкой государства, найдя партнеров и спонсоров, стали готовиться. Для проведения соревнований дирекция ICPC выбрала здание EXPO в Астане. Как говорит Адина, подготовка прошла нервно, но успешно. Чемпионат посетило порядка 1200 человек из 110 стран.

«В финале приняли участие сразу пять команд из Казахстана — это наш рекорд. Мы были очень рады встречать команды из MIT, Гарварда, Стэнфорда, Оксфорда, Кембриджа и других топовых университетов. Многие участники признавались, что не ожидали увидеть столь высокий уровень организации и гостеприимства. Было очень приятно такое слышать», — говорит Магавина.

Несмотря на масштаб подготовки, федерация не приостанавливала другие программы: шли тренировки для школьников и студентов, запускались образовательные курсы, проводились сборы. «Самым сложным было — сохранить ритм всей остальной работы. Но это того стоило», — улыбается моя визави.

Следующий масштабный шаг — проведение студенческих сборов Северной Евразии в Казахстане для подготовки к ЧМ. Также в 2025 году впервые проведут сборы по искусственному интеллекту. В них примут участие 12 сильнейших школьников со всей страны. По итогам этих сборов будет отобрана четверка, которая представит Казахстан в международных AI-соревнованиях.

Мотивирующий челлендж

На вопрос о сложностях Адина отвечает откровенно: они были и остаются. Особенно тяжело работать над тем, чтобы замотивировать учеников и педагогов заниматься спортивным программированием.

«Сначала я думала, что проблема — в отсутствии материалов и преподавателей. Но, когда мы все это предоставили, поняли: дело не только в этом. У ребят просто нет внутренней мотивации учиться. Они не понимают, зачем им это нужно. Ты приезжаешь в регион с отличной программой, с лучшими преподавателями, но не получаешь никакой отдачи. Это демотивирует. Но я воспринимаю это как челлендж. Если сейчас у детей не горят глаза — моя задача, чтобы через год они загорелись. Хочется создать такой продукт, который сможет взращивать внутреннюю мотивацию. Не по принципу «хорошо учись — купим тебе компьютер», а так, чтобы ребенок сам понимал, зачем ему знания. И у нас уже есть понимание, как это реализовать. По секрету скажу — проект уже делается», — резюмировала собеседница.

Адина Магавина с другими участницами рейтинга
Участницы рейтинга «30 до 30»: Асель Ибадулла, Адина Магавина, Диана Мурзагалиева, Маржан Кабдуахитова, Екатерина Рехерт
Фото: © Андрей Лунин

В апреле 2025 года Адина Магавина была удостоена государственной награды «Ерен еңбегі үшін» за вклад в развитие образования и ИТ-навыков у молодежи, а в июне 2025-го стала участницей рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте